Византийская и домонгольская иконопись

Содержание

Слайд 2

Фаюмские портреты – это погребальные портреты, созданные в технике энкаустики в


Фаюмские портреты –
это погребальные
портреты, созданные
в технике энкаустики
в

Римском Египте в
I-IV веках.
Свое название они полу-
чили по месту их первой
крупной находки в Фаюм-
ском оазисе в 1887 году
британской экспедицией
во главе с Флиндерсом
Питри.

В настоящее время в
музеях мира хранятся
и экспонируются около
900 фаюмских портретов,
из них 23 – в ГМИИ имени
А.С.Пушкина в Москве.

Слайд 3

Живопись Древнего Египта Портрет юноши в золотом венке (начало II в.


Живопись Древнего Египта

Портрет юноши в золотом
венке (начало II в.

до н.э.).
Д., энкаустика, 35,5 х 21 см.
Москва. ГМИИ им. .С.Пушкина.
Слайд 4

Живопись Древнего Египта Портрет мужчины средних лет (Середина II века). Д.,


Живопись Древнего Египта

Портрет мужчины средних лет
(Середина II века).
Д., энкаустика, 41,5

х 19,5 см.
Москва. ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Слайд 5

Живопись Древнего Египта Портрет мужчины с маленькой бородкой (Конец II века).


Живопись Древнего Египта

Портрет мужчины с маленькой
бородкой (Конец II века).
Д.,

энкаустика, 35,5 х 19 см.
Москва. ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Слайд 6

ПетрГу. Семеновкер В.Н. Живопись Древнего Египта Портрет женщины средних лет (Начало

ПетрГу. Семеновкер В.Н.

Живопись Древнего Египта

Портрет женщины средних лет
(Начало III века).
Д., энкаустика,

33 х 17 см.
Москва. ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Слайд 7

Фаюмские портреты донесли до нас лики людей, живших в Египте почти две тысячи лет назад.


Фаюмские портреты донесли до нас лики людей,
живших в Египте

почти две тысячи лет назад.
Слайд 8

Что такое икона? Икона – (от греч. eikon – образ, изображение)


Что такое икона?

Икона – (от греч. eikon – образ,

изображение) –
в христианстве (главным образом, в православии,
католицизме и древневосточных церквях) изобра-
жения Иисуса Христа, Богоматери, святых, а также
библейских и церковных событий, которым прида-
ется священное значение.
В искусствоведении иконами обычно называют
изображения, выполненные на твердой поверхно-
сти, однако с религиозной точки зрения иконами
также являются мозаичные, скульптурные и ткан-
ные изображения.
Слайд 9

Сначала иконописец тщательно подготавливал доску, соединяя несколько брусков шпонкой. Поле Лузга Ковчег Врезная шпонка Бруски

Сначала иконописец тщательно подготавливал доску, соединяя несколько брусков шпонкой.

Поле

Лузга

Ковчег

Врезная шпонка

Бруски

Слайд 10

Хорошая икона состоит из нескольких слоев. Паволока Проклейка Доска Красочный слой

Хорошая икона состоит из нескольких слоев.

Паволока

Проклейка

Доска

Красочный слой

Левкас

Защитный слой

Паволокой называют ткань, которой

оклеивают доску, предохраняя образ от растрескивания.
Левкас (белый) – это мел, перемешанный с животным клеем, которым выравнивают поверхность.
В качестве защитного слоя чаще всего использовали олифу.
Слайд 11

Построение самого образа начиналось с прорисовки – перенесения контуров на основу. Часто использовали готовые образцы.

Построение самого образа
начиналось с прорисовки – перенесения контуров на основу.

Часто
использовали готовые образцы.

Слайд 12

Для нанесения красочного слоя в иконописи издавна применяли темперу – краску,

Для нанесения красочного слоя в иконописи издавна применяли темперу – краску, связующим веществом которой был клейкий яичный желток.

