Цвет. Свойства и качества цвета. Тема 3

Содержание

Слайд 2

Цвет. Свойства и качества цвета. Москва, 2019

Цвет. Свойства и качества цвета.

Москва, 2019

Слайд 3

Собственные качества цвета. Цветовой тон, насыщенность, светлота Москва, 2019 Собственные качества

Собственные качества цвета. Цветовой тон, насыщенность, светлота

Москва, 2019

Собственные качества цвета, это те

качества, которые ему объективно присущи.

Цветовой тон является названием цвета; красный, желтый и т.д., зависит от его места в спектре (длины световой волны).
Ахроматичесские цвета не имеют цветового тона.
Черный – это отсутствие цвета
Белый – это сумма и смешение всех цветов

Насыщенность цвета определяется степень его хроматичности . Это степень удаленности от серого той же светлоты (степень его чистоты или блеклости). Цвет максимальной насыщенности – спектральный цвет, минимальной – серый (полная ахроматичность).

Слайд 4

Светлота цвета зависит от двух компонентов – от светлоты ахроматического серого,

Светлота цвета зависит от двух компонентов – от светлоты ахроматического серого,

которое есть в этом цвете, и от собственной светлоты цветовых лучей

Сопоставление цветов по светлоте

Москва, 2019

Слайд 5

Несобственные качества цвета – это качества объективно цвету не присущи. Это

Несобственные качества цвета – это качества объективно цвету не присущи. Это

возникающие при восприятии цвета ассоциации. К несобственным качествам относятся:
теплые и холодные
Желто-оранжево-красная часть спектра вызывает ассоциации с огнем, поэтому считается теплой. Холодная сине-фиолетовая ассоциируется с небом, льдом, снегом. Зеленые тона менее очевидно связаны с теплом и холодом. Желто-зеленые оттенки считаются теплыми, а сине-зеленые – холодными. Любой цвет внутри своего тона может делится на теплый и холодный.
Делению цветового спектра на теплые и холодные цвета существует научное объяснение. Слепые люди часто на ощупь определяют красный цвет по теплу, исходящему от цветных образцов. Если посмотреть на шкалу электромагнитных излучений, то спектральное видимое излучение, вызывающее красный цвет, находится на границе с самым «горячим» по температуре инфракрасным излучением. Данное «соседство» объясняет то факт, что эти излучения при поглощении поверхностью выделяют большее количество тепла по сравнению с холодным, например, синим цветом.

Несобственные качества цвета

Москва, 2019

Слайд 6

Москва, 2019

Москва, 2019

Слайд 7

Субъективное ощущение тяжести зависит от светлоты и насыщенности цвета. Чем цвет

Субъективное ощущение тяжести зависит от светлоты и насыщенности цвета. Чем цвет

более насыщенный и менее светлый, тем он тяжелее. Цвет становится легким или тяжелым только в сравнении с соседними цветами в конкретной композиции.  
К легким, или воздушным, цветам обычно относят светлые, холодные, малонасыщенные цвета, особенно синие и голубые, ассоциирующиеся с небом, воздушным пространством и далями.
К тяжелым цветам относят теплые, темные плотные цвета - коричневые, оливковые, черные, темно-серые которые обычно ассоциируются с землей и основанием.

легкие и тяжелые

Несобственные качества цвета

Москва, 2019

Слайд 8

Слайд 9

глухие и звонкие Несобственные качества цвета Деление цвета на глухие и

глухие и звонкие

Несобственные качества цвета

Деление цвета на глухие и звонкие прямо

связано с насыщенностью цвета. Например, ярко-красный насыщенный цвет называют звонким но сравнению с глухим коричневым цветом.

Москва, 2019

Слайд 10

Слайд 11

Деление цветов на выступающие и отступающие основано на ассоцитивном опыте людей,

Деление цветов на выступающие и отступающие основано на ассоцитивном опыте людей,

привыкших видеть дальние планы пейзажей и дальние предметы, всегда окутанные синевой. Если на одинаковом расстоянии от человека расположить два окрашенных в красный и синий цвета прямоугольника, то первый из них воспринимается расположенным ближе, а другой - расположенным дальше.


