Баллы. Литературный портрет

Содержание

Слайд 2

5 4 3 2 1 Цветные страницы 5 4 3 2

5

4

3

2

1

Цветные страницы

5

4

3

2

1

История книгопечатания

5

4

3

2

1

Фразеологизмы: толкование и история происхождения

5

4

3

2

1

Корифеи пера глазами современников

5

4

3

2

1

Литературный портрет

БАЛЛЫ

ТЕМА

Слайд 3

Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась -

Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась - и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву

кроткого такого.

Царевна из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»
А.С. Пушкина

Слайд 4

Инвалид с рождения, не повезло ему и в последствии: он выпал

Инвалид с рождения, не повезло ему и в последствии: он выпал

с третьего этажа, побывал в желудке у рыбы. Но во всех жизненных испытаниях он держался, как настоящий солдат.

Стойкий оловянный солдатик из одноименной сказки Х.К. Андерсена

Слайд 5

Вдруг из самой серединки вынырнула девчонка махонькая. Вроде куклёнки, а живая.

Вдруг из самой серединки вынырнула девчонка махонькая. Вроде куклёнки, а живая.

Волосёнки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба. Поглядела девчонка весёлыми глазками, блеснула зубёнками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать.

Огневушка-Поскакушка
из одноименного сказа
П.П. Бажова

Слайд 6

И не носил он тех волос, Что льют успех на женщин

И не носил он тех волос, Что льют успех на женщин томных,- Он

с лысиною, как поднос, Глядел скромней из самых скромных. Застенчивый, простой и милый, Он вроде сфинкса предо мной. Я не пойму, какою силой Сумел потрясть он шар земной.

В.И. Ленин из поэмы С.А. Есенина «Гуляй поле»

Слайд 7

«Это был человек лет тридцати двух – трёх от роду, среднего

«Это был человек лет тридцати двух – трёх от роду, среднего

роста. Приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба. Потом совсем пропадала. И тогда на всём лице теплился ровный свет беспечности.»

Обломов из одноименного романа И.А. Гончарова

Слайд 8

Молодой человек, небольшого роста, но довольно плечистый и сильный, с быстрым

  Молодой человек, небольшого роста, но довольно плечистый и сильный, с

быстрым и наблюдательным взором, необыкновенно живой,.. Часто смеющийся в избытке непринужденной веселости и вдруг неожиданно переходящий к думе, возбуждающей участие. Очерки лица его были неправильны и некрасивы.

А. С. Пушкин

Слайд 9

Высокий, худой, с сутулинкой. Взволновано теребит колючий ус,.. сдвинутая на затылок

Высокий, худой, с сутулинкой. Взволновано теребит колючий ус,.. сдвинутая на затылок

белая кепка открывает густой, серебристый ежик. Мягкий, ласковый бас. Классическое нижегородское оканье.

Максим Горький

Слайд 10

Глаза у него были темные, почти карие, причем край правого глаза

   Глаза у него были темные, почти карие, причем край правого глаза

был окрашен значительно сильнее, что придавало взгляду,.. выражение рассеянности, верхние веки, несколько нависали над глазами, что так часто наблюдается,.. у людей с сосредоточенным зрением. Благодаря пенсне и манере глядеть сквозь низ его стекол несколько приподняв кверху голову,  лицо его часто казалось суровым.

А.П. Чехов

Слайд 11

Он ходил среди людей как Гулливер, и хотя нисколько не старался

Он ходил среди людей как Гулливер, и хотя нисколько не старался

о том, чтобы они ощущали себя рядом с ним лилипутами, но как-то само собою выходило, что самым спесивым и заносчивым людям не удавалось взглянуть на него свысока.

В. Маяковский

Слайд 12

Широкоплечий, рослый, красногубый, спокойный; и даже меланхоличность его неторопливой походки, даже

Широкоплечий, рослый, красногубый, спокойный; и даже меланхоличность его неторопливой походки, даже

тяжелая грусть его зеленоватых, неподвижных, задумчивых глаз, не разрушали впечатления юношеской победительной силы,.. Буйное цветение молодости, чувствовалось и в его великолепных кудрях, которые каштановыми короткими прядями окружали его лоб, как венок.

Александр Блок

Слайд 13

Попасть впросак. Оказаться в неприятном или невыгодном положении из-за своей ошибки.

Попасть впросак.

Оказаться в неприятном или невыгодном положении из-за своей ошибки.

Просак –

это старинный станок для скручивания верёвок и канатов. На улице между домом и просаком, закрепленным на санях, натягивали льняные нитки и производили скручивание. Это мешало движению людей и транспорта, небезопасно было случайно попасть между скручиваемыми нитками частью одежды или волосами. Поэтому выражение «попасть впросак» вскоре стали использовать в переносном смысле – «оказаться в трудном положении, сделав неверное движение».
Слайд 14

Как с гуся вода Всё нипочем. Все водоплавающие птицы имеют оперение,

Как с гуся вода

Всё нипочем.

Все водоплавающие птицы имеют оперение, покрытое особой

жирной смазкой, к которой не пристаёт вода и грязь. Это позволяет птицам спокойно плавать даже в холодной воде, а при выходе на берег быстро отряхиваться. Это и породило в народе выражение «как с гуся вода», которое стали применять к людям, на которых не действуют жизненные неурядицы.
Слайд 15

Вавилонское столпотворение Беспорядок, путаница, шум, суматоха, полная неразбериха. Согласно Библии, после

Вавилонское столпотворение

Беспорядок, путаница, шум, суматоха, полная неразбериха.

