Живописцы древней руси, или о том, как жили и работали мастера иконных дел

Содержание

Слайд 2

Повесть временных лет И созвал князь Владимир бояр своих и старцев

Повесть временных лет
И созвал князь Владимир бояр своих и старцев

и сказал им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними», и обратился к послам: «Говорите перед дружиною».
Они же сказали…: «И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми и служба у них лучше, чем в других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».
Слайд 3

Икона Владимирской Божьей матери. Неизвестный византийский мастер

Икона Владимирской Божьей матери. Неизвестный византийский мастер

Слайд 4

Мастера и школы Уже к XIV веку на Руси сформировались несколько

Мастера и школы

Уже к XIV веку на Руси сформировались несколько иконописных

школ:
владимиро-суздальская,
московская,
новгородская,
вологодская,
позже — палехская,
строгановская и другие.
Каждая из них обладала своими особенностями.
Слайд 5

Выделялись отдельные иконописцы: Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405) Черный

Выделялись отдельные иконописцы:

Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405)
Черный Даниил (ранее 1360

— 1428–1430)
Рублев Андрей (ок. 1360 — 1428–1430)
Диони́сий (около 1440—1503/08 год) —
Слайд 6

Новгородская отличалась чеканным письмом, насыщенной палитрой и крупными элементами, а вологодская,

Новгородская отличалась чеканным письмом, насыщенной палитрой и крупными элементами,
а вологодская,

напротив, изящной живописью и слегка осветленной тональностью.
Строгановское письмо легко узнать по тщательно прописанным ликам, миниатюрным сценкам в композиции, а также по пейзажным панорамам с реками и оврагами, цветами и животными.
Палехские старинные иконы более декоративные, с обилием украшений, чаще в красновато-золотистой гамме.
В разные века школы влияли друг на друга, перенимали некоторые черты.
Образовывались художественные подцентры, в которых использовались собственные живописные приемы.
В монастырях брались за сложные иконы для церквей, а мастера-крестьяне выбирали простые сюжеты для семейных образков.
Слайд 7

Конец XIV – начало XVI вв. называют золотым веком Древней Руси

Конец XIV – начало XVI вв. называют золотым веком Древней Руси


Слайд 8

Феофан Грек (ок. 1337- п. 1405) новгородская иконописная школа Феофан, "родом

Феофан Грек (ок. 1337- п. 1405) новгородская иконописная школа

Феофан, "родом грек,

книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец", расписал более 40 каменных церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе (Феодосии), а также на Русской земле, где он прожил более тридцати лет.
Слайд 9

В Новгородской III летописи первая работа Феофана упоминается под 1378 г.

В Новгородской III летописи первая работа Феофана упоминается под 1378

г.
Здесь говорится о росписи им новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине-улице - единственной дошедшей до наших дней работе мастера, имеющей документальное подтверждение и доныне остающейся главным источником для суждения о его искусстве.
Слайд 10

Христос здесь исполнен яростно-могучей силы, величия. Черными, полными всезнания глазами смотрит

Христос здесь исполнен яростно-могучей силы, величия. Черными, полными всезнания глазами

смотрит он сверху на верующих справедливым судией. Он грозен, но милостлив. Об этом свидетельствует надпись, которую Феофан начертал вокруг Христа: «С небе призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников».

Спас Пантократор.
Роспись храма Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.

Слайд 11

Феофан Грек. Богоматерь. Икона из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского кремля. Фрагмент. Конец XIV в.

Феофан Грек. Богоматерь. Икона из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского

кремля. Фрагмент. Конец XIV в.
Слайд 12

Феофан Грек. Богоматерь Донская. Икона. Фрагмент. 1390-е гг. Третьяковская галерея, Москва

Феофан Грек. Богоматерь Донская. Икона. Фрагмент. 1390-е гг. Третьяковская галерея, Москва

Слайд 13

Феофан Грек. Иоанн Предтеча. Икона из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора

Феофан Грек. Иоанн Предтеча. Икона из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора

Московского кремля. Фрагмент. Конец XIV в.
Слайд 14

Росписи Феофана Грека полны экспрессии и трагического пафоса, обилие темного цвета

Росписи Феофана Грека полны экспрессии и трагического пафоса, обилие темного цвета

и суровость образов отражают интенсивные духовные поиски.
Слайд 15

Даниил Чёрный (около 1350-х — 1428) иконописец, монах, современник и сотрудник

Даниил Чёрный  (около 1350-х — 1428) 