Будучи прозрачной, темперная

краска позволяет получить тона необычайной яркости, которые «не стареют».
Слайд 13

Красочный слой защищали олифой – густым растительным маслом, которая от времени

Красочный слой защищали олифой – густым растительным маслом, которая от времени темнела.
Сегодня освобождение иконы из под слоя

олифы –
Чуть ли не основная забота реставраторов.
Слайд 14

Стилистические особенности иконописи: особая система изображения пространства («обратная перспектива», при которой


Стилистические особенности иконописи:
особая система изображения пространства («обратная
перспектива», при которой

самое главное изображается
более крупными размерами);
в изображении могут сочетаться события, происходившие
в различное время и в разных местах;
все персонажи изображаются в определенных позах и
одеждах, а их святость подчеркивается нимбами;
нет определенного источника освещения, отсутствуют
падающие тени, но объем создается с помощью штриховки;
стилизуются пропорции человеческого тела, складки
одежд, архитектуры (удлиняются или укорачиваются);
используется особая символика цвета, света, жестов и
атрибутов.
Слайд 15

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ИКОНОЙ Иконы писали на досках, соединённых с

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
РАБОТЫ НАД ИКОНОЙ
Иконы писали на досках, соединённых с помощью

шпонок (брусков).
Доски просушивали и покрывали левкасом (смесь клея и мела).
Переводили рисунок.
Золотили фон и венцы святых.
Писали ризы (одежды) и пейзаж – «доличное письмо».
Писали лики и открытые части тела – «личное письмо».
Иконы писали темперой – пигмент (цветные глины, минералы),
замешанный на яйцах или казеине (сыворотке молока).
Готовую икону покрывали олифой (растительным маслом).
Иконы писали по принципу обратной перспективы, то есть точка схода всех объектов была на молящемся, стоящем перед иконой. «Обратная» перспектива характеризуется соединением нескольких точек зрения на объект, заключенных в общем пространстве. В «обратной» перспективе - в отличие от «прямой» - то, что находится сзади, остается в прежних размерах, а чаще всего увеличивается. Предметы как бы разворачиваются нам навстречу разными гранями, и зритель чувствует себя одновременно видящим сверху, снизу и с разных сторон.
Слайд 16

ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Слайд 17

Иконографические типы Христа

Иконографические типы Христа

Слайд 18

По преданию первой иконой был Убрус – полотенце, на котором отпечатался

По преданию первой иконой был Убрус – полотенце, на котором отпечатался

лик Христа – Спас Нерукотворный.

На Руси к иконам относились благоговейно. Из не покупали и не продавали – лишь выменивали. Их нельзя было выбросить или сжечь. Старые иконы закапывали в землю или пускали по реке. Иконы спасали от пожаров первыми и выкупали из плена. Избавление от несчастий связывали прежде всего с чудотворным действием икон.

Слайд 19

1.Спас Нерукотворный. Икона. Новгород. XII в. — один из основных типов

1.Спас Нерукотворный. Икона. Новгород. XII в.
— один из основных типов изображения

Христа, представляющий Его лик на убрусе. Христос изображён в возрасте Тайной вечери. На Руси сложился особый вид Нерукотворного Образа — «Спас Мокрая брада» — изображение, в котором борода Христа сходится в один тонкий кончик.
Слайд 20

2.Спас Вседержитель (Пантократор). Мозаика в соборе св. Софии в Константинополе. XII

2.Спас Вседержитель (Пантократор). Мозаика в соборе св. Софии в Константинополе. XII

в.

Вседержитель или Пантократор (греч. παντοκρατωρ — всевластный) —образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию.
Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благославляющем жесте.
Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального куполаТак, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.

Слайд 21

3. Спас в силах. Христос – судья. Красный квадрат – земля,синий

3. Спас в силах.
Христос – судья. Красный квадрат – земля,синий

овал – мир духовный, красный ромб – мир невидимый.
Спас в силах Андрея Рублева

Спас в силах, центральная икона в традиционном русском иконостасе. Христос восседает на троне в окружении ангельского сонма — «Сил Небесных».