выступающие и отступающие

Москва, 2019

Слайд 12

Цветные поверхности, помещенные рядом взаимно влияют друг на друга. Различия противопоставляемые

Цветные поверхности, помещенные рядом взаимно влияют друг на друга. Различия

противопоставляемые цветовыми пятнами и влияющие на восприятие соседних цветов - называют цветовыми контрастами. С помощью контрастов можно подчеркнуть то или иное качество цвета , поскольку при сопоставлении двух противоположностей, по какому либо качеству, свойства каждого могут быть усилены или ослаблены.
Изучая характерные способы воздействия цвета, можно отметить наличие семи видов контрастных проявлений:
Контраст по цвету.
Контраст светлого и темного.
Контраст холодного и теплого.
Контраст дополнительных цветов.
Симультанный контраст.
Контраст по насыщенности.
Контраст по площади цветовых пятен.

ЦВЕТОВЫЕ КОНТРАСТЫ

Москва, 2019

Слайд 13

Контраст цветовых сопоставлений - сочетание чистых хроматических цветов спектра и ахроматических.

Контраст цветовых сопоставлений - сочетание чистых хроматических цветов спектра и

ахроматических. Наиболее сильный контраст создают базовые цвета: синий, красный и желтый. Минимально, чтобы контраст «состоялся», рекомендуют сочетать минимум 3 цвета. Причем, минимум два из них должны быть хроматические.

Контраст цветовых сопоставлений

Москва, 2019

Слайд 14

Типы цветовых контрастов . Контраст светлого и темного Контраст светлого и

Типы цветовых контрастов . Контраст светлого и темного

Контраст светлого и

темного - самым выразительным примером является сочетание белого и черного, но могут быть один или два хроматических цвета разной степени светлоты

Вермеер Делтфский. Девушка с жемчужной сережкой

Белый квадрат на чёрном фоне кажется более крупным, чем чёрный квадрат такой же величины на белом фоне. Белый цвет излучается и выходит за свои пределы, в то время как чёрный ведёт к сокращению размеров занимаемых
им плоскостей

Москва, 2019

Слайд 15

Один и тот же цвет в различном окружении выглядит по-разному: серое

Один и тот же цвет в различном окружении выглядит по-разному: серое

пятно на черном фоне кажется светлее точно такого же серого пятна, окруженного белым фоном. В окружении более темных цветов все цвета визуально светлеют, а в окружении более светлых – темнеют. Цвета изменяются под влиянием окружающих их цветов.
Все светлые тона на чёрном фоне будут выступать вперёд в соответствии со степенью их светлости. На белом фоне впечатление будет обратное: светлые тона остаются на уровне белого фона, а тёмные постепенно выступают вперёд.

Москва, 2019

Слайд 16

Контраст холодного и теплого (по температуре цвета) - основан на разнице

Контраст холодного и теплого (по температуре цвета) - основан на

разнице тормозящих «отступающих» и возбуждающих «выступающих» цветов. Для создания теплового контраста цвета, в чистом виде, цвета берутся одинаковые по светлоте. Поскольку «температура» цветового пятна зависит от фона, «температура цвета» — понятие весьма относительное.

Типы цветовых контрастов

Москва, 2019

Слайд 17

При контрасте холодных и тёплых цветов одинаковой светлоты тёплые цвета будут

При контрасте холодных и тёплых цветов одинаковой светлоты тёплые цвета будут

выступать вперёд, а холодные стремиться в глубину. Наилучшие контрасты между бледными разного цвета поверхностями обнаруживаются в том случае, когда теплые тона будут немного светлее холодных или, по меньшей мере, равны последним, но не слабее их.

Москва, 2019

Слайд 18

Контраст дополнительных (комплементарных) цветов – сочетание цветов находящихся в цветовом круге

Контраст дополнительных (комплементарных) цветов – сочетание цветов находящихся в цветовом

круге друг против друга (максимально удаленных). Комплементарные цвета зрительно усиливают насыщенность друг друга.
.

