А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛаг

Содержание

Слайд 2

Не хочу мести, не хочу суда. Хочу, чтобы люди знали и

Не хочу мести, не хочу суда. Хочу, чтобы люди знали и

помнили, как все это было.
Акмал Икрамов Камил, писатель,
расстрелян в 1938 г.
Слайд 3

Память – самое дорогое, что есть в сердцах людей. Но в

Память – самое дорогое, что есть в сердцах людей. Но в

жизни бывают моменты, которые невозможно вспоминать без слез. Трагические события откладывают большой отпечаток на жизни и судьбы людей, нации, поэтому эти страницы истории надо изучать с особым вниманием.
Политические репрессии – одна из самых трагических страниц нашей истории. Но это наша история, и изучение ее – знак памяти и дань уважения невинно пострадавшим. Знание всех фактов нашего прошлого, особенно трагических, дает нам полное представление о нас самих, о современности.  

Репрессии – карательные меры, наказания, применяемые государственными органами в целях подавления или устрашения своих противников, как реальных, так и мнимых.

Слайд 4

Система ГУЛага к 1940 году включала 53 лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний

Система ГУЛага к 1940 году включала 53 лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний

и 50 колоний для несовершеннолетних, поэтому А.И. Солженицын вводит понятие  «архипелаг»: «лагеря рассыпаны по всему Советскому Союзу маленькими островками и побольше. Все это вместе нельзя представить  себе иначе, сравнить с чем-то другим, не с архипелагом. Они разорваны друг от друга как бы другой средой – волей, то есть не лагерным миром. И вместе с тем эти островки во множестве составляют как бы архипелаг».
– В русской прозе 1970–90-х годов, а также «возвращенной» литературе значительное место занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху. Лагерная тема нашла отражение в прозе В. Шаламова, А Солженицына, Ю.Домбровского, Ю. Гроссмана, О. Волкова и других авторов, испытавших на себе ад ГУЛАГа.  Солженицын и Шаламов стали одними из первых в современной литературе, кто открыто заговорил на эту тему. Сегодня мы поговорим о том, как воплотилась лагерная тема в творчестве Солженицына.
Слайд 5

Судьба Солженицына уникальна, это выражается в тяжести испытаний, выпавших на его

Судьба Солженицына уникальна, это выражается в тяжести испытаний, выпавших на его

долю: война с фашизмом, сталинские лагеря, раковый корпус, внезапная слава, связанная с опубликованием «Одного дня Ивана Денисовича», затем замалчивание, запреты, высылка из страны и вновь обретение российского читателя. Биография Александра Исаевича почти тождественна биографии послереволюционной России.
Слайд 6

Обобщающую работу об архипелаге ГУЛАГе автор задумал и стал писать весной

Обобщающую работу об архипелаге ГУЛАГе автор задумал и стал писать весной

1958 года. Объём её представлялся меньшим, чем сейчас, но уже был принят принцип последовательных глав о тюремной системе, следствии, судах, этапах, лагерях ИТЛ, каторжных, ссылке и душевных изменениях за арестантские годы. Некоторые главы были тогда же написаны, однако работа прервалась, так как материала - событий, случаев, лиц- на основе одного лишь личного автора и его друзей явно недоставало.
Слайд 7

С конца 1962 года, автору приходили письма от бывших заключённых с

С конца 1962 года, автору приходили письма от бывших заключённых с

предложениями о встрече. В течение 1963 и 1964 годов был собран обильный материал. Полученную информацию автор располагал по своему прежнему, теперь расширенному и умноженному плану.
Слайд 8

Осенью 1964 года был составлен окончательный план произведения- в семи частях,

Осенью 1964 года был составлен окончательный план произведения- в семи частях,

и все новые пополняющие материалы входили в эту конструкцию. Работа продолжалась летом, а осенью она была прервана, потому что часть авторского архива забрали при обыске у его знакомых. Материалы «Архипелага ГУЛАГа» тотчас же увезли друзья автора в Эстонию, куда затем на две зимы уезжал Солженицын и там при содействии бывших заключенных заканчивал книгу.
Слайд 9

Архипелаг ГУЛаг (подзаголовок книги – «опыт художественного исследования») – одновременно и

