- Главная
- Культурология
- Визуальное исследование на тему Мутации в церковно-изобразительном искусстве
Содержание
- 2. Введение Живопись и изобразительное искусство в целом очень непостоянны. Эпоха, история, традиции, местность, материалы, мода, желание
- 3. Неизвестный мастер из Тобольска (Западная Сибирь). Икона «Троица» . 1729 год. Трехликий Иисус Что это такое?
- 4. Также существуют изображения, где у троицы увеличивается не только количество лиц и глаз, но и рук.
- 5. Трехликая Троица встречается также и в монументальной живописи . Такие изображения еще более редкие. Джорнико, церковь
- 6. Интересен и такой вариант изображения трехликой Троицы, где каждая из ипостасей имеет индивидуальные черты. Отец имеет
- 7. Древнейшим изображением святой трехликой Троицы считается икона, созданная, предположительно, до XI в. в Византии. Данную икону
- 8. Трехрукая Богородица Почитаемая наравне с Иисусом, Богородица тоже не была обделена интересным приобретением в виде третьей
- 9. Хиландарская икона Троеручицы. Греция, Афон, ок. 1350. Оклад – XIX в. Именно эта икона считается основополагающей
- 10. Но не все иконы Троеручицы такие. Более странными кажутся изображения, где все три руки Девы Марии
- 11. Вдобавок хочу сказать о средневековой иконе, ставшей для меня загадкой.Мало того, что ,в отличае от других
- 12. Также известно изображение и трехрукого Иисуса в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. Третья рука, возможно, является проявившимся
- 13. Такие «головастики» - порождения народных иконописцев. Это непрофессиональные сельские мастера, работавшие для неискушённого зрителя. И конечно
- 14. Иисус-младенец Фреска. Церковь Петра и Павла. Сербия, Рсовци. XIII в. На самом деле Иисус здесь не
- 16. Скачать презентацию
Введение
Живопись и изобразительное искусство в целом очень непостоянны. Эпоха, история, традиции,
Введение
Живопись и изобразительное искусство в целом очень непостоянны. Эпоха, история, традиции,
«Церковным искусством называется искусство, находящее свое воплощение в границах Церкви, очерченных рамками св.канонов и уставов, имеющее богослужебное употребление и поставляющее своей целью прославление Бога и раскрытие церковного учения.» Вот что говорит Архиепископ Афанасий о богослужении: « В богослужении, в Уставе Православной Церкви нет ничего случайного, в нем все строго продумано. И все даже малейшие детали имеют свой, часто весьма глубокий смысл… Как в стройном стильном здании все до мелочей на своем месте, как в хорошем музыкальном произведении все звуки сочетаются в одну стройную гармонию… так и в нашем величественном, дивном, прекрасном богослужении». Это относится и к церковному искусству. Состоит данный вид искусства из нескольких отраслей: архитектура, монументальная живопись, книжная миниатюра, декоративно-прикладное искусство и иконопись. Большая часть моей работы будет посвящена последнему, поэтому я дам определение и этому термину. Иконопись или иконография – искусство написания священных изображений - икон. Икона, пожалуй, больше всего из вышеперечисленного списка должна соответствовать канонам, а главное, церковному преданию, ведь именно в иконе отражается религиозное веросознание.
Но существуют особые сюжеты и отдельные изображения, которые способны удивить зрителя и показаться даже издевательскими. Они, как будто не могли появиться в этом серьезном виде искусств, которое на протяжении двух тысяч лет неизменно следует своим традициям и правилам, где иконы пишут «по образу и подобию и по лучшим древним образцам, а от своего измышления ничтоже претворять».
Меня заинтересовали не просто существа, перекочевавшие из древних мифов, легенд и язычества, а люди ( или по крайней мере те, кто находятся в человеческом обличии), имеющие некие физические отклонения от нормы, которые так и хочется назвать мутациями. Именно о них я и хочу рассказать.
Неизвестный мастер из Тобольска
(Западная Сибирь). Икона «Троица» .
1729 год.
Неизвестный мастер из Тобольска
(Западная Сибирь). Икона «Троица» .
1729 год.
