Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие Главное, что можно сказать о поэме, это т

Содержание

Слайд 2

Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; повторение понятий:

Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; повторение понятий:

стиль, жанр, композиция, символ; определить отношение автора к событиям революции 1917 года.

План урока:
Исторические и политические предпосылки создания поэмы
Стилистика и жанровое своеобразие поэмы
Единство замысла и композиции
Контраст как основное средство изображения в поэме
Система образов
Изобразительно-выразительные средства
Образы-символы.

Слайд 3

Творческая история поэмы «Двенадцать»

Творческая история поэмы «Двенадцать»

Слайд 4

«Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к

«Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к

жизни всего человека, если он идет к ней навстречу, она напрягает все его силы и открывает те пропасти, которые были крепко закрыты».
А. Блок.
Слайд 5

«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию!» А.Блок. «Интеллигенция и революция»

«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию!»
А.Блок. «Интеллигенция

и революция»
Слайд 6

Черновики А.Блока Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года.

Черновики А.Блока

Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года. Блок,

неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются из «духа музыки», что писать он может тогда и только тогда , когда слышит «музыку», услышал «звуки» времени, привел их в «гармонию», дал им форму, и на свет появилась поэма.
Слайд 7

Исторические и политические предпосылки создания поэмы Блок в своих стихах предчувствовал

Исторические и политические предпосылки создания поэмы

Блок в своих стихах

предчувствовал пробуждение России, приветствовал его очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: «Сегодня я гений»
Слайд 8

«Сегодня я – гений!». «Двенадцать» – какие бы они ни были

«Сегодня я – гений!».

«Двенадцать» – какие бы они ни были

– это лучшее,
что я написал. Потому что тогда я жил
современностью».
А. Блок (январь 1918 г.)
Слайд 9

56-я записная книжка поэта 3 января… К вечеру – ураган (неизменный

56-я записная книжка поэта

3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник

переворотов)
8 января. Весь день – «Двенадцать».
11 января … Нет уж, не то время, не та музыка. – Музыка какая (если…желтое?).
15 января… - Мои «Двенадцать» не двигаются. Мне холодно.
22 января…толпа кричала по адресу…моему: «изменники». Не подают руки. Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили! Правда глаза колет.
25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешает приняться за что-либо прочно. А свое бы писать (Иисус).
27 января. Двенадцать.
28 января. Двенадцать.
29 января… Сегодня я – гений.
Слайд 10

Смысл заглавия 12

Смысл заглавия

12

Слайд 11

12 красноармейцев, патрулирующих революционный Петербург; 12 апостолов Христа – разносчики учения Христа. Викторов. Александр Блок. «Двенадцать».

12 красноармейцев, патрулирующих революционный Петербург;
12 апостолов Христа – разносчики учения Христа.


Викторов. Александр Блок. «Двенадцать».

Слайд 12

Стилистика, жанровое своеобразие поэмы 12

Стилистика, жанровое своеобразие поэмы

12

Слайд 13

Тема: тема революционной стихии, влияющей на судьбы людей Идея: два начала

Тема: тема революционной стихии, влияющей на судьбы людей
Идея: два начала

в революции: разрушение старого и созидание нового.
Проблема:
ВРЕМЯ - ЧЕЛОВЕК- ИСТОРИЯ
проблема СВОБОДЫ
БУДУЩЕЕ РОССИИ

«Двенадцать» - поэма.
Поэма – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом.

Слайд 14

Жанровое своеобразие поэмы «Двенадцать» – эпическая поэма, как будто составленная из

Жанровое своеобразие поэмы

«Двенадцать» – эпическая
поэма, как будто составленная
из отдельных

зарисовок,
картинок с натуры, быстро
сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность
сюжета, выразительность
эпизодов, из которых
складывается поэма, передают
неразбериху, которая царила и на
улицах, и в умах.
Слайд 15

«Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в

«Блок создал новую форму
эпической поэмы, и новизна
формы находилась в прямой
зависимости с

новизной
содержания.
Философия революционной эпохи,
как ее понимал Блок, была
воплощена в «Двенадцати в
совершенно новой поэтической
системе, которая нашла свое
отражение в новых ритмах, в
новой стилистике, в лексике».
Л. Дологополов
Слайд 16

Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее интонационной

Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее интонационной

структурой, но и непосредственным включением в текст фольклорных жанров или стилизованных под них фрагментов.