иконописец, монах, современник и сотрудник Андрея Рублёва, почитается как святой преподобный в Русской

православной церкви.
Прозвище «Чёрный» известно по тексту «Сказания о святых иконописцах» (конец XVII — начало XVIII веков), в более ранних источниках называется просто Даниилом.
Летописи свидетельствуют о росписи Даниилом и Андреем Рублёвым Успенского собора во Владимире,
причём Даниил назван первым, что может свидетельствовать о старшинстве и большей опытности Даниила. Иосиф Волоцкий называет Даниила учителем Рублёва.
Слайд 16

То, что Даниил работал всегда в соавторстве с Андреем Рублёвым, создаёт


То, что Даниил работал всегда в соавторстве с Андреем Рублёвым,

создаёт проблему разделения творчества двух художников. Иконописцы XV века не оставляли подписей.
Скончался Даниил одновременно с Андреем Рублёвым около 1430 года от «морового поветрия» и погребён рядом с ним в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве.
Как и Андрей Рублёв, Даниил несомненно оставил после себя учеников и рисунки, служившие образцами для создания живописных изображений.
Обладал большим живописным мастерством и даром психологической характеристики;
Слайд 17

«Лоно Авраамово» 1408 г. Успенский собор, Владимир, Россия Фреска южного склона свода южного нефа.

«Лоно Авраамово» 1408 г. Успенский собор, Владимир, Россия

Фреска южного склона свода южного

нефа.
Слайд 18

Даниил Чёрный и Андрей Рублев «Страшный Суд» Успенский собор, Владимир

Даниил Чёрный и Андрей Рублев «Страшный Суд» Успенский собор, Владимир

Слайд 19

Росписи Даниила Черного отличаются цельностью и гармоничностью композиции, совершенством рисунка, живостью движения, выразительным колоритом.


Росписи Даниила Черного отличаются цельностью и гармоничностью композиции, совершенством рисунка,

живостью движения, выразительным колоритом.
Слайд 20

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСИ Русская школа иконописи, оформившаяся в XIV-XV веках. Московская

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСИ

Русская школа иконописи, оформившаяся  в XIV-XV веках.
Московская школа

иконописи сложилась позднее новгородской, и начало ее расцвета совпадает с периодом усиления Московского княжества (конец XIV- начало XV века). Крупнейшими представителями московской школы стали практически все выдающиеся иконописцы Руси – Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный и Дионисий.
Слайд 21

Андрей Рублев (ок. 1370 – ок. 1430) московская иконописная школа Андре́й

Андрей Рублев (ок. 1370 – ок. 1430) московская иконописная школа

Андре́й Рублёв

наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.
Слайд 22

Для русских людей и мирового православия иконописец Андрей Рублев стал символом


Для русских людей и мирового православия иконописец Андрей Рублев стал

символом искусства и неким эталоном русского человека, величия славянского духа. Иконы и фрески мастера дышат гармонией с вселенной, напоминают об утерянном рае, счастье и безмятежности.
Творчество иконописца поклонники сравнивают с поэзией Александра Пушкина. Оно так же основательно, вечно и гениально. Вглядываясь в лики рублевских святых, видишь самопожертвование, красоту и величие человека. Андрей Рублев понял суть и дух веры в Бога, поэтому Русская православная церковь канонизировала иконописца, причислив к ликам преподобных святых.
Детство и юность
Родился иконописец предположительно в 1360 году на территории Московского княжества (иные источники местом рождения Рублева указывают Великий Новгород). Сведения о детстве, юности и семье художника крайне скудны. Историки и искусствоведы, отталкиваясь от фамилии Рублев, выдвинули предположение, что предки Андрея по линии отца – ремесленники.

Имя Андрей Рублеву дали после монашеского пострига в мужском монастыре на левобережье Яузы, знакомом нам как Андроников. Мирское имя художника не известно. Исследователи сошлись во мнении, что отчество Андрея Рублева – Иванович: на сохранившейся иконе того времени различили подпись «Андрей Иванов сын Рублев».

