Весенний гомон птичьих стай в жизни и искусстве

Содержание

Слайд 2

Первая встреча Весны 17 марта – Герасим – грачевник «Герасим – грачевник грачей пригнал»

Первая встреча Весны 17 марта – Герасим – грачевник
«Герасим – грачевник

грачей пригнал»
Слайд 3

Вторая встреча Весны - 22 марта - Сороки

Вторая встреча Весны - 22 марта - Сороки

Слайд 4

Третья встреча Весны особенная – 7 апреля. Принято считать, что на

Третья встреча Весны особенная – 7 апреля.
Принято считать, что на

Благовещение (7 апреля) весна зиму поборола.
«Благовещение – птиц на волю отпущение»
Слайд 5

В книге «Быт русского народа» (1848 г.) этнограф и археолог Александр

В книге «Быт русского народа» (1848 г.) этнограф и археолог Александр

Власьевич Терещенко (1806 — 1865) писал об обычае освобождения птиц из неволи следующее: «В Петербурге сохранился умилительный обычай, который, как говорят, существует также во многих местах России.
В Страстную неделю и в неделю Светлого Воскресения разносят птичек в клетках: жаворонков, синиц, подорожников и продают их, с условием на выпуск. Благотворительная и вместе трогательная мысль — и тех, которые ловят для продажи на выпуск, и тех, которые покупают, чтобы освободить из неволи. Я знаю много примеров, что русские девушки собирают складчину на то, чтобы откупить несколько клеток и выпустить птичек на волю. Какая должна быть радость для освободительниц!»
Слайд 6

Где птица ни летает, а своё … знает. Ласточка день начинает,

Где птица ни летает, а своё … знает.
Ласточка день начинает,

а соловей ….
Не нужна соловью золотая клетка, а лучше зеленая ….
Красна птица пером, а человек – ….
Слово  - не ..., вылетит не поймаешь.
Увидел скворца - весна у …..
Птица радуется весне, а младенец ….
Птице … – а человеку разум.
К … человеку и голубь не летит.

Дополни пословицу

Слайд 7

Где птица ни летает, а своё гнездо знает. Ласточка день начинает,

Где птица ни летает, а своё гнездо знает.
Ласточка день начинает,

а соловей кончает.
Не нужна соловью золотая клетка, а лучше зелёная ветка.
Красна птица пером, а человек – умом.
Слово  - не воробей, вылетит не поймаешь.
Увидел скворца - весна у крыльца.
Птица радуется весне, а младенец матери.
Птице крылья – а человеку разум.
К недоброму человеку и голубь не летит.

Проверь себя

Слайд 8

Перелётные и зимующие Каких весенних птиц ты знаешь?

Перелётные и зимующие

Каких весенних птиц ты знаешь?

Слайд 9

Кукушка

Кукушка

Слайд 10

Грач

Грач

Слайд 11

Чечётка

Чечётка

Слайд 12

Чиж

Чиж

Слайд 13

Куропатки

Куропатки

Слайд 14

Свиристель

Свиристель

Слайд 15

Трясогузка

Трясогузка

Слайд 16

Дрозд

Дрозд

Слайд 17

Сойка

Сойка

Слайд 18

Синица

Синица

Слайд 19

Скворец

Скворец

Слайд 20

Воробей

Воробей

Слайд 21

Алексея Кондратьевича Саврасова Познакомьтесь (дополнительно) с творчеством известного русского пейзажиста, который

Алексея Кондратьевича Саврасова

Познакомьтесь (дополнительно) с творчеством известного русского пейзажиста, который написал

одну из самых проникновенных картин о русской Весне, о такой знакомой и родной!
Слайд 22

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)

Саврасов Алексей Кондратьевич

(1830-1897)

Слайд 23

«Грачи прилетели» 1871

«Грачи прилетели»
1871

Слайд 24

Слайд 25

"Ступайте писать, ведь весна - уже лужи, воробьи чирикают, хорошо. Ступайте


"Ступайте писать, ведь весна - уже лужи, воробьи чирикают,

хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное - чувствуйте." - любил говорить Саврасов.
Слайд 26

Задание Познакомьтесь с содержанием презентации (традициями и обычаями встречи весны на

Задание

Познакомьтесь с содержанием презентации (традициями и обычаями встречи весны на

Руси, вспомни пословицы и поговорки на эту тему, познакомься с зимующими и перелётными птицами).
Выполни рисунок в альбоме, в цвете (краски или цветные карандаши) любой птицы (выбери её из предложенных в презентации или используй свой образец).
Изучи дополнительный материал о творчестве А К. Саврасова.
Слайд 27

«Ранняя весна. Оттепель» 1880-е Приподнятое состояние духа, в котором находился художник


«Ранняя весна. Оттепель» 1880-е

Приподнятое состояние духа, в котором находился художник (об

этом он писал Герцу и Третьякову), было внезапно нарушено трагическими событиями: в феврале умерла новорожденная дочка (уже третий умерший ребенок Саврасовых), тяжело заболела жена. О глубине горестных переживаний живописца свидетельствуют исполненные им в это время на ярославском кладбище изображения могилы дочери.
Слайд 28

«Ранняя весна. Дали» 1870-е

«Ранняя весна. Дали» 1870-е

Слайд 29

«Вечер. Перелет птиц» 1874

«Вечер. Перелет птиц» 1874

Слайд 30

«Весенний день» 1873

«Весенний день» 1873

Слайд 31

И все-таки именно ранней весной 1871 года под влиянием помогающего преодолеть

И все-таки именно ранней весной 1871 года под влиянием помогающего преодолеть страдания

“врачующего простора”, красоты, вечно обновляющейся, воскресающей природы, под кистью Саврасова, рядом с исполненными душевной боли этюдами появляются подготовительные работы к картине “Грачи прилетели”. Это весеннее вдохновение отразилось и в новых этюдах, сделанных в Ярославле. Масштабность замысла, потребность в натурных впечатлениях помогли осуществить поездку Саврасова в расположенное в шестидесяти верстах от Костромы село Молвитино, где, видимо, можно было наблюдать более поздний, замедленный приход весны и где были сделаны новые этюды и эскизы. Потом, по возвращении в Москву, художник внес новые подробности и дорабатывал композицию уже в мастерской.
Слайд 32

В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой

В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на

первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. «Грачи» стали открытием в живописи. Действительно, мировосприятию Саврасова, его работам была присуща совершенно особенная музыкальность. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его “Грачей..”, стоит внимательнее вглядеться, например, хотя бы в изображения ветвей деревьев, то радостно тянущихся к весеннему голубому небу, то печально застывших и поникших. Порой его картины дают нам возможность словно услышать весенний гомон грачей, пение жаворонка, трепещущего над полем, журчание первых мартовских ручейков, ропот ветвей под порывами ветра.
Слайд 33

Вариант картины. А. Саврасов. «Грачи прилетели». 1879 год, Нижегородский государственный художественный

Вариант картины. А. Саврасов. «Грачи прилетели». 1879 год, Нижегородский государственный художественный

музей. Нижний Новгород
Искомое художником единство рисунка и живописи, состояния природы и строя чувств и при этом удивительная естественность и непосредственность выражения были достигнуты в картине в полной мере. Не случайно изображение простого, знакомого типичнейшего для России ландшафта и из года в год повторяющегося состояния природы было воспринято чуткими современниками как нечто совершенно новое, как откровение.
Слайд 34

Весна. 1880-1890-е

Весна. 1880-1890-е

Слайд 35

«Весна на большой реке» 1880-е

«Весна на большой реке» 1880-е