Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович

Слайд 2

Три зимы (1895-98) молодой художник провел в Париже, занимаясь в мастерской

         Три зимы (1895-98) молодой художник провел в Париже, занимаясь в мастерской

отличного педагога Ф. Кормона и внимательно приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве. Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов.           Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину "Автопортрет с сестрой" (1898), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание об ином, нереальном и прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно, и даже любовь к характерному сине-зеленому колориту. 

БОРИСОВ-МУСАТОВ  Виктор Эльпидифорович 1870, Саратов - 1905, Таруса

В. Э. Мусатов (впоследствии добавивший себе в качестве второй фамилии отчество отца) родился в семье мелкого железнодорожного служащего. Полученная в детстве травма сделала его горбуном, но не отняла у него ни любви к жизни, ни энергии. Его художественное образование было беспорядочным: он обучался то в МУЖВЗ (1890- 91 и 1893-95), то в АХ (1891-93) и одновременно работал самостоятельно.

Слайд 3

Правда, последующие попытки развить намеченное нс сразу привели к успеху: картины

   Правда, последующие попытки развить намеченное нс сразу привели к успеху:

картины "Осенний мотив" (1899) и"Гармония" (1899-1900) выглядели как пашшые изображения костюмированных сцен. Но вскоре он создал несколько прошиедений очень высокого уровня, которые принесли ему известность. Постоянными персонажами этих (и большинства других) картин стали молодые женщины в стари пп 1,1 x платьях на фоне барской усадьбы; но :)T() не были исторические картины. Самые общие, приблизительные приметы старины нужны были художнику для того, чтобы с их помощью передать свое элегическое чувство, питаемое размышлениями о невозвратно ушедшем прошлом. Таковы двухфигурные композиции "Гобелен" (1901) и "У водоема" (1902). После них художник обратился к композиции более сложной - "Изумрудное ожерелье" (1903-04), включающей в себя уже шесть фигур, связанных общим сложным движением и отчетливо ощущаемым ритмом. 

"Гармония" (1899-1900)

Слайд 4

Картина «Пруд», показанная на одной из выставок МТХ, имела громадный успех

 Картина «Пруд», показанная на одной из выставок МТХ, имела громадный успех

и принесла популярность ее автору, до того ценимому только в узком кругу коллег и знатоков. В 1903 г. художник покинул Саратов и перебрался в Подольск, чтобы быть ближе к московской художественной жизни. Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала "Весы" и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника - символиста в живописи. 

Еще в 1899 г. Борисов-Мусатов стал членом МТХ и вскоре, несмотря на слабое здоровье и на то, что жил не в Москве, оказался одним из его лидеров: он энергично занимался устройством выставок в Москве и Петербурге и заметно влиял на художественные позиции объединения.

«Пруд»

Слайд 5

В начале 1904 г. работы Борисова-Мусатова были показаны в нескольких городах

В начале 1904 г. работы Борисова-Мусатова были показаны в нескольких городах

Германии, потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков. К сожалению, это высокое признание, как на родине, так и за ее пределами, ничего не меняло в существовании художника, жившего с женой и ребенком довольно бедно:

Многие молодые художники, в том числе П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, Н. С. Уткин, А. Т. Матвеев, видели в нем своего идейного вождя.

коллекционеры его работ почти не покупали, и даже Третьяковская галерея, уступая настойчивости В. А. Серова, приобрела у него лишь однажды картину и два эскиза. 

Осень пришла [1904]

Время предсказаний [1904]

Слайд 6

Исполнение заказа могло помочь не только как-то поправить материальное положение, по

Исполнение заказа могло помочь не только как-то поправить материальное положение, по

и реализовать наконец тяготение художника к монументально-декоративной живописи, которое все более явственно проступало в его станковых вещах. Предложенную тему "Четыре времени года" он трактовал очень своеобразно, продолжив начатое в прежних работах, даже используя полюбившиеся ему мотивы и детали, но подчинив их совершенно новому композиционному решению.

Правда, в том же 1904 г. Борисов-Мусатов получил заказ на четыре росписи для богатого особняка.

Акварельные эскизы, исполненные им, обещали незаурядное произведение, однако росписи не были осуществлены по неизвестным причинам. 

Весенняя история [1904]

Летняя мелодия [1904]