« …Над нами повисла косматая грудь коренника, и готовы опуститься тяжелые копыта».
А. Блок «Народ и
интеллигенция».

Слайд 17

12 Единство замысла и композиции

12

Единство замысла и композиции

Слайд 18

О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») – заслуженный

О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») –

заслуженный учитель России – вспоминает: «Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи”».

Единство замысла и композиции

Слайд 19

Единство замысла и композиции Внешне поэма построена в соответствии с названием:

Единство замысла и композиции

Внешне поэма построена в соответствии с названием:
она

состоит из двенадцати глав. Но если мы обратимся к
героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в
центре событий – 12 патрулирующих красноармейцев,
которые в заключении поэмы, следуя за Христом,
ассоциируются с 12-ю апостолами.
Слайд 20

Поэма написана в исключительный циклон , производит бурю во всех морях

Поэма написана в исключительный циклон , производит бурю во всех морях

– природы, жизни и искусства. «Двенадцать» стала произведением поистине новаторским, единственным в своем роде, построенным по принципу монтажа. Помимо голоса автора-повествователя, звучат голоса героев и голоса города, господствует стихия фольклора.

Композиционная особенность: поэма построена по принципу кольца. В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах.

Слайд 21

Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе

Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе

они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой – «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается: «Позади- голодный пес… Впереди – Иисус Христос.» Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому. Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.
Слайд 22

Контрастность произведения Основа содержания поэмы − «буря» в море жизни. Строя

Контрастность произведения

Основа содержания поэмы −
«буря» в море жизни. Строя

ее
сюжет, Блок широко
использует прием контраста:
«Черный вечер./Белый
снег…», – резкое
противопоставление двух
миров – «черного» и «белого»,
старого и нового.
Слайд 23

Контрастность произведения В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое,

Контрастность произведения

В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что

он сумел воплотить весь хаос, который окружал его – хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы..
Слайд 24

Основные образы поэмы 12

Основные образы поэмы

12

Слайд 25

Система образов Экспозиция Старый мир Катька Писатель Поп Паршивый пёс Старушка

Система образов

Экспозиция

Старый мир

Катька

Писатель

Поп

Паршивый пёс

Старушка

Барыня в
каракуле

Новый мир

Будущее?

Иисус Христос

12, идущие


«державным шагом»
Слайд 26

Слайд 27

Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок чёрные ремни, Кругом – огни, огни, огни…


Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.

Винтовок чёрные ремни,
Кругом – огни,

огни, огни…
Слайд 28

Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в святую Русь…

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в святую Русь…

Слайд 29

Революционный отряд « Как пошли наши ребята В красной гвардии служить

Революционный отряд

« Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –


В красной гвардии служить –
Буйну голову сложить!»
Слайд 30

Слайд 31

Образ красноармейцев И опять идут двенадцать, За плечами – ружьеца.

Образ красноармейцев

И опять идут двенадцать,
За плечами – ружьеца.

Слайд 32

Красногвардейский патруль в Петрограде. «…ко всему готовы, ничего не жаль…»

Красногвардейский патруль в Петрограде.

