Анализ мифологемы Печь

Содержание

Слайд 2

Семантическая структура слова «печь» Семантика слова печь в процессе развития русского

Семантическая структура слова «печь»

Семантика слова печь в процессе развития русского языка

несколько видоизменилась. Так, в толковом словаре Ожегова слово «печь» представлено следующими компонентами:
ПЕЧЬ, пеку, печёшь, пекут; пёк, пекла; пеки; пёкший; печённый (ён, ена); пёкши; несов.
1. Сооружение (из камня, кирпича, металла) для отопления помещения, приготовления горячей пищи. Комнатная п. Русская п. (большая квадратная кирпичная печь с широким полукруглым жерлом и верхней лежанкой). Лежать на печи (также перен.: бездельничать; разг.).
2. Устройство или сооружение для обработки чего-н. нагреванием. Пламенная п. Электрическая п. Плавильная п. Доменная п. (для выплавки чугуна). Сушильная печь. Обжиговая п. | прил. печной, ая, ое. Печное отопление. П. горшок (для варки чего-н. в печи). Печная заслонка.
Слайд 3

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона помимо вышеуказанных, появляются новые значения:

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона помимо вышеуказанных, появляются новые значения:


3. В народных поверьях и обрядах играет большую роль в зависимости от древнего культа огня и тесно с ним связанного культа домового духа. Особенно важное значение имеет П. в свадебных обрядах: сваты выламывают из П. кирпичину и держат ее в кармане, чтобы сватовство удалось; сватов сажают перед печкой и пр. В Германии девушки просят печку послать им жениха. В немецких сказках перед печкой становятся на колени, молятся ей. См. Сумцова, "О свадебных обрядах" (стр. 190) и его же, "Культурные переживания" (параграфы 29, 30, 127, 144). Основное значение передается в первом и втором ЛСВ, третий ЛСВ связан с сакральным значением.
Слайд 4

Современные социально-культурные стереотипы, представляющие мифологему В Русском Ассоциативном Словаре Юрия Николаевича

Современные социально-культурные стереотипы, представляющие мифологему

В Русском Ассоциативном Словаре Юрия Николаевича Караулова

на слово «печь» отражено 556 стимулов. Количество различных стимулов – 141, количество одиночных реакций на стимул – 89 и всего 5 отказов.
Слайд 5

Виды печи: русская, деревенская, каменная, кирпичная, буржуйка, духовка, большая, изразцовая, доменная,

Виды печи: русская, деревенская, каменная, кирпичная, буржуйка, духовка, большая, изразцовая, доменная,

глиняная, голландка, длинная, жестяная, крупная, маленькая, красная, плита, очаг, с трубой, металл, новая, белая, каменка, изгиб, широкая, на колесе, СВЧ, старая;
Функции печи: тепло, горячая, жарко, горит, греет, жар, дарит тепло, сытно, уют = тепло, жаровня, лечь, течь, жарить, сжигать;
Приготовление еды в печи: пироги, хлеб, торт, блины, картошка, печенье, капуста, масло, лепешка, булки, чурек;
Место расположения печи: деревня, изба, в доме, в углу, в хате, на завалинке;
Предметы, ассоциирующиеся со словом «печь»: дрова, кочерга, труба, ухват, гвоздь, заслонка, свеча, чугунок, дым;
Значение фольклора в образовании ассоциативного ряда: Баба-Яга, бабушка, Иванушка, сказка, меч, домовой, чудо, сердце;
Действия, связанные со словом «печь»: готовить, топить, жарить, включили, натоплена, не топится, остыла, погасла, сложить, стоит, стричь, сечь;
Оригинальные ответы: Ленин, таракан, танцы, увлечение, поздно, смех, преисподняя
Слайд 6

Если рассматривать ассоциации на слово печь, опираясь на профессии респондентов, мы получим следующие результаты: Журналист:

Если рассматривать ассоциации на слово печь, опираясь на профессии респондентов, мы

получим следующие результаты:

Журналист:

Слайд 7

2. Специалист по сельскому хозяйству:

2. Специалист по сельскому хозяйству:

Слайд 8

3. Филолог:

3. Филолог:

Слайд 9

Название «Печь» ассоциировалось со словами печь, печься, печаль, печалиться. В любовном

Название «Печь» ассоциировалось со словами печь, печься, печаль, печалиться. В любовном

заговоре высказывается пожелание: «Коль горят пылко и жарко медные калены пеци, так же бы раба Б(ожья) им(ярек) пеклась и калилась во всяко время…» (Ефим.-МЭА 2:140, №4).
Больных детей «пекли», «В печку сажали на лопаты в жар после печенья» (РЗЗ, №155).
Хозяйка говорила, сажая пироги в печь: «Печка-матушка, пеки, не сожги, моих деточек накорми» (рус. карел.; РЗЗ, № 1309).
В день свадебного сговора никому не позволялось подходить к печи, «чтобы у будущих молодых не было печали» (Самоделова:77).
Чтобы не скучать по уехавшему, оставшиеся дома дотрагивались до печи, приговаривая «Вся печаль в печь!» (рус. пинеж.; Щепан. КД:87).
Уходящий из дома подходил к шестку и трижды повторял: «Печаль и тоска, останься у маминого шестка» (рус. вят.; Щепан. КД:87).
Слайд 10

