Критическое мышление. Критика Animals in a Row test

Содержание

Слайд 2

Еще немного кейсов… 1

Еще немного кейсов…

1

Слайд 3

ЗА ДА ЧА Представьте, что вы описываете другу по кадрам несколько

ЗА ДА ЧА

Представьте, что вы описываете другу по кадрам несколько фильмов, которые

вы посмотрели на каникулах. Друг отвлекся и прослушал часть рассказа. Теперь у него много вопросов...
Опишите местоположение N (какими-нибудь 3-мя известными вам способами).

(не лингвистическая,
выдыхаем!)

Слайд 4

1 Где R2D2 есть, о юный падаван?

1

Где R2D2 есть,
о юный падаван?

Слайд 5

1.2 А здесь?

1.2

А здесь?

Слайд 6

2 Где находятся туристы?

2

Где находятся туристы?

Слайд 7

3 Кто здесь Гарри?

3

Кто здесь Гарри?

Слайд 8

3 Кто здесь Гарри?

3

Кто здесь Гарри?

Слайд 9

4 Где находится Монстр Т?

4

Где находится Монстр Т?

Слайд 10

4 Где находится Монстр Т?

4

Где находится Монстр Т?

Слайд 11

4.2 Где находится Харли Квинн?

4.2

Где находится Харли Квинн?

Слайд 12

5 Где Кристофф?

5

Где Кристофф?

Слайд 13

5 Где Кристофф? А по отношению к Олафу?

5

Где Кристофф?
А по отношению к Олафу?

Слайд 14

5 Где Кристофф? А по отношению к Олафу?

5

Где Кристофф?
А по отношению к Олафу?

Слайд 15

5 Где Кристофф? А по отношению к Олафу? ???

5

Где Кристофф?
А по отношению к Олафу?

???

Слайд 16

6 Где находится Алёша? ☺

6

Где находится Алёша? ☺

Слайд 17

О вариативности референциальных систем 2 КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ

О вариативности референциальных систем

2

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ВЫБОР КООРДИНАТ

ГОВОРЯЩИМ?
КАКАЯ СИСТЕМА, НА ВАШ ВЗГЛЯД, УДОБНЕЕ?
Слайд 18

Критика Animals in a Row test Steven Pinker Inst: @sapinker

Критика Animals in a Row test

Steven Pinker

Inst: @sapinker

Слайд 19

Основная идея Носители цельталя определяют направление, ориентируясь по местности, и это

Основная идея

Носители цельталя определяют направление, ориентируясь по местности, и это отражено

в их языке
(не-Уорфианское объяснение)

что из этого верно?

В цельтальском языке есть термины для обозначения направления по местности, поэтому носители и используют абсолютные координаты для обозначения направления
(Уорфианское объяснение)

Слайд 20

Peggy Li, Lila Gleitman Turning the tables: language and spatial reasoning,

Peggy Li, Lila Gleitman Turning the tables: language and spatial reasoning, 2002

The

Animals in a Row task. Panel 1: Stimulus Table with array of toy animals; Panel 2: rotated 180 degrees at Recall Table; Panel 3a: the “absolute” rearrangement; Panel 3b: the “relative” rearrangement
Слайд 21

BlindsDown/Blinds-Up vs. Outdoors Test environment for the indoor conditions. The University

BlindsDown/Blinds-Up
vs. Outdoors

Test environment for the indoor conditions. The University Library

is to the south of the tables

Test environment for the Outdoor condition. Buildings are to the south and southeast of the grassy test area

Слайд 22

Влияние ландшафта на суждения о пространстве Proportions of absolute choices in

Влияние ландшафта на суждения о пространстве

Proportions of absolute choices in

Blinds-Down, Blinds-Up, and Outdoor conditions. Subjects in the Blinds-Down condition predominantly chose the relative response. In the other conditions, subjects were divided in their preference for either all absolute responses or all relative responses.
Слайд 23

Пространственные суждения младенцев предпочтение абсолютных координат при наличии выбора

Пространственные суждения младенцев

предпочтение абсолютных координат при наличии выбора

Слайд 24

КОГНИТИВНАЯ МЕТАФОРА это как?.. 3 ВАШИ ВАРИАНТЫ

КОГНИТИВНАЯ МЕТАФОРА

это как?..

3

ВАШИ ВАРИАНТЫ

Слайд 25

Мы утверждаем, что процессы человеческого мышления во многом метафоричны. …концептуальная система

Мы утверждаем, что процессы человеческого мышления во многом метафоричны. …концептуальная система

человека структурирована и определена с помощью метафоры. Метафоры как выражения естественного языка возможны именно потому, что они являются метафорами концептуальной системы человека.

МЕТАФОРА = МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ

Слайд 26

George Lakoff

George Lakoff

Слайд 27

Тезис авторов: наша понятийная система носит преимущественно метафорический характер наше мышление,

Тезис авторов:

наша понятийная система носит преимущественно метафорический характер

наше мышление, повседневный

опыт и поведение в значительной степени обусловливаются метафорами
Слайд 28

Концепт СПОРА (ARGUMENT) СПОР = словесная битва Структура спора: атака, защита,

Концепт СПОРА (ARGUMENT)

СПОР = словесная битва
Структура спора: атака,

защита, контратака и т. п.