Слайд 23

Иконопись Биография святого берет отсчет с 1405 года – это год

Иконопись

Биография святого берет отсчет с 1405 года – это год первого

письменного упоминания об Андрее Рублеве. В летописи говорится, что чернец Рублев вместе с прибывшим из Кафы Феофаном Греком и Прохором-старцем расписал стены Благовещенского собора в Московском кремле. Совместную работу с корифеями иконописи доверяли тому художнику, чье мастерство не подвергалось сомнению. Искусствоведы предполагают, что уже в юности Андрей Рублев имел опыт славянской художественной иконописи.
Слайд 24

Работа в тандеме с Феофаном, чью манеру письма называют живописной скорописью

Работа в тандеме с Феофаном, чью манеру письма называют живописной скорописью

за точные и четкие мазки, была честью для молодого мастера. Иконы Грека поражают величием, лики изображенных им святых суровы и гениальны в каждом штрихе. Но переняв лучшее в технике, Андрей Рублев выработал собственный стиль иконописи, в котором нет драматизма и суровости Феофана Грека. Иконы Рублева наполнены спокойствием, ясностью и гармонией. Искусствоведы указывают на палитру художника, словно навеянную летним солнечным днем: здесь золотые нивы с васильковыми вкраплениями, алая заря и бирюзовая река.
Слайд 25

Роспись Благовещенского собора утрачена, но в соборном иконостасе сохранилось семь икон,

Роспись Благовещенского собора утрачена, но в соборном иконостасе сохранилось семь икон,

которые приписывают кисти Андрея Рублева. Считают, что художник писал фигуры апостола Петра и архангела Михаила. Его руку узнают в изображениях мучеников Дмитрия и Георгия, а также в иконах, посвященных главным событиям христианской церкви. Работой Андрея Рублева называют фреску «Преображение», где легко узнается «рублевская» палитра. Силуэт Иисуса вписан в круг, полукругом расположены апостолы. Андрей Рублев считал круг идеальной геометрической фигурой, круг встречается в работах последнего десятилетия.
Слайд 26

В начале XV века Андрей Рублев вместе с соратником Даниилом Черным

В начале XV века Андрей Рублев вместе с соратником Даниилом Черным

расписал Успенский собор под Звенигородом. Вероятно, иконописец получил приглашение от крестника Сергия Радонежского – князя Юрия Звенигородского. В сохранившихся фресках сквозит техника Рублева, но его кисти принадлежат, скорее всего, лишь изображения святых Флора и Лавра. Остальные иконы писали артельные художники, на стиль которых повлияло творчество Андрея Рублева. К работам иконописца относят три фрески «Звенигородского чина».
Слайд 27

В иконе «Спас» нашла воплощение новая традиция, ознаменовавшая золотой век расцвета

В иконе «Спас» нашла воплощение новая традиция, ознаменовавшая золотой век расцвета

русского искусства иконописи. К ранним творениям Андрея Рублева относят иллюстрации к «Евангелию Хитрову». Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы. Завораживает миниатюра ангела – символа евангелиста Матфея. Снова встречается «рублевский» круг, в центре которого шагающий крылатый юноша. Композиция словно подталкивает к мысли о возвращении всего сущего на круги своя. Миниатюры к «Евангелию Хитрову» перекликаются с византийской традицией, но святые Андрея Рублева отличаются от изображений греков неким духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь и отрешенностью от внешнего.
Слайд 28

Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом. В нем говорится

Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом. В нем говорится

о начале росписи Андреем Рублевым и Даниилом Черным Владимирской церкви. Мастера расписали Успенский собор, возведенный до нашествия монгольской орды. Фрески Страшного суда Рублев с Черным разместили в западной части храма, на его сводах. Эта работа мастера – наиболее прославленная из владимирских. Изображения представляют собой не разрозненные полотна, а единое целое. Большинство исследователей согласны, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь».
Слайд 29

Пророк Даниил с ангелом, указывающим на фреску Страшного суда, ведомые апостолом

Пророк Даниил с ангелом, указывающим на фреску Страшного суда, ведомые апостолом

Петром в рай праведники, трубящие ангелы – в Апокалипсисе Андрея Рублева нет назидательности и свойственного византийским иконописцам желания напугать. Рублевский Страшный суд более милосерден, он дает надежду на избавление. В конце 1408 года на Русь двинулось татарское полчище хана Едигея. Войско разрушило Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошло к Москве. Троицкий монастырь уничтожили, а в 1410 году татары напали на Владимир, разорив Успенский собор.
Слайд 30

Самостоятельное творчество Рублева началось в 90-х годах XIV в. с росписи

Самостоятельное творчество Рублева началось в 90-х годах XIV в. с

росписи алтарных столбов Успенского собора на Городке в Звенигороде, куда его пригласил вместе с другими троицкими иконниками князь Юрий Дмитриевич.
Слайд 31

Андрей Рублёв. Апостол Павел. Икона Звенигородского деисусного чина. Около 1400 г. Третьяковская галерея, Москва

Андрей Рублёв. Апостол Павел. Икона Звенигородского деисусного чина. Около 1400 г.