Слайд 22

4. Спас Эммануил. Симон Ушаков Спас Эммануил, Еммануил — иконографический тип,

4. Спас Эммануил. Симон Ушаков
Спас Эммануил, Еммануил — иконографический тип, представляющий

Христа в отроческом возрасте, часто с книгой в руке.
Слайд 23

5.Архиерей Великий. Икона. Конец XVII в. изображение Христа в образе новозаветного

5.Архиерей Великий. Икона. Конец XVII в.
изображение Христа в образе новозаветного первосвященника,

приносящего в жертву самого себя.

6.Не рыдай Мене, Мати. Икона. Конец XVIII — первая четверть XIX в. — иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе

8.Благое Молчание. Икона. Иван Дьяконов (?). XVII в. Изображение Христа до прихода к людям (воплощения) в виде крылатого юноши с восьмиконечным нимбом.

7.Добрый Пастырь. Икона. Греция. XX в. Спаситель изображён в виде пастуха, окружённого овцами, либо с заблудшей овцой за плечами.

Слайд 24

Типы икон Богородицы

Типы икон Богородицы

Слайд 25

2. Великая Панагия - соединение иконографических типов Оранта и Знамение (медальон

2. Великая Панагия - соединение иконографических типов Оранта и Знамение (медальон

с изображением Христа на груди Богоматери). Ярославль. Около 1218 г.

1.Ора́нта (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

Слайд 26

3. Елеуса (греч. Ελεούσα — милующая от έλεος — сострадание, сочувствие),

3. Елеуса (греч. Ελεούσα — милующая от έλεος — сострадание, сочувствие), Умиление

— один из основных типов изображения Божией Матери — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.

Донская икона. Феофан Грек 1392 г. ГТГ

Владимирская икона Божией Матери. Византия. XII в.

Слайд 27

Византийская иконопись «Богоматерь Владимирская» (конец XI – начало XII веков). Д.,


Византийская иконопись

«Богоматерь Владимирская»
(конец XI – начало XII веков).
Д., т., 100

х 70 см. (ковчег 78 х 55 см.).
Москва. Третьяковская галерея.

Привезена из Константинополя
около 1136 г., увезена во Владимир
Андреем Боголюбским в 1155 г.
Возвращена в Москву в 1480 г.

Слайд 28

В сентябре 1999 года «Богоматерь Владимирская» передана в Храм-музей Святителя Николая


В сентябре 1999 года «Богоматерь Владимирская»
передана в Храм-музей Святителя

Николая в Толмачах при
Государственной Третьяковской галерее.
Слайд 29

Византийская иконопись «Богоматерь Донская» (1370-е). Д., т., 86 х 68 см.


Византийская иконопись

«Богоматерь Донская»
(1370-е). Д., т., 86 х 68 см.
Третьяковская галерея
(из

Благовещенского
собора Московского Кремля).
Слайд 30

4. Одиги́трия (греч. Οδηγητρια — Указующая Путь), Путеводи́тельница — один из

4. Одиги́трия (греч. Οδηγητρια — Указующая Путь), Путеводи́тельница — один из наиболее

распространённых типов изображения Богоматери — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой — держит свиток

Смоленская Одигитрия

Одигитрия из музея им. Андрея Рублёва

Слайд 31

Домонгольская иконопись Татаро-монгольское иго – это политическая и данни- ческая зависимость


Домонгольская иконопись

Татаро-монгольское иго –
это политическая и данни-
ческая зависимость

русских
княжеств от татаро-монголь-
ких ханов и Золотой Орды.
Установление ига стало
возможным в результате
монгольского нашествия на
Русь в 1237-1241 годах и про-
исходило в течение двух
десятилетий после него.
Длилось иго до 1480 года.
Термин «Иго» означает власть Золотой Орды над Русью.
Первое серьезное пораже-
ние Золотой Орде русские
княжества нанесли в сентяб-
ре 1380 года на Куликовом
поле.
Слайд 32

Домонгольская иконопись «Богоматерь Великая Панагия» («Ярославская Оранта») (XII – начало XIII


Домонгольская иконопись

«Богоматерь
Великая Панагия»
(«Ярославская Оранта»)
(XII – начало XIII в.).
Д., т.,

194 х 120 см.
Третьяковская галерея.