Согласно Библии, после потопа потомки

Хама (сына Ноя), желая прославиться, решили построить город и в нем башню, наподобие столпа, высотой до небес. Бог решил наказать людей за дерзость: смешал язык строителей так, что они стали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга. Началась страшная неразбериха. Строительство башни было прекращено. Недостроенный город был назван Вавилоном, что значит «смешение».
Слайд 16

Быть под сапогом Быть в подчинении. Под чьей-либо властью, гнётом. У

Быть под сапогом

Быть в подчинении. Под чьей-либо властью, гнётом.

У многих народов

было принято падать ниц – вставать на колени и опускать голову – перед царём или господином. Которые иногда ставили свою ногу на голову или шею подданного, показывая свою абсолютную власть над ним.
Слайд 17

Иван, не помнящий родства. Человек без убеждений и традиций. На Руси

Иван, не помнящий родства.

Человек без убеждений и традиций.

На Руси было время,

когда беглые крепостные крестьяне, каторжники, солдаты, не вынесшие тяжести жизни в неволе, и прочие «беспаспортные бродяги», попадая в руки полиции, предпочитали не называть своего имени и происхождения. На все вопросы отвечали, что их зовут Иванами, а родства они не помнят. Юристы даже выработали такой термин: «не помнящие родства», а в народе того, кто отрекался от своих близких, родных и друзей стали называть: «Иван, не помнящий родства».
Слайд 18

Что изображено на рисунке? Назовите имя изобретателя. Печатный станок изобрёл в

Что изображено на рисунке? Назовите имя изобретателя.

Печатный станок изобрёл в

15 веке в Германии мастер ИОГАНН ГУТЕНБЕРГ (1399? – 1468)
Слайд 19

«Кабинет Фауста» - хранилище инкунабул в Российской Национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

«Кабинет Фауста» - хранилище инкунабул в Российской Национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Как

называются книги, напечатанные до 1 января 1501 года?

Эти книги называют ИНКУНАБУЛАМИ. Слово это переводится, как «колыбель», то есть младенческий возраст книгопечатания.

Слайд 20

Фронтиспис «Апостола» - первой печатной книги Ивана Федорова. Москва. 1564 г.

Фронтиспис «Апостола» - первой печатной книги Ивана Федорова. Москва. 1564 г.

Кого

называют ПЕРВОПЕЧАТНИКОМ русской книги, «друкарем книг, пред тем невиданных»?

Эта надпись высечена на могильной плите замечательного русского мастера Ивана Фёдорова

Слайд 21

Самое значительное место среди первых учебных пособий (1717 г.) принадлежало замечательной

Самое значительное место среди первых учебных пособий (1717 г.) принадлежало замечательной

книге, которая пользовался огромной популярностью среди населения.
Книга была предназначена для самообразовательного чтения.

Книга состоит из трех частей: азбуки, правил поведения юношества дома и в обществе, нравоучительных наставительных повествований.

Слово ЧЕСТНОЕ произносилось с ударением на О и означало «почитаемое как святое, непоколебимое». Слово ЗЕРЦАЛО имело в 18 веке нескольких значений. И одно из них – литературное произведение нравоучительного и педагогического характера.

Как она называется?

Слайд 22

Как в 18 веке назывались тонкие, дешевые брошюры на серой бумаге,

Как в 18 веке назывались тонкие, дешевые брошюры на серой бумаге,

с простыми картинками и небольшим количеством текста для массового читателя?

Лубочная литература.
Лубки (народные картинки) печатали с деревянных и медных досок, потом раскрашивали яркими красками. Лубок заменял народу и песенник, и книгу, и, отчасти, газету.

«Медведь с козою прохлаждаются». Народный лубок. Первая половина 18 века.

Слайд 23

Назовите произведение, в котором жители Волшебной страны живут в цветных государствах:

Назовите произведение, в котором жители Волшебной страны живут в цветных государствах:

жевуны – в голубом, мигуны – в фиолетовом, болтуны – в розовом?

А. Волков «Волшебник Изумрудного города»

Слайд 24

Какого цвета был последний лепесток, который помог другу Жени, героине сказки

Какого цвета был последний лепесток, который помог другу Жени, героине сказки

В. Катаева «Цветик-семицветик», стать здоровым и счастливым?

Голубого.

Слайд 25

Какое чувство Вильям Шекспир назвал «чудовищем с зелёными глазами»? Ревность.

Какое чувство Вильям Шекспир назвал «чудовищем с зелёными глазами»?

Ревность.

Слайд 26

«А неведомая гостья, скрытая в стенах своей зелёной комнатки, всё готовилась,

«А неведомая гостья, скрытая в стенах своей зелёной комнатки, всё готовилась,

всё прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала явиться на свет встрёпанная, точно какой-нибудь мак. Она хотела показаться во всём блеске своей красоты. Да, это была ужасная кокетка!»

Что за гостья и из какого литературного произведения эти строки?

Роза из романа Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Слайд 27

Ради своей возлюбленной герой этого произведения потратил все свои сбережения на


Ради своей возлюбленной герой этого произведения потратил все свои сбережения на

покупку очень яркой материи.

А. Грин
«Алые паруса»