Третьяковская галерея, Москва
Слайд 32

Андрей Рублёв. Апостолы в композиции «Страшный суд». Фреска Успенском собора во Владимире. 1408 г.

Андрей Рублёв. Апостолы в композиции «Страшный суд». Фреска Успенском собора во

Владимире. 1408 г.
Слайд 33

Андрей Рублёв. Архангел Михаил. Икона Звенигородского деисусного чина. Около 1400 г. Третьяковская галерея, Москва.

Андрей Рублёв. Архангел Михаил. Икона Звенигородского деисусного чина. Около 1400 г.

Третьяковская галерея, Москва.
Слайд 34

Андрей Рублёв. Спас. Икона Звенигородского деисусного чина. Около 1400 г. Третьяковская галерея, Москва.

Андрей Рублёв. Спас. Икона Звенигородского деисусного чина. Около 1400 г. Третьяковская

галерея, Москва.
Слайд 35

Вместе с Даниилом Черным, дружба с которым прошла через всю его

Вместе с Даниилом Черным, дружба с которым прошла через всю

его жизнь, Рублев работал над миниатюрами-иллюстрациями Евангелия Хитрово и Морозовского Евангелия из Успенского собора Московского Кремля.
Слайд 36

В 1408 г. Рублев и Даниил Черный расписали Успенский собор во Владимире

  В 1408 г. Рублев и Даниил Черный расписали Успенский собор

во Владимире
Слайд 37

Иконостас Успенского собора — самый большой из русских иконостасов. Центральную икону

Иконостас Успенского собора — самый большой из русских иконостасов. Центральную

икону успенского иконостаса — «Спас в силах» и икону апостола Андрея написал Рублев.
Слайд 38

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. 1422-1423 гг. В 1548 г. к собору был пристроен одноапсидный Никоновский придел.

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. 1422-1423 гг. В 1548 г. к собору

был пристроен одноапсидный Никоновский придел.
Слайд 39

Троицкий собор соборный храм и древнейшее из сохранившихся зданий Троице-Сергиевой лавры.

Троицкий собор

соборный храм и древнейшее из сохранившихся зданий Троице-Сергиевой лавры.

Главной святыней собора являются мощи преподобного Сергия Радонежского. Для иконостаса собора Андреем Рублёвым была создана знаменитая икона «Троица»

Иконостас Троицкого собора

Слайд 40

Согласно «Сказанию о святых иконописцах», Никон Радонежский повелел Рублеву «написати образ

Согласно «Сказанию о святых иконописцах», Никон Радонежский повелел Рублеву «написати

образ пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу».
И в 1411 г., в расцвете творческих сил, Рублев создал свой великий шедевр — «Троицу»
Слайд 41

Знаменитая «Троица» поражает совершенством композиции. И снова Андрей Рублев прибегает к

Знаменитая «Троица» поражает совершенством композиции. И снова Андрей Рублев прибегает к

кругу, который создают склоненные над чашей фигуры ангелов. Искусствоведы соглашаются, что кисти Андрея Рублева принадлежат иконы «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Михаил», относящиеся к «Звенигородскому чину». Они хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Другие иконы и фрески, которые приписывают Рублеву, исследователи называют работами артели или современников Рублева, копирующих его стиль.

Следы иконописца теряются, о нем не слышно два десятилетия. Возможно, в эти трудные для Руси времена Андрей Рублев спасался в Андрониковом монастыре. Восстановление Троице-Сергиева монастыря началось в 1422 году. К этому периоду относится третье упоминание о мастере. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного появился храм из камня. Для его росписи игумен Никон пригласил Андрея Рублева. Мастер создал в Троицком соборе икону, которую искусствоведы называют шедевром и вершиной творческого наследия Рублева.

