Авторская позиция в романе

Слайд 2

АВТОР И ЕГО ГЕРОЙ В РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

АВТОР И ЕГО ГЕРОЙ В РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И

ДЕТИ»
Слайд 3

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдалённых уголков России. Как

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдалённых уголков России.
Как

почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его кана-
вы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-
то крашенными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подтал-
кивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвоз-
бранно бродят по могилам… Но между ними есть одна, до которой не касается
человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на неё и поют на
заре. Железная ограда её окружает; две молодые ёлки посажены по обоим её
концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалёкой деревушки,
часто приходят два уже дряхлых старичка – муж с женою. Поддерживая друг
друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и ста-
нут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой
камень, под которым лежит их сын: поменяются коротким словом, пыль смах-
нут с камня да ветку ёлки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это
место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нём… Неуже-
ли их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь
не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скры-
лось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невин-
ными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом
спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении
и о жизни бесконечной…
Слайд 4

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДАННЫЙ ОТРЫВОК? КАКОВО ЕГО МЕСТО В ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДАННЫЙ ОТРЫВОК? КАКОВО ЕГО МЕСТО В ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ?

Это эпилог романа. Последняя страница романа. Ей предшествуют страницы, посвященные смерти Базарова .

Слайд 5

КАКОВА РОЛЬ ЭПИЛОГА В ПРОИЗВЕДЕНИИ? Эпилог помогает понять авторскую позицию в

КАКОВА РОЛЬ ЭПИЛОГА В ПРОИЗВЕДЕНИИ?

Эпилог помогает понять авторскую позицию в конце

романа. Известно , что отношение Тургенева к Базарову менялось по мере создания произведения.
Слайд 6

ПИСЬМА ТУРГЕНЕВА О БАЗАРОВЕ 30 октября 1861г. И. С. Тургенев –

ПИСЬМА ТУРГЕНЕВА О БАЗАРОВЕ

30 октября 1861г. И. С. Тургенев – М.

Н. Каткову:
«… он сам пуст и бесплоден»
6 октября 1862г. И. С. Тургенев – А. Фету:
«Хотел ли я обругать Базарова, или его превознести? Я
этого сам не знаю, люблю ли я его или ненавижу!»
14 апреля 1862г. И. С. Тугренев – К. К. Случевскому:
«Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубос-
тью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкос-
тью, - если он его не полюбит… Я виноват и не достиг
своей цели».
Слайд 7

ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА БАЗАРОВА

ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА БАЗАРОВА

Слайд 8

1. С Одинцовой уважителен, не позволяет себе резких суждений, ведёт себя

1. С Одинцовой уважителен, не позволяет себе резких суждений, ведёт себя

сдержан-но, тактично.

2. Пропадает самоуверенность. Находится в подавленном настроении.

3. Окончательно сломлен. Не хочет сам себе признаться в своём поражении.

4. Высказывает пессимистические мысли о смысле жизни и назначении человека.

5. Попадает во власть романтического чув-ства. С негодованием сознаёт романтика в самом себе.

6. Способен на высокие чувства. В нём просыпается чувственная душа, таящая бездну страстей.

7. По-новому почувствовал природу. Полю-бив, ощущает «раздражительную» свежесть ночи, слышит таинственные шептания.

8. Перед лицом смерти говорит так краси-во, как никогда не говорил6 «Дуньте на уми-рающую лампадку, и пусть она погаснет».

9. «Да, поди попробуй отрицать смерть, она тебя отрицает, и баста!»