«…ко всему готовы, ничего не жаль…»

Слайд 33

Характеристика двенадцати 2 глава – похожи на каторжников (цигарка, бубновый туз),

Характеристика двенадцати

2 глава – похожи на каторжников (цигарка, бубновый туз), неприятие

религии; ими движет желание найти врага
3 глава – рваное пальтишко, австрийское ружье. Разрушить все: себя, мир – главная цель.
11 глава – нет имени святого, ничего не жаль, они закалены в борьбе с врагом.
12 глава – «идут державным шагом»
Слайд 34

В первой главе мы слышим многоголосие: «- Ох, Матушка Заступница! Ох,

В первой главе мы слышим
многоголосие:
«- Ох, Матушка Заступница!
Ох, большевики загонят

в гроб!..
Предатели!
Погибла Россия…
-Уж мы плакали, плакали…»
Слайд 35

Старушка (символизирует обывательское сознание), Буржуй на перекрестке, оставшийся «с носом», Писатель

Старушка (символизирует обывательское сознание), Буржуй на перекрестке, оставшийся «с носом», Писатель

– вития (красноречивый оратор), говорящий вполголоса «Предатели! Погибла Россия!», Товарищ поп, Барыня в каракуле, со своими спутницами, Бродяга – «Эх, бедняга».
Слайд 36

От здания к зданию Протянут канат. На канате – плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!»

От здания к зданию
Протянут канат.
На канате – плакат:
«Вся власть Учредительному

Собранию!»
Слайд 37

В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только «двенадцати»:

В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только
«двенадцати»:
«- Кто

еще там? Выходи!..
Кто в сугробе – выходи!..
Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!..
Последняя реплика обращена к «псу голодному», который появился еще
в первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка,
барыня в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга – только пёс
появляется в заключительной главе. Попробуем разобраться, почему.
После первой главы пес появится в девятой: «Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. А рядом жмется шерстью жесткой Поджавший хвост паршивый пес».
Слайд 38

Блок делает пса спутником буржуя, таким образом, можно сказать, что пес

Блок делает пса спутником буржуя, таким образом, можно сказать, что пес

и буржуй – это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальной главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.
Слайд 39

И буржуй на перекрестке в воротник упрятал нос…

И буржуй на перекрестке
в воротник упрятал нос…

Слайд 40

Известно, что к «буржуям» Блок относился почти с физической ненавистью. «Я

Известно, что к «буржуям» Блок относился почти с физической ненавистью. «Я

живу в квартире, а за тонкой перегородкой находится другая квартира, где живет буржуа с семейством… Он обстрижен ежиком, расторопен, пробыв всю жизнь важным чиновником; под глазами – мешки, под брюшком тоже, от него пахнет чистым мужским бельем, его дочь играет на рояле, его голос – теноришка – раздается за стеной и на лестнице, во дворе, у отхожего места, где он распоряжается, и пр. Везде он.. Господи Боже! Дай мне силу освободиться от ненависти к нему, которая мешает мне жить в квартире, душит злобой...» – это дневниковая запись февраля 1918 года.

Буржуи

Слайд 41

Катька – Из-за удали бедовой В огневых её очах, Из-за родинки пунцовой Возле правого плеча…


Катька

– Из-за удали бедовой
В огневых её очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле

правого плеча…
Слайд 42

– А Ванька с Катькой – в кабаке… – У ей керенки есть в чулке!

– А Ванька с Катькой – в кабаке…
– У ей керенки

есть в чулке!
Слайд 43

Снег крутит, лихач кричит, Ванька с Катькою летит – Елекстрический фонарик На оглобельках… Ах, ах, пади!..

Снег крутит, лихач кричит,
Ванька с Катькою летит –
Елекстрический фонарик
На оглобельках…
Ах,

ах, пади!..
Слайд 44

«А Катька где? – Мертва, мертва! Простреленная голова!» Что, Катька, рада?

«А Катька где? – Мертва, мертва! Простреленная голова!»

Что, Катька, рада? –

Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!..
Слайд 45

Образ Христа Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего,

Образ Христа

Появление Христа, может
быть, залог будущего
света, символ лучшего,


справедливости, любви,
знак веры. Он «и от пули
невредим», и он мертвый
– «в белом венчике из
роз».
«Двенадцать стреляют в
него, пусть «невидимого».
Слайд 46

Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим стихию жизни,

Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим стихию жизни,

стихию революции.
Христос является воплощением того нравственного, духовного идеала, чистоты и света, к которому должны прийти в итоге двенадцать – апостолы новой веры.
Слайд 47

«Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а

«Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры,

а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!»
(А. Горелов).