Типы цветовых контрастов

.

Матисс. Танец.

Ван Гог. Ирисы

Ван Гог Красные маки и маргаритки

Москва, 2019

Слайд 19

Симультанный (одновременный зрительный) контраст не существует вне нашего восприятия — это

Симультанный (одновременный зрительный) контраст не существует вне нашего восприятия — это

создание иллюзии дополнительного цвета на соседнем оттенке.
Симультанное действие сильнее всего проявляется на сером и черном цветах в сочетании с хроматичными цветами.

Типы цветовых контрастов

Эль Греко "Срывание одежд с Христа", на котором симультанный контраст создает напряжение, динамику и тревожность.

Москва, 2019

Слайд 20

Черные фигуры на цветном фоне утрачивают черный цвет вследствие симультанного контраста

Черные фигуры на цветном фоне утрачивают черный цвет вследствие симультанного контраста

и получают оттенки дополнительных цветов. Для того, чтобы фигуры казались черными, в него надо добавить цвет, который уберет оттенок, производимый контрастом. Для желтого фона берут темно-коричневый с желтым оттенком, для красного — темно-коричневый красноватый.

Контраст яснее по краям пятна (краевой контраст). Он в частично снимается раздельностью пятна и поля, например контуром

Москва, 2019

Симультанный контраст на черном

Слайд 21

Пары цветов. Перемены вследствие контраста. Красный - } Становится более пурпурным.

Пары цветов. Перемены вследствие контраста.
Красный - } Становится более

пурпурным.
Оранжевый } Становится более желтым.
Красный }Становится более пурпурным.
Желтый } Становится более зеленоватым.
Красный }Становится ярким без изменения цвета.
Голубозеленый } Становится ярким без изменения цвета.
Красный }Становится более красно-оранжевым.
Голубой } Становится более зеленоватым.
Красный }Становится более красно-оранжевым
Фиолетовый } Становится более синеватым

Типы цветовых контрастов. Одновременный контраст.

Одновременный контраст проявляется на двух рядом лежащих цветных поверхностях при их соприкосновении. Если цветовые пятна разделены белым или черным промежутком, они остаются без действия друг на друга.

Москва, 2019

Слайд 22

Цвета вызванные симультанным контрастом Цвет, возбуждаемый контрастом, всегда слаб и лучше

Цвета вызванные симультанным контрастом

Цвет, возбуждаемый контрастом, всегда слаб и лучше виден

на сером.

Художник Александр Сигов

Москва, 2019

Слайд 23

Контраст по насыщенности - это сопоставление между насыщенными, яркими, блеклыми и

Контраст по насыщенности -  это сопоставление между насыщенными, яркими, блеклыми

и затемненными цветами .
Цвета могут быть осветлены или затемнены разными способами, которые придают им разные возможности. Действие этого контраста относительно: цвет может показаться ярким рядом с блеклым тоном, и блеклым – рядом с более ярким.

Контраст по насыщенности

Москва, 2019

Контраст насыщения вызывает следующие ощущения в восприятии цвета: яркие цвета будут выступать вперёд по сравнению с одинаково светлыми, но притуплёнными цветами. Как только к этому контрасту прибавляется контраст светлого и тёмного или холодного и тёплого, впечатление глубины снова изменяется.

Слайд 24

Контраст цветового распространения - характеризует размерные соотношения между цветовыми плоскостями, противопоставляет

Контраст цветового распространения - характеризует размерные соотношения между цветовыми плоскостями,

противопоставляет «много – мало», «большой – маленький» с учетом яркости или светлоты того или иного цвета.
Яркость и размер цветовой плоскости определяют силу воздействия цвета. Этот контраст способен изменять и усиливать проявления всех других контрастов и играет большую роль в создании впечатления глубины.

Контраст цветового распространения

желтый : фиолетовый = 1/4 :3/4
оранжевый : синий = 1/3: 2/3
Красный : зеленый = 1/2: 1/2

Клод Моне. Впечатление, восход. 

Москва, 2019