Your claims are indefensible.
Ваши утверждения недоказуемы (букв. незащитимы).
He attacked every weak point in my argument.
Он нападал на каждое слабое место в моей аргументации.
I demolished his argument.
Я разбил его аргументацию.
I've never won an argument with him.
Я никогда не побеждал его в споре.
He shot down all of my arguments.
Он разгромил (букв. расстрелял) все мои аргументы.

Слайд 29

СПОР = ВОЙНА СПОР = ТАНЕЦ

СПОР = ВОЙНА

СПОР = ТАНЕЦ

Слайд 30

Частичное упорядочивание наших действий Осмысление действий в ходе спора ARGUMENT IS

Частичное упорядочивание наших действий
Осмысление действий в ходе спора

ARGUMENT
IS WAR

Сущность метафоры

состоит в осмыслении и переживании явлений одного рода в терминах явлений другого рода 
Слайд 31

ARGUMENT IS WAR системный способ выражения «военных» аспектов спора attack a

ARGUMENT IS WAR

системный способ выражения «военных» аспектов спора

attack a position –

атаковать позицию, 
indefensible – беззащитный, 
strategy – стратегия, 
new line of attack – новый план наступления, 
win – побеждать, 
gain ground – захватывать территорию
Слайд 32

ТИПЫ МЕТАФОР СТРУКТУРНЫЕ одно понятие структурно метафорически упорядочивается в терминах другого

ТИПЫ МЕТАФОР

СТРУКТУРНЫЕ
одно понятие структурно метафорически упорядочивается в терминах другого

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ
проекция свойств

какой-то сущности или субстанции на что-то, не имеющее этого статуса изначально

ОРИЕНТАЦИОННЫЕ
большинство подобных понятий связано с пространственной ориентацией

Слайд 33

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ метафоры события, деятельность, эмоции и идеи как автономные сущности для

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ метафоры

события, деятельность, эмоции и идеи как автономные сущности для различных целей

The

pressure of his responsibilities caused his breakdown.
- Груз обязательств привел его к срыву.
The brutality of war dehumanizes us all.
- Жестокость войны делает всех нас бесчеловечными.
Слайд 34

Ориентационные метафоры организация большинства фундаментальных понятий; внутренняя системность; в основе: разные

Ориентационные метафоры

организация большинства фундаментальных понятий;
внутренняя системность;
в основе: разные физические и социальные

явления;
? незаменимость.
Слайд 35

Ориентационные метафоры Подумайте и приведите еще примеры ориентационных метафор из английского

Ориентационные метафоры

Подумайте и приведите еще примеры ориентационных метафор из английского

языка.
А есть ли они в русском? В каком-нибудь другом известном вам языке?
Слайд 36

Ориентационные метафоры

Ориентационные метафоры

Слайд 37

«В будущем будет больше» «Большее — лучше» ? БОЛЬШЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ

«В будущем будет больше»

«Большее — лучше» ? БОЛЬШЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ и

ХОРОШЕЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ
«Более крупное — лучше» ? БОЛЬШЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ и ХОРОШЕЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ
«Будущее будет лучше» ? БУДУЩЕЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ и ХОРОШЕЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ
«В будущем будет больше» ? БОЛЬШЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ и БУДУЩЕЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ
«В будущем ваш статус повысится» ? ВЫСОКИЙ СТАТУС - ЭТО ВЕРХ и БУДУЩЕЕ ОРИЕНТИРОВАНО НАВЕРХ

! те ценности, которые существуют и глубоко укоренились в культуре, согласованы с системой метафор

Слайд 38

МЕТАФОРА КУЛЬТУРА «Ваш статус должен повыситься в будущем» ? высокий статус вверху и будущее вверху.

МЕТАФОРА

КУЛЬТУРА

«Ваш статус должен повыситься в будущем» ? высокий статус вверху и будущее

вверху.
Слайд 39

Индексы приоритетов MORE is UP GOOD is UP Inflation is rising

Индексы приоритетов

MORE is UP
GOOD is UP

Inflation is rising –
'Инфляция повышается‘
The

crime rate is going up –
'Преступность растет'
Слайд 40

СЛЕВА НАПРАВО – ХОРОШО Зрители воспринимают движение слева направо позитивно, а

СЛЕВА НАПРАВО – ХОРОШО

Зрители воспринимают движение слева направо позитивно,

а справа налево — негативно.
Ключевые битвы: протагонисты начинают движение слева, антагонисты – справа.

Языковые примеры?

http://www.cinemotionlab.com/novosti/kak_gorizontalnoe_dvizhenie_personazhey_v_kadre_vliyaet_na_vospriyatie_zriteley/

КОНЦЕПТУЛЬНЫЕ
МЕТАФОРЫ В КИНО

Слайд 41

Вопросы? Спасибо за внимание!

Вопросы?

Спасибо за внимание!