Андрей Рублев. Троица с 1929 г. икона хранится в Государственной Третьяковской галерее

Слайд 42

Иконы и фрески Троицкого собора выполнены артелью мастеров под руководством преподобного

Иконы и фрески Троицкого собора выполнены артелью мастеров под руководством

преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного в 1425-1427 гг. В качестве главной храмовой иконы «в похвалу Преподобному Сергию» была написана икона «Троица» — великое творение Андрея Рублева и самое известное в мире произведение русской иконописи. Идея Триединого Бога воплощена в иконе с удивительным совершенством.
Образ исполнен глубокого смысла, отражая суть подвижнического служения Преподобного Сергия: «дабы воззрением на Святую Троицу искоренялась ненавистная рознь мира сего» (с 1929 г. икона хранится в Государственной Третьяковской галерее; в иконостасе представлена копия). 


Слайд 43

Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в

Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года

в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Похоронен возле колокольни в Андрониковом монастыре (Спасский собор).
В 1993 году археологическими раскопками был обнаружен древний престол Спасского собора и мощи, которые с определённой вероятностью могут быть приписаны Андрею Рублёву.. В 1988 г. Русская православная церковь канонизировала Рублева.
Слайд 44

Искусство Андрея Рублева характеризуется гармоничным рисунком, мягким и светлым колоритом, созерцательностью.

Искусство Андрея Рублева характеризуется гармоничным рисунком, мягким и светлым колоритом, созерцательностью.

Андрей Рублев выразил в «Троице» идею божественной любви.
Слайд 45

А. Рублев Ф. Грек

А. Рублев Ф. Грек

Слайд 46

Диони́сий (около 1440—1503/08 год московская иконописная школа ведущий московский иконописец и

Диони́сий  (около 1440—1503/08 год московская иконописная школа

ведущий московский иконописец и мастер

фресок конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва. 
Дионисий — первый известный по документам русский иконописец светского сословия.
Писал иконы и фрески, отмеченные чертами праздничности, нарядности, изысканности. Иконы «Спас в силах», «Распятие» и др. хранятся в Третьяковской галерее.
Сохранились фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре под Вологдой.
Слайд 47

Работы Дионисия 1467-1477 – роспись собора Рождества Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре

Работы Дионисия

1467-1477 – роспись собора Рождества Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре
1481 –

иконостас Успенского собора Московского Кремля
1482 – «Богоматерь Одигитрия (Смоленская)»
1480-е – «Алексий митрополит с житием»
1500 – «Спас в силах»
1500 – «Уверение Фомы»
1500 – «Крещение Господне»
1500-е – «Сошествие во ад»
1502 – фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре
Слайд 48

Про средневековых мастеров иконописи известно не так много. О них говорят

Про средневековых мастеров иконописи известно не так много. О них

говорят в первую очередь их работы. Однако о Дионисии известно больше, чем о великих предшественниках — Феофане Греке и Андрее Рублеве. Родился будущий художник около 1444 года, предположительно, в семье боярского сословия. Однако сведения о роде и месте рождения иконописца не сохранились.
Слайд 49

Иконопись Дионисия Другим великим монахом-подвижником, с которым судьба свела Дионисия, стал

Иконопись Дионисия

Другим великим монахом-подвижником, с которым судьба свела Дионисия, стал Иосиф

Волоцкий, в 1479 году основавший собственную обитель. Игумен пригласил художника расписывать храмы строящегося комплекса, впоследствии прославившегося как Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь. Предполагают, что Дионисию настоятель адресовал известное “Послание иконописцу”.
О причинах смерти мастера ничего не известно. Финальным штрихом к портрету Дионисия становятся сведения, что перед уходом тот принял монашеский постриг, чтобы провести последние дни в молитве и уединении. После иконописца осталась плеяда учеников и последователей, чьи произведения, несмотря на художественные достоинства, не могут сравниться с работами мастера по красоте и выразительности образов.
Постигая ремесло, Дионисий сначала писал под руководством опытных мастеров. Такова была 10-летняя работа над росписью церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре, после которой живописец обрел репутацию мастера своего дела.
Слайд 50

В 1481 г. Дионисий получил новый почетный заказ: вместе с тремя

  В 1481 г. Дионисий получил новый почетный заказ: вместе с

тремя другими мастерами он должен был выполнить иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля
Слайд 51

Первый из серьезных заказов Дионисий получил между 1467 и 1477 гг.,

Первый из серьезных заказов Дионисий получил между 1467 и 1477

гг., когда ему предложили участвовать в росписях церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Паф-нутьево-Боровском монастыре.
Слайд 52