«…почему Христос?»

Слайд 48

Изобразительно-выразительные средства 12

Изобразительно-выразительные средства

12

Слайд 49

Изобразительно-выразительные средства

Изобразительно-выразительные средства

Слайд 50

«Мир и братство народов – вот знак, под которым проходит русская

«Мир и братство народов – вот знак, под которым проходит русская

революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать». А.Блок.
Слайд 51

«Музыка революции» «Слушайте музыку революции», − призывал Блок. В поэме и

«Музыка революции»

«Слушайте музыку
революции», − призывал Блок.
В поэме и звучит

эта музыка.
Прежде всего, «музыка» у
Блока – метафора, выражение
«духа», звучание стихии
жизни.
Традиционные ямб и хорей
сочетаются с разностопными
размерами, иногда с
нерифмованным стихом.
Слайд 52

В поэме звучат интонации марша. Слышен городской романс. Есть интонация плача.

В поэме звучат интонации марша.
Слышен городской романс.
Есть интонация плача.
Часто встречается частушечный

мотив.
Прямо процитирована революционная песня.
Бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!»

«Музыка революции»

Слайд 53

Образы - символы Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы. Символика:

Образы - символы

Ветер, вьюга, снег –
постоянные блоковские мотивы.
Символика:

цвет: «Черный вечер. /Белый снег», кровавый флаг;
число – «двенадцать»;
старый мир – «пес безродный»;
новый мир – двенадцать
красногвардейцев, образ Христа.
Слайд 54

Герои поэмы обрисованы лаконично и выразительно. Образное сравнение: «старушка, как курица,/кой-как

Герои поэмы

обрисованы лаконично и выразительно.
Образное сравнение: «старушка, как курица,/кой-как перемотнулась

через сугроб».
Речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия!/Должно быть, писатель – /Вития…».
Хлесткий эпитет и оксюморон: «А вот и долгополый – /Сторонкой за сугроб…/Что нынче невеселый,/Товарищ поп?».
Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят картуз, /На спину б надо бубновый туз!» – коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет».
Подробнее показана Катька. Здесь и внешность:

«зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая»,
и образ жизни: «у ей керенки есть в чулке»

Слайд 55

Ветер, снег, вьюга – образы-символы не только разбушевавшейся стихии, но и грядущих перемен.

Ветер, снег, вьюга – образы-символы не только разбушевавшейся стихии, но и

грядущих перемен.
Слайд 56

Слайд 57

Полемика: «Своей поэму считали и красные и белые…» «12» «+» «-»

Полемика:

«Своей поэму считали и красные и белые…»
«12»
«+» «-»
1. В. Соловьев

1. И. Бунин «вульгарное,
безобразное, больше ничего».
2.М. Горький 2. М. Волошин «12 распяли Христа»
«дневниковая запись
революционных дней».
3.А. Луначарский «Первое произведение о революции».
Слайд 58

«Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «недостойны»

«Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «недостойны»

Иисуса, который идет с ними сейчас, а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы шёл Другой». (А. Блок. 20 февраля 1918г.)
«Хама грядущего победит только Христос».
Д.Мережковский.
«Двенадцать» - поэма-предупреждение.
Красногвардейцы и Христос – воплощение земного и небесного.
Иисус Христос символизирует истину, гармонию.
Христа видит только автор.
Слайд 59

3 марта 1918 года. Газета «Знамя труда» на оберточной бумаге напечатала

3 марта 1918 года. Газета «Знамя труда» на оберточной бумаге

напечатала поэму «Двенадцать».
«Этой поэме суждено бессмертие». А.В.Луначарский.
«Поэмой зачитывались белые и красные». В.Маяковский.
Спасение мира от разрушения, обращение к общечеловеческим ценностям – одна из главных мыслей поэмы.
«Что же задумано? Перестроить все так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, скучная наша жизнь стала справедливой, чистой и прекрасной жизнью…»
(Из статьи А. Блока)