Содержание
- 2. Русская икона – открытие ХХ века. Анри Матисс, Москва, 1911: «Это доподлинно народное искусство. Здесь первоисточник
- 3. 14-15 века – «золотой век» русской иконы. В 16-17 вв. : -рост дидактического начала; -измельчание образов;
- 4. ОТКРЫТИЕ РУССКОЙ ИКОНЫ И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ Истоки современной науки о древнерусском искусстве – деятельность Федора Ивановича
- 5. Собиратели русских икон В. Серов. Портрет Николая Семёновича Лескова (1831-1895) Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Автопортрет. Михаил
- 6. Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) Начал собирать иконы с 90-х годов. Особый подход к иконе – «сквозь
- 7. Илья Семёнович Остроухов (1858-1929) Художник, коллекционер, один из руководителей Третьяковской галереи. Собирал иконы с 900-х годов.
- 8. ИЗУЧЕНИЕ ИКОНОПИСИ 1913 – первая большая выставка древнерусского искусства Рубеж 19-20 веков – иконографический метод. Его
- 9. 1916 – две книги Е.Н. Трубецкого: «Два мира в древнерусской иконописи» «Умозрение в красках. Вопрос о
- 10. 1918 – создана Всероссийская реставрационная комиссия. 1924 – переименована – Центральные государственные реставрационные мастерские. Руководитель –
- 11. Дальнейшее изучение: 1929-1932 – в разных странах прошли выставки русских икон. Активно изучают иконопись: Кафедры истории
- 12. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О РУССКОЙ ИКОНОПИСИ Русская икона органически связана многими нитями преемственности с византийским искусством. Но
- 13. Отличие русской иконы от византийской: - лики становятся мягкими и более открытыми; - усиливается интенсивность чистого
- 14. В России постепенно складывается собственный иконографический тип. Раньше всего это наметилось: 1) в культе местных святых
- 15. ОБРАЗ ИКОНОПИСЦА Икона рассматривалась на Руси как самое совершенное из искусств, к ней относились с величайшим
- 16. Протопоп Аввакум Современная старообрядческая икона. Иконописец Ирина Никольская Самый яркий протест – в писаниях протопопа Аввакума
- 17. Важно – ЧЕМ он не доволен и ЧЕМ именно не хотели жертвовать староверы: Иконы 17 в.
- 18. Иконопись 15 века – искусство светлое и радостное: Сияющие, сильные и яркие краски; Ритмичные, певучие и
- 19. ПОЭТИКА РУССКОЙ ИКОНЫ Колорит: Краска обладала символическим смыслом, но это не главное для русского иконописца. Краска
- 20. Линия: -мягкая, угловатая, плавная, каллиграфически тонкая, монументальная; -отказ от скульптурного начала; -особое значение – линия силуэта
- 21. ИКОНЫ 11-13 ВЕКОВ Иконы 11-13 веков были неизвестны исследователям. Обычно историю иконописи начинали с 14-15 веков.
