Путь в жизни и в литературе

Содержание

Слайд 2

Цели урока Проследить жизненную судьбу поэта и направление его творческого поиска,

Цели урока

Проследить жизненную судьбу поэта и направление его творческого поиска, осмыслить

неразрывное единство его непростой биографии и мужественной поэзии;
Обогатить своё представление об окружающем мире взглядом на него через призму поэзии Пастернака;
Подготовить себя к письменному суждению о личности поэта, его творчестве или отдельном его произведении.
Слайд 3

«..Он поведал мне, что перед ним Вьётся путь золотой и крылатый,

«..Он поведал мне, что перед ним Вьётся путь золотой и крылатый,

Где он вышнею волей храним…»

Б. Пастернак и А. Ахматова

Слайд 4

Жить и сгорать у всех в обычае. Но жизнь тогда лишь

Жить и сгорать у всех в обычае.
Но жизнь тогда

лишь обессмертишь,
Когда ей к славе и величию
Своею жертвой путь прочертишь.

Б. Пастернак

А. Блок

Слайд 5

«…Один из подлинных лириков новой русской поэзии» Н. Асеев Б. Пастернак

«…Один из подлинных лириков новой русской поэзии»

Н. Асеев

Б. Пастернак

В 1914 году

выходит первый сборник стихов Б. Пастернака «Близнец в тучах»
Слайд 6

И чeм случaйнeй, тeм вepнee Слaгaются стиxи нaвзpыд. Февраль. Достать чернил и плакать! 1912 год

И чeм случaйнeй, тeм вepнee
Слaгaются стиxи нaвзpыд.

Февраль. Достать чернил и

плакать! 1912 год
Слайд 7

Карандашный портрет Б. Пастернака, созданный художником Ю. Анненковым 1921 год 1922

Карандашный портрет Б. Пастернака, созданный художником Ю. Анненковым 1921 год

1922 год

Выходит вторая книга стихов Б. Пастернака «Сестра моя – жизнь», посвященная М.Ю. Лермонтову
Слайд 8

Мигая, моргая, но спят где-то сладко, И фата-морганой любимая спит Тем

Мигая, моргая, но спят где-то сладко,
И фата-морганой любимая спит
Тем часом, как

сердце, плеща по площадкам,
Вагонными дверцами сыплет в степи.

Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе
Расшиблась весенним дождем обо всех…
лето 1917 года

Слайд 9

Сборник стихов «Второе рождение» (1930 – 1931) В начале 30-х в

Сборник стихов «Второе рождение» (1930 – 1931)

В начале 30-х в стихах

Пастернака появляются черты естественности, которые свойственны, по его собственным словам, «опыту больших поэтов».
Слайд 10

Я был разбужен спозаранку Бряцаньем мутного стекла. Повисло сонною стоянкой, Безлюдье

Я был разбужен спозаранку
Бряцаньем мутного стекла.
Повисло сонною стоянкой,
Безлюдье висло от весла.

1912 год

Я был разбужен спозаранку
Щелчком оконного стекла.
Размокшей каменной баранкой
В воде Венеция плыла.
1928 год

Венеция

Слайд 11

Сборник «Поверх барьеров» (1914 – 1916) Оригинальность художественного образа, по мысли

Сборник «Поверх барьеров» (1914 – 1916)

Оригинальность художественного образа, по мысли Пастернака,

возникает не тогда, когда он не похож на образ другого художника, а тогда, когда он соответствует действительности.

В родстве со всем, что есть, уверясь
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.

Слайд 12

«Именно в 36-ом, - вспоминал Пастернак, - когда начались эти страшные

«Именно в 36-ом, - вспоминал Пастернак, - когда начались эти страшные

процессы, все сломилось во мне и единение со временем перешло в сопротивление ему, которого я не скрывал. Я ушел в переводы.»
Слайд 13

Переделкино Дача Пастернака в Переделкино Пастернак в Переделкино Пастернак породнился с

Переделкино

Дача Пастернака в Переделкино

Пастернак в Переделкино

Пастернак породнился с Переделкином, можно сказать

избрал его финалом своей судьбы или же Переделкино избрало поэта.
Слайд 14

Реалии, лёгшие в основу стихотворения, давшего название всему сборнику – это

Реалии, лёгшие в основу стихотворения, давшего название всему сборнику – это

обычный пеший путь с его дачи в Переделкино на железнодорожную станцию и дальше на электричке в Москву.

«Здесь будет всё пережитое», - сказал Пастернак о сборнике 1941 года «На ранних поездах».

Пастернак в Переделкино

Слайд 15

От того, что написано до «Ранних поездов» автор отрекся бесповоротно. «Зерно

От того, что написано до «Ранних поездов» автор отрекся бесповоротно.

«Зерно

не даст всхода, если не умрет» - Пастернак любил эту евангельскую мудрость. В сознании жизненного краха коренилась надежда на возрождение.
Слайд 16

Радость победы в войне возрождала надежды на обновление общества. Предвестия свободы

Радость победы в войне возрождала надежды на обновление общества. Предвестия свободы

оказались ложными. Но в их свете Пастернак начал писать главный труд своей жизни роман «Доктор Живаго».
Слайд 17

Е Евтушенко писал: «Этот роман – роман нравственного перелома 20-го века,

Е Евтушенко писал: «Этот роман – роман нравственного перелома 20-го века,

роман, поставивший историю человеческих чувств выше истории как таковой».
Слайд 18

«Гамлет» - стихотворение о герое Шекспира, который поднялся на борьбу со

«Гамлет» - стихотворение о герое Шекспира, который поднялся на борьбу со

всем мировым злом; о гениальном актере, играющем роль Гамлета в театре; о герое романа Юрия Живаго; наконец, об авторе романа Борисе Пастернаке.

В Высоцкий в роли Гамлета в театре на Таганке

Слайд 19

В 1958 году Пастернаку была присуждена Нобелевская премия «За выдающиеся достижения

В 1958 году Пастернаку была присуждена Нобелевская премия «За выдающиеся достижения

в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы».

Нобелевский диплом Б. Пастернака

Слайд 20

Ответивший первоначально благодарностью на заслуженную им награду, Пастернак через неделю угроз

Ответивший первоначально благодарностью на заслуженную им награду, Пастернак через неделю угроз

и травли был вынужден отказаться от премии.

«Дело Пастернака»