Печь могла осмысляться как живое существо и соотноситься с человеческим телом,

Печь могла осмысляться как живое существо и соотноситься с человеческим телом,

ср. названия отдельных частей П.: чело, устье, челюсти, небо, скула, ноги.
Сажая пироги или хлебы в печь., женщины говорили: «Матушка-печка, укрась своих детушек» или «Печка-матка, пеки, не сожги, моих детушек накорми» (рус.; Щепан. КД:46).
В заговоре при родах: «Печь-мати! Помоги N рожати…» (полес.). В русском свадебном причитании невеста обращается к печи с просьбой рассказать о женихе.
Слайд 11

В загадках Печь ассоциируется с женщиной или девицей: «Мать толста, дочь

В загадках Печь ассоциируется с женщиной или девицей: «Мать толста, дочь

красна, сын храбер, порд небеса ушёл» (Печь, огонь, дым); «Стоит девица в избе, а коса на дворе» (печь и труба) (Митроф.З, № 3335, 3384).
Повседневное обращение с П. Поддержание домашнего огня и приготовление пищи были специфическими женскими занятиями (ср. рус.: «Печь нам мать родная») и регламентировались множеством предписаний и запретов. Огонь постоянно поддерживали в П. и сохраняли ночью в виде горячих углей, которые старались не передавать в другой дом, иначе вместе с огнём семью могли покинуть достаток и благополучие.
На ночь в Печь клали полено и ставили горшок с водой, чтобы у Печи и огня было что есть и пить (укр.).
П. ассоциировалась с культом предков, осмыслялась как место обитания «душ», и вместе с тем выполняли функции «очищения от смерти» (Сед. О. ПО:121). На Украине, в Белоруссии и Польше принято, вынув хлеб из П., положить туда одно, два или три полена для того, чтобы по ним на «том свете» перейти через пекло, через огненную реку или канаву с кипящей смолой, чтобы по этому полену вылезти из пекла, чтобы смерть могла по ним убежать , когда будет возвращаться к себе в пекло после посещения дома, чтобы хлеб не выводился, «чтобы не зевала печь», т.е. не было голода.
Слайд 12

Элементы мифа, формируемого данной мифологемой (система образов, сквозных мотивов, ритуальных действий

Элементы мифа, формируемого данной мифологемой (система образов, сквозных мотивов, ритуальных действий

и атрибутов)

Образы, вписанные в «печной» сюжет:
Каравай – в украинских и белорусских песнях каравай поднимается выше каменной печи, выше леса, печь хохочет и припечек улыбается от удовольствия.
Домовой (запечник, подпечник) – он любит погреться на печи; устроить себе постель на чердаке, около дымовой трубы. Запечник, живущий за печкой, устраивает разные шутки с домашней утварью; для него оставляют часть приготовленной еды.
Злыдни – днем сидят за печкой, а ночью выходят.
Печь играет особую роль во внутреннем пространстве дома, совмещая в себе символику центра и границы.
Печная труба – специфический выход из дома, предназначенный в основном для контактов с иным миром: через нее внутрь проникают огненный змей и черт, а наружу вылетают ведьма, душа умершего, болезнь, доля.

Слайд 13

Печь фигурирует в сказках, былинах, быличках, свадебных песнях, причитаниях, духовных стихах,

Печь фигурирует в сказках, былинах, быличках, свадебных песнях, причитаниях, духовных стихах,

загадках, пословицах.
Поддержание домашнего очага и приготовление пищи были специфически женскими занятиями и регламентировались множеством предписаний и запретов:
- огонь постоянно поддерживали в печи и сохраняли ночью в виде горячих углей, которые старались не передавать в другой дом, иначе вместе с огнем семью могли покинуть достаток и благополучие;
- на ночь в печь клали полено и ставили горшок с водой, чтобы у печи и огня было что есть и пить (укр.);
- когда кто-то уходил из дома, печь закрывали заслонкой, чтобы ушедшему повезло в пути;
- при приближении грозы заслоняли трубу, чтобы черт или другая нечистая сила не могли туда спрятаться и гром не ударил в хату;
- запрет ругаться в доме мотивировался тем, что «Печь у хаце!» (бел.), «Сказав би, та пiч в хатi!» (укр.);
- когда умирал человек, открывали заслонку печи, как бы предлагая его душе выйти наружу.
Слайд 14

Фразеологический словарь русского языка (Е.Н. Телия) ОТ ПЕЧКИ начинать; делать что-л.

Фразеологический словарь русского языка (Е.Н. Телия)

ОТ ПЕЧКИ
начинать; делать что-л. с самого

начала.
Прошло полчаса, а мне опять приходится начинать от печки. Я спрашиваю тебя: здесь Чумалов? - Ну, здесь, у себя. Занят - не принимает. Ф. Гладков, Энергия.
Образ фразеологизма отражает стереотипизированную обиходно-бытовую ситуацию такого действия, как танцевать. Обычай начинать пляску от печки известен и в русской деревне. ср. в фольклоре: Я от печки иду, половичку чту (свадебная песня подруг невесты, Костромская губ.). В метафорическом осмыслении фразеологизм печка выполняет роль символа, замещающего отправную точку, от которой начинается повторение ситуации.