- 22. НАИБОЛЕЕ ЗНАМЕНИТЫЕ ИКОНЫ 11-13 веков
- 23. Устюжское благовещение 12 в. Происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря под Новгородом. Сейчас – ГТГ Сцена
- 24. Спас Нерукотворный 12 в. ГТГ Двусторонняя икона. На обороте – «Поклонение кресту» Лик Христа написан в
- 25. Поклонение кресту (Прославление креста) – Оборотная сторона «Спаса Нерукотворного»
- 26. Ангел 12 в. Русский музей По стилистике очень близка к иконам Спаса Нерукотворного и Устюжского Благовещения
- 27. 12 в. - вершина византизирующего направления в новгородской живописи. В 13 в. оно подвергается трансформации. Новое
- 28. Особое место в процессе развития иконописи в 12 в. занимает город Владимир во времена князя Андрея
- 29. Именно Андрей Боголюбский , когда ушел из Киева в родовую Суздальскую землю, взял с собой прославленную
- 30. Боголюбская Богоматерь Была создана, по преданию, в память о видении, которое явилось князю во сне (1158)
- 31. С именем Всеволода Большое Гнездо связана икона необычно вытянутой формы Юный Христос (Еммануил). Этот своеобразный Деисус
- 32. В иконах 11-13 веков особое место принадлежит Ярославлю. Богоматерь Оранта с медальоном Спаса Еммануила на груди
- 33. Спас Златые власы 13 в., Хранится в московском Успенском соборе Бросается в глаза дальнейшее усиление орнаментального
- 34. НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА Для новгородской иконописи XIV века огромное значение имело художественное наследие XIII столетия. В XIV
- 35. Знаменитая икона Донской Богоматери, с «Успением» на обороте. Икона приписывается (Э. Грабарь, П. П. Муратов и
- 36. Оборот иконы — Богоматерь Донская По сторонам «славы» стоят два святителя, обращенные к Христу, с полураскрытыми
- 37. Характерные черты новгородской иконы: - менее аристократична, чем московская; - в ней настойчиво проступают архаические черты;
- 38. ПСКОВСКАЯ ШКОЛА Псковская иконопись имеет свое ярко выраженное лицо. Композиции псковских икон чаще всего асимметричны и
- 39. Псковских икон XII века не сохранилось. Самые ранние из известных нам псковских икон «Успение» из одноименной
- 40. Икона, которую можно рассматривать как шедевр псковской живописи, «Собор Богоматери». Это едва ли не самая ранняя
- 41. Ранним XV веком датируется также икона «Богоматерь Умиление» (Третьяковская галерея). Христос прижимается к щеке матери, касаясь
- 42. МОСКОВСКАЯ ШКОЛА Московская школа иконописи сложилась позднее новгородской, и начало ее расцвета почти совпадает с расцветом
- 43. Из произведений ранней московской иконописи первое место следует отвести иконе Бориса и Глеба в Русском музее
- 44. До нас дошло несколько произведений московской станковой живописи, могущих пролить свет на деятельность «русских родом, но
- 45. В 90-х годах XIV века и в начале XV центральной фигурой среди московских художников был Феофан
- 46. Феофан Грек и его помощники. Иконы деисусного чина Благовещенского собора в Московском Кремле. В деисусном чине
- 47. Принадлежащие Феофану иконы написаны необычайно свободно. Феофан кладет сочные блики-отметки, гребень носа он оттеняет энергичной описью
- 48. С появлением на исторической сцене Рублева начинается новая и самая значительная глава в истории московской иконописи.
- 49. Его имя упоминается впервые в 1405 году, когда он работает совместно с Феофаном Греком. В летописи
- 50. Андрей Рублев Архангел Михаил 1410 -1420 Левая часть иконописного деисуса из Звенигорода, ГТГ Деисусным чином называется
- 51. Андрей Рублев Спас Вседержитель 1410 -1420 Центральная часть иконописного деисуса из Звенигорода, ГТГ Образ Христа настолько
- 52. Андрей Рублев Апостол Павел 1410 -1420 Правая часть иконописного деисуса из Звенигорода, ГТГ Иконы «звенигородского» чина
- 53. А.Рублев Икона Троицы (около 1411). Икона исполнена в память Сергия Радонежского и являлась храмовым образом Троицкого
- 54. Андрей Рублев. Спас в силах 10-е годы XV века. ГТГ Спас представлен в окружении серафимов и
- 55. С 70-х годов начинает работать Дионисий (1440-1502), наиболее прославленный мастер зрелого XV-раннего XVI века. Дионисий, бывший
- 56. Дионисий Одигитрия 1482, ГТГ Она происходит из собора Вознесенского монастыря в Московском Кремле. При пожаре 1482
- 57. Дионисий и мастерская. Богоматерь Одигитрия. Около 1502–1503. Русский музей Мастерская Дионисия расписывала соборную церковь Ферапонтова монастыря,
- 59. Скачать презентацию