Анализ рассказа А.П. Чехова Толстый и тонкий

Содержание

Слайд 2

Особенности рассказов Чехова: Короткое вступление. Нет подробного описания пейзажа, портрета. Яркие

Особенности рассказов Чехова:

Короткое вступление.

Нет подробного описания пейзажа, портрета.

Яркие художественные детали.

Основа рассказа

– диалог.
Слайд 3

«Краткость - сестра таланта». А.П. Чехов А.П. Чехов – мастер слова.

«Краткость - сестра таланта».
А.П. Чехов

А.П. Чехов – мастер слова. Одной деталью, репликой

он может сказать многое.
Слайд 4

Деталь – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить

Деталь – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить

изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.
Слайд 5

Обратимся к рассказу Как вы думаете, почему в тексте нет указания

Обратимся к рассказу

Как вы думаете, почему в тексте нет указания на

то, когда происходит действие?

По каким деталям текста можно определить историческое время?

Предположите, в каком городе происходит действие? Обоснуйте своё мнение.

Слайд 6

Иллюстрации к рассказу

Иллюстрации к рассказу

Слайд 7

Обратимся к рассказу… Найдите портрет Толстого. Какие детали портрета говорят о

Обратимся к рассказу…

Найдите портрет Толстого. Какие детали портрета говорят о его

высоком уровне на социальной лестнице?

Найдите портрет Тонкого. Какие детали портрета говорят о его невысоком уровне на социальной лестнице?

Слайд 8

Обратимся к рассказу… Толстый Толстый только что пообедал на вокзале, и

Обратимся к рассказу…

Толстый

Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его,

подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.
Пахло от него хересом и флёрдоранжем.

Тонкий

Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками.
Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.

Слайд 9

Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый

Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый

– самостоятельный, богатый, довольный жизнью.

Флёрдоранж

Херес

Слайд 10

«навьючен чемоданами» – не может позволить себе нанять носильщика. Значит, Тонкий

«навьючен чемоданами» – не может позволить себе нанять носильщика.
Значит, Тонкий –

бедный, человек, неуверенный в себе.

Навьючен
чемоданами

Слайд 11

Обратимся к рассказу… О чём говорят реплики Толстого и Тонкого в

Обратимся к рассказу…

О чём говорят реплики Толстого и Тонкого в начале

рассказа?

Выводы: В начале рассказа Толстый и Тонкий равны, они встретились как друзья детства. «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз»

Толстый

Тонкий

«Порфирий!.. Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!»

«Батюшки!.. Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?»

Слайд 12

Обратимся к рассказу… Что изменилось в Тонком внешне и внутренне? Какова

Обратимся к рассказу…

Что изменилось в Тонком внешне и внутренне?
Какова причина перемены

настроения Тонкого?
Является ли Толстый непосредственным начальником Тонкого?
Есть ли у Тонкого какие-либо причины угодничать перед Толстым?
Зачем же он унижается?
Слайд 13

Изменения в Тонком «съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки

Изменения в Тонком

«съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки

съежились, поморщились» (гипербола -  стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности)

В конце слов приставляет «с»: «Хи-хи-с… Что вы-с…» (раньше так было принято обращаться к высокопоставленным личностям)

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…

Слайд 14

Обратимся к рассказу… Найдите детали портрета жены и сына Тонкого. Что

Обратимся к рассказу…

Найдите детали портрета жены и сына Тонкого. Что подчёркивает

этими деталями автор в характере героев?
Как ведёт себя сын? Какие жесты показывают его рабское воспитание?
Слайд 15

Обратимся к рассказу… Нафанаил немного подумал и снял шапку. Нафанаил немного

Обратимся к рассказу…

Нафанаил немного подумал и снял шапку.
Нафанаил немного подумал и

спрятался за спину отца.
Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…
Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку.
Слайд 16

Обратимся к рассказу… Что изменилось в героях к концу рассказа?

Обратимся к рассказу…

Что изменилось в героях к концу рассказа?

Слайд 17

Толстый Тонкий «Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства

Толстый

Тонкий

«Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и

к чему тут это чинопочитание!»
Тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку…

«Помилуйте… Что вы-с.. Милостивое внимание вашего превосходи-тельства… вроде как бы живительной влаги…»
На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты… Пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал…

Слайд 18

Выводы В начале рассказа Толстый испытывает удовольствие от обеда. Он рад

Выводы

В начале рассказа Толстый испытывает удовольствие от обеда. Он рад встрече

с Тонким. В конце рассказа его «стошнило» от лицемерия бывшего друга, но при прощании он подал руку приятелю, т.е. остался человеком.
Тонкий в начале рассказа показан человеком бедным, но он стремится похвастаться орденом Станислава, дополнительным доходом. В конце рассказа он раздавлен, ему «нечем крыть». Но он лишён чувства собственного достоинства, поэтому в его облике нет ничего человеческого. Он остался только мелким чиновником.
Слайд 19

Что высмеивает автор? Подобострастие – льстивость, угодливость. Угодничество - льстивое поведение.

Что высмеивает автор?


Подобострастие – льстивость, угодливость. Угодничество - льстивое

поведение. Самоуничижение - признание себя ничтожным. Чинопочитание– лицемерное отношение к старшим по должности, званию. Подхалимство – стремление расположить к себе кого-то лестью.
Слайд 20

Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» – произведение юмористическое или сатирическое? Как

Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» – произведение юмористическое или сатирическое?

Как вы

думаете, как вёл бы себя на месте тонкого другой мелкий чиновник?
Что позволяет так думать?
Почему персонажей рассказа автор не называет по именам, хотя с самого начала мы знаем, как их зовут?
Слайд 21

Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» – сатирическое произведение Рассказ занимает всего

Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» – сатирическое произведение

Рассказ занимает всего 2

страницы, а по глубине обличения пресмыкательства равен крупному произведению (лаконизм)
Отдельный случай приобретает в рассказе значение общего, в котором во всей уродливости раскрылась антитеза «начальствующей сферы» и подчинённых
Слайд 22

Выводы по рассказу Ситуация доведена писателем до абсурда, именно это и

Выводы по рассказу

Ситуация доведена писателем до абсурда, именно это и позволяет

лучше увидеть нелепость самой жизни, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним.
Особую горечь и неприятие вызывают не просто отношения между чинами, но и добровольное самоуничижение, добровольное превращение в раба.
Слайд 23

Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью

Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью

умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст.

Выводы по рассказу

Слайд 24

Практическая работа по рассказу

Практическая работа по рассказу