Вторая половина XV и начало XVI века связаны с другим гениальным

Вторая половина XV и начало XVI века связаны с другим гениальным

мастером, имя которого ставилось рядом с именем преподобного Андрея, — Дионисием, работавшим со своими сыновьями. Его творчество, опираясь на традиции Рублева, представляет собой блестящее завершение русской иконописи XV века.
Этот период знаменует собой большое совершенство техники, изощренность линий, изысканность форм и красок.
Для самого Дионисия, творчество которого проникнуто особой жизнерадостностью:
характерны удлиненные, изысканные пропорции фигур, подчеркнутая грация движений, гибкий, сильный и плавный рисунок. Его чистый колорит с нежными зелеными, розовыми, голубыми и желтыми тонами отличается особой музыкальностью.
Слайд 53

Яркая праздничность и парадность его произведении, изысканность их колорита отвечали требованиям


Яркая праздничность и парадность его произведении, изысканность их колорита

отвечали требованиям времени: Московская Русь переживала период своего расцвета.
Слайд 54

Дионисий. Митрополит Алексий с житием. Икона из Успенского собора Московского кремля. Конец XV в.

Дионисий. Митрополит Алексий с житием. Икона из Успенского собора Московского кремля.

Конец XV в.
Слайд 55

Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи - фрески собора Рождества

Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи - фрески собора

Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1495-96). Здесь художник трудился не один, а с сыновьями и подмастерьями.
Слайд 56

Дионисий. Роспись южного свода Рождественского собора Ферапонтова монастыря. 1502 г.

Дионисий. Роспись южного свода Рождественского собора Ферапонтова монастыря. 1502 г.

Слайд 57

Иконописцы укрупнили фигуру младенца, придав ей вытянутые взрослые пропорции. Он сидит

Иконописцы укрупнили фигуру младенца, придав ей вытянутые взрослые пропорции. Он сидит на руках Богородицы,

словно на троне. На его лице спокойное и властное выражение, не свойственное для композиций с Богоматерью, в которых обычно его изображали робким и смиренным. Широкий благословляющий жест дополняет облик — не ребёнка, а царя, небесного владыки.
Дева Мария также предстаёт в торжественном, царственном облике. В евангельской традиции Богоматерь ассоциировалась с солнечным светом: «светило незаходимого света», «воскресения образ блистающая». Иконописцы передали этот смысл в одеждах, украшенных золотой каймой с драгоценными камнями и жемчугом. 
Слайд 58

Слайд 59

Слайд 60

Дионисий воспел образ Богоматери. В его работах можно отметить удлиненные пропорции

Дионисий воспел образ Богоматери. В его работах можно отметить удлиненные пропорции

и светлый праздничный колорит. Творчество Дионисия окрашено прежде всего лиризмом и утонченной красотой.
Слайд 61

Ушаков Симон Федорович (1626-1686) Усердие и талант привели Ушакова в Оружейную

Ушаков Симон Федорович (1626-1686)

Усердие и талант привели Ушакова в Оружейную

палату Кремля, где к тому времени собрались изографы со всех концов России. В Оружейной палате он трудился более двадцати лет. Его работоспособность и энергия поразительны. Он расписывает стены храмов, пишет иконы и миниатюры, чертит карты, делает рисунки для знамен, монет, украшений на ружьях, гравюр и сам гравирует. Много пишет по заказам для храмов Москвы, Новгорода, Твери, Ростова, для Троице-Сергиева монастыря. Ушаков возглавляет иконописную мастерскую и оставляет множество учеников и последователей.
Слайд 62

Ветхозаветная Троица 1671 г.

Ветхозаветная Троица
1671 г.

Слайд 63

Владимирская икона Богоматери 1668г

Владимирская икона Богоматери
1668г

Слайд 64

Князь М.В. Скопин-Шуйский. Парсуна. Ок. 1630г

Князь М.В. Скопин-Шуйский. Парсуна.
Ок. 1630г

Слайд 65

Несмотря на строгий иконографический канон, ограничивающий свободу художника, русские талантливые изографы,

Несмотря на строгий иконографический канон, ограничивающий свободу художника, русские талантливые

изографы, оттачивая и совершенствуя мастерство, были самобытными, узнаваемыми иконописцами. Их творчество становилось на долгие годы предметом подражания и поклонения.
Слайд 66

Образ «Троицы» — это воплощение человеческой любви в самом высоком ее

Образ «Троицы» — это воплощение человеческой любви в самом высоком

ее созидательном смысле, «побеждающей ненавистную рознь мира сего».

Андрей Рублев

Феофан Грек

Симон
Ушаков