Трехликий Иисус
Что это такое? Можно сказать, что это очень яркий пример выражения «воспринимать прямолинейно», потому что это святая Троица, о чем нам говорит соответствующее количество ликов. Такие изображения Святой Троицы называются «смесоипостасными» (от смешения ипостасей, проявляющемся в глазах, принадлежащих сразу нескольким лицам). Изображение наглядно дает понять, что Отец, Сын и Святой Дух едины и составляют одну сущность, о чем
говорит схожесть этих лиц. Данные изображения были широко распространены в западной Европе в 13-16 вв., но в XVI в. были запрещены Тридентским собором и повсеместно уничтожались. Запреты повторялись в 1628 г. (папа Урбан 8 назвал их «еретическими и кощунственными») и в 1745г. Такая же учесть ожидала их и в России. Причиной тому послужила икона «Троица», подаренная царскому дому, она занимала почетное место над царскими вратами главного собора Тюмени, чем и привлекла внимание Синода. «....согласно указа Св. Синода 11 июня 1764 г., предписывается "чтобы в иконных изображениях, странные и нелепые непристойности, все конечно пресечены были "и потому имеющийся над царскими вратами Троицкой церкви такой образ немедленно должен быть выставлен, или, если от этого будет повреждение иконостаса, то переписан на другой образ по рассмотрению настоятеля"". Прим. Е.И.В. – Его Императорское Величество. До нас же дошли иконы либо хранившиеся в глуши, либо написанные позже старообрядцами и народными мастерами.
Также существуют изображения, где у троицы увеличивается не только количество лиц
Также существуют изображения, где у троицы увеличивается не только количество лиц
Балканские изображения шестирукого Иисуса. Слева направо: XIX (?), XX (?) и XXI в.
Трехликая Троица встречается также и в монументальной живописи .
Такие изображения
Трехликая Троица встречается также и в монументальной живописи . Такие изображения
Джорнико, церковь Св. Николао, Николао да Сереньо, “Святая Троица ” фреска, украшающие апсиды, 1478 г.
Фреска в Перуджа (Умбрия, Италия)
в церкви св. Анастасии
Интересен и такой вариант изображения трехликой Троицы, где каждая из ипостасей
Интересен и такой вариант изображения трехликой Троицы, где каждая из ипостасей
Фреска. Румыния, Сигишоара, до 1500 г.
Древнейшим изображением святой трехликой Троицы считается икона, созданная, предположительно, до XI
Древнейшим изображением святой трехликой Троицы считается икона, созданная, предположительно, до XI
Икона. Византия, до XI в. (?)
Алтарная панель. Италия, Эмполи, XVII в. (?)
Трехрукая Богородица
Почитаемая наравне с Иисусом, Богородица тоже не была обделена интересным
Трехрукая Богородица
Почитаемая наравне с Иисусом, Богородица тоже не была обделена интересным
Иоанн Дамаскин с отрубленной рукой, молящийся Богородице. Белоруссия, д. Жировичи, XVII—XVIII вв.
исполнена. До сих пор в христианстве существует традиция, когда в знак благодарности иконам подвешивают исцеленный орган (хотя это также пережиток язычества). Но это еще не вся история приобретения Богородицей третьей руки.
Хиландарская икона Троеручицы.
Греция, Афон, ок. 1350. Оклад – XIX в.
Именно
Хиландарская икона Троеручицы.
Греция, Афон, ок. 1350. Оклад – XIX в.
Именно
И именно ее считают той самой, перед которой молился Иоанн Дамаскин.
Такое изображение, когда у Богородицы две руки явно настоящие, а третья литая и как бы отделенная от тела, является каноничным и не вызывает у зрителя явное недоумение.
Но не все иконы Троеручицы такие. Более странными кажутся изображения, где
Но не все иконы Троеручицы такие. Более странными кажутся изображения, где
«Троеручица Валуйская».
Чтимый список.
Василевский Р.В.
Троеручица 1743 г.
Икона Троеручица.
Храм во имя Архистратига Михаила
Вдобавок хочу сказать о средневековой иконе, ставшей для меня загадкой.Мало того,
Вдобавок хочу сказать о средневековой иконе, ставшей для меня загадкой.Мало того,
Иконостас Белой церкви Каранской.
Сербия, с. Каран, 1340–1342.
Также известно изображение и трехрукого Иисуса в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.
Также известно изображение и трехрукого Иисуса в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.
Трехрукий Иисус
Трехрукий Иисус Христос во время проповеди на Елеонской горе. Россия, Санкт-Петербург, Петропавловский собор, ок. 1732.
Такие «головастики» - порождения народных иконописцев. Это непрофессиональные сельские мастера, работавшие
Такие «головастики» - порождения народных иконописцев. Это непрофессиональные сельские мастера, работавшие
Святой Никифор. Фрагмент деисусного чина.
Русский Север. XVIII век
Битва новгородцев с суздальцами.
Фрагмент. XVII-XVIII век
Головастики
Иисус-младенец
Фреска. Церковь Петра и Павла. Сербия, Рсовци. XIII в.
На самом
Иисус-младенец
Фреска. Церковь Петра и Павла. Сербия, Рсовци. XIII в.
На самом
Младенца, ведь его тело явно принадлежит взрослому человеку. Также смущает, что над детским розовощеким лицом видна лысина с редкой растительностью по бокам. Это изображение является неканоничным.