Панагия – всесвятая (греч.)
Оранта – молящаяся (лат.)

ГТГ.

Слайд 33

Домонгольская иконопись «Святой Георгий» (начало XII в.). Д., т., 174 х


Домонгольская иконопись

«Святой Георгий»
(начало XII в.).
Д., т., 174 х 122 см.
Московский

Кремль.
Успенский собор.
Слайд 34

Домонгольская иконопись «Благовещение Устюжское» (вторая половина XII в.). Д., т., 229 х 144 см. Третьяковская галерея.


Домонгольская иконопись

«Благовещение Устюжское»
(вторая половина XII в.).
Д., т., 229 х 144

см.
Третьяковская галерея.
Слайд 35

Домонгольская иконопись «Спас Нерукотворный» (вторая половина XII в.). Д., т., 77


Домонгольская иконопись

«Спас Нерукотворный»
(вторая половина XII в.).
Д., т., 77 х 71

см.
Третьяковская галерея
(из Успенского собора
Московского Кремля).
Слайд 36

Домонгольская иконопись «Ангел «Златые власы» (Вторая половина XII в.). Д., т.,


Домонгольская иконопись

«Ангел «Златые власы»
(Вторая половина XII в.).
Д., т., 48,8 х

39 см.
Петербург. Русский музей.

РМ.

Слайд 37

Мозаики Софии Киевской

Мозаики Софии Киевской


Слайд 38

Декорация подкупольного пространства 1140-е гг. Оранта, Евхаристия, святители

Декорация подкупольного пространства 1140-е гг. Оранта, Евхаристия, святители


Слайд 39

Богоматерь Оранта в конхе центральной апсиды

Богоматерь Оранта в конхе центральной апсиды


Слайд 40

Мозаики центральной главы. Пантократор, архангелы, евангелисты

Мозаики центральной главы. Пантократор, архангелы, евангелисты


Слайд 41


Слайд 42

Основные иконописные школы Византийская Новгородская Псковская Московская Региональные особенности проявляются в


Основные иконописные школы
Византийская
Новгородская Псковская Московская
Региональные особенности проявляются

в иконописи Владимира, Суздаля,Твери,
северных регионов (Обонежья, Великого
Устюга, Вологды, Каргополя, Тихвина,
Холмогор).
Слайд 43

Новгородская школа Никола Липенский 1294 г.

Новгородская школа

Никола Липенский 1294 г.


Слайд 44

Чудо Георгия о змие. Из села Манихина. 14 - нач. 15 вв.

Чудо Георгия о змие. Из села Манихина. 14 - нач. 15

вв.


Слайд 45

Чудо о Флоре и Лавре. Конец XV в.

Чудо о Флоре и Лавре. Конец XV в.


Слайд 46

Псковская школа Св. Варвара с Параскевой и Ульяной. Конец 14 в.

Псковская школа

Св. Варвара с Параскевой и Ульяной. Конец 14 в.


Слайд 47

Воскресение-Сошествие во ад. Конец 14 в.

Воскресение-Сошествие во ад. Конец 14 в.


Слайд 48

Собор Богоматери. Конец 14 в.

Собор Богоматери. Конец 14 в.


Слайд 49

Иконостас – преграда, составленная из икон, отделяющая алтарь от остального пространства


Иконостас – преграда,
составленная из икон,
отделяющая алтарь от
остального пространства
православного

храма.
Он состоит из рядов
(снизу вверх):
2- местного;
3- деисусного;
4- праздничного;
5- пророческого;
6- праотеческого;
К ним могут быть добавлены ряды:
- страстей апостольских;
- страстей Христовых.
Венчает иконостас
Распятие или Крест.

Структура пятиярусного иконостаса православного храма.
Цифрой 1 обозначены
Царские врата.

Слайд 50

Прямо над иконой «Спас в Силах» в следующем ряду икона «Богоматерь

Прямо над иконой «Спас в Силах» в следующем ряду икона «Богоматерь

Знамение», еще выше – «Троица» или «Отечество»