ЕГЭ по литературе. Часть С

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

План написания сочинения С5 1.Вступление. Несколько предложений о писателе, об истории

План написания сочинения С5
1.Вступление. Несколько предложений о писателе, об истории создания

произведения. Можно использовать чью-то цитату касательно данного произведения.
2.Основная часть
1.Четкий ответ на вопрос, выбранный вами
2.Изложение позиции автора
(Автор считает... / Писатель придерживается...)
3.Выражение своего мнения, формулировка тезисов
4.Аргументация своего мнения, выдвинутых тезисов (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.)
5. Использование литературных понятий.
3.Концовка
Итог всего высказанного, обобщение. Никаких больших рассуждений здесь не должно быть
Слайд 4

C5.Охарактеризуйте особенности жанра и композиции «Слова о полку Игореве». Композиция. 1

C5.Охарактеризуйте особенности жанра и композиции «Слова о полку Игореве».

Композиция.
1 часть — Вступление
2 часть —

Описание похода князя Игоря
3 часть — Вещий сон Святослава и его «золотое слово», обращенное к князьям с призывом отомстить за «землю Русскую, за раны Игоревы»
4 часть — Возвращение Игоря из плена
Слайд 5

Д.С. Лихачев говорит о том, что автору «Слова» удалось соединить в

Д.С. Лихачев говорит о том, что автору «Слова» удалось соединить в своей поэме плач и славу: горький упрек в безрассудстве —

и восхищение мужеством защитников Русской земли; одобрение героизма, жажда воли — и сомнение в том, что победа может быть достигнута лишь дерзким порывом отдельных князей.

Композиция «Слова» отличается строгостью и стройностью.
Стройность композиции поддерживается 
делением «Слова» на ряд картин-песен.
Такие части-картины заканчиваются припевом-рефреном: «О, Русская земля, ты уж за холмом!»

Слайд 6

Произведение совмещает в себе разноплановость, в нем сочетаются разные художественные образы.

Произведение совмещает в себе разноплановость, в нем сочетаются разные художественные образы.

Поэтому можно выделить такие жанровые особенности

Слово.
Горячее ораторское обращение к современникам, которых надо было вдохновлять на борьбу с иноземными захватчиками.

Героическая поэма.
Произведение является историческим документом, героическим воинским повествованием о реальных событиях и людях.

Былинная песня.
Поэтические образы и картины, лирические отступления. Использование художественных приемов, эмоциональная насыщенность.

Слайд 7

Образ Автора «Слова о полку Игореве». Патриот Земли русской : патриотический

Образ Автора «Слова о полку Игореве».

Патриот Земли русской : патриотический пафос

прежде всего в том, что главный герой произведения – Русская земля

Возможно, был историком : события Игорева похода даны в исторической ретроспективе. Автор преподносит смуту на Руси как наглядный урок( поражение русских воинов- следствие княжеских раздоров, а князь Игорь- типичный представитель своей эпохи

Тонкий психолог: рассказал не только о героях и поступках, но и объяснил их внутренние мотивы поступков

Мог быть участником событий: глубокое знание событий и любимой забавы князя- соколиной охоты( это может говорить о том, что автор не просто воин, а приближенный к князю знатный человек

Поэт, талантливый писатель: ярко , образно, динамично рассказал о событиях, свидетелем и участником которых, вероятнее всего, был сам

Слайд 8

Слайд 9

С2.В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что

С2.В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д.И. Фонвизина? 

Н. Гоголь «Мёртвые

души»,
М. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»,
Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
Обоснования для сопоставления: изображение невежества и паразитизма правящих классов; контраст между «живыми» и «мёртвыми душами»; тема обнищания человеческой души; авторская позиция (обличение); средства сатирической типизации («говорящие» фамилии, гипербола, гротеск, элементы фантастики).
Слайд 10

С5.Каковы, по-вашему, основные проблемы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? Проблема нравственного разложения

С5.Каковы, по-вашему, основные проблемы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Проблема нравственного разложения дворянства (Фонвизин не только

констатирует упадок моральных устоев общества — он ищет причины этого упадка).
Проблема воспитания ( В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла — духовной деградации дворянства).
Слайд 11

Слайд 12

С5. Почему Грибоедов называет пьесу «Горе от ума» комедией? 1.Использован комический

С5. Почему Грибоедов называет пьесу «Горе от ума» комедией? 

1.Использован комический прием несоответствия в изображении образов :

Фамусов ( является управляющим, а к делам относиться «подписано, так с плеч долой»; « монашеским известен поведением»- волочиться на служанкой)
Скалозуб ( образ не соответствует ни служебному положению, ни тому уважению, которое ему оказывают в обществе»
Слайд 13

Молчалин ( циничен – но угодлив и обходителен) Чацкий ( несоответствие

Молчалин ( циничен – но угодлив и обходителен)
Чацкий ( несоответствие между

умом и ситуацией, в которой он оказывается).
2.Показаны комические ситуации ( разговор глухих), пародийные образы (Репетилов), использован прием гротеска ( спор гостей о сумасшествии Чацкого)
3. Язык пьесы – язык комедии ( разговорный, меткий, острый, легко запоминается)
Слайд 14

С 2.Вопрос: В творчестве каких писателей затрагивалась проблема «хамелеонства» и в

С 2.Вопрос: В творчестве каких писателей затрагивалась проблема «хамелеонства» и в чём

их произведения можно сопоставить с «Хамелеоном» А. Чехова?  

Контексты: А. Грибоедов «Горе от ума» (рассказ о дяде Фамусова Максиме Петровиче, который сумел обратить абсолютно проигрышную ситуацию («…упал, да так, что чуть затылка не пришиб») в выигрышную для себя, нарочно упав ещё дважды и получив за это «хамелеонство» компенсацию в виде особого расположения развеселившейся императрицы); Н. Гоголь «