Архипелаг ГУЛаг (подзаголовок книги – «опыт художественного исследования») – одновременно и

историческое исследование с элементами пародийного этнографического очерка, и мемуары автора, повествующие о своем лагерном опыте, и эпопея страданий, и мартиролог – рассказы о мучениках ГУЛАГа. При строгой документальности это вполне художественное произведение.
Слайд 10

Архипелаг ГУЛаг В романе Солженицын выступает в роли не столько автора,

Архипелаг ГУЛаг

В романе Солженицын выступает в роли не столько автора, сколько

собирателя историй, рассказанных множеством узников (227 соавторов, без имен, конечно). Как и в рассказе «Один день Ивана Денисовича», повествование строится так, чтобы заставить читателя воочию увидеть мучения заключенных и словно испытать их на себе. В романе “Архипелаг ГУЛАГ” А. Солженицын показывает, какие люди попадали в лагерь. Там были смешаны меньшевики и троцкисты, “вредители” и представители религии, уклонисты и беспартийные, много-много всех тех, кому не повезло укрыться от страшной сети НКВД. По-разному ведут себя люди. Одни сломались сразу, другие готовы посадить сотни людей, дать любые показания. Но были такие, которые не ломались. Для некоторых узников, к которым прежде всего относится сам автор, пребывание в аду ГУЛАГа означало взятие духовно-нравственной высоты. Люди внутренне очищались и прозревали, поэтому у Солженицына неоднократно можно встретить непонятные на первый взгляд слова благодарности в адрес тюрьмы.
Слайд 11

И солженицынский каторжный лагерь, один из ГУЛАГовского архипелага, – при всей

И солженицынский каторжный лагерь, один из ГУЛАГовского архипелага, – при всей

страшной и несомненной реальности его существования в нашей истории, в судьбах миллионов людей – тоже своего рода знак помрачения души и разума, извращение смысла жизни народа и общества. Бездарная, опасная, жестокая машина, перемалывающая всех, кто в нее попадает…

В «Одном дне Ивана Денисовича» и в «Архипелаге ГУЛАГе» приведено немало примеров человеческой низости, подлости, лицемерия. Но тем не менее Солженицын замечает, что нравственному растлению в лагере поддавались в основном те люди, которые уже на воле были к этому подготовлены. Обучиться лести, лжи, «мелким и большим подлостям» можно везде, но человек должен остаться человеком даже в самых трудных и жестоких условиях. Более того, Солженицын показывает, что унижения и испытания пробуждают в личности внутренние резервы и духовно освобождают ее.

Слайд 12

Цитаты из романа «Архипелаг ГУЛАГ» Каждый из нас – центр вселенной.

Цитаты из романа «Архипелаг ГУЛАГ»

Каждый из нас – центр вселенной.
Смирная

овца – волку по зубам.
Человек, внутренне не подготовленный к насилию, всегда слабей насильника.
У каждого всегда дюжина гладеньких причин, почему он прав, что не жертвует собой.
Слайд 13

Любовь к своим детям – не доказательство доброты. Сон - это

Любовь к своим детям – не доказательство доброты.
Сон - это лучшее

средство против голода.
Церковные процессы в провинции, удары по храмам и монастырям.
Слайд 14

Солженицын испытал на себе, что значит быть репрессированным. Посвятил этой теме

Солженицын испытал на себе, что значит быть репрессированным. Посвятил этой

теме свои произведения, поведал миру и своей родине о бесчеловечной системе насилия и лжи, удерживавшей более семи десятилетий у власти тиранический режим. В его лице русская культура открыла внутри себя источник своего спасения, освобождения, возрождения. Солженицыным на всем пути через адские пропасти Архипелага движет надежда на воскрешение.
В жизни самое страшное – изменить самому себе, жить по формуле «чего изволите?». В жизни самая тяжелая утрата – это утрата собственной свободы. Сегодняшний урок не о прошлом, он – о будущем. Ибо, как сказал Евгений Евтушенко, «мы должны знать, как это произошло, чтобы никто и никогда не мог выкрасть наше будущее снова. Изучение прошлого – это спасение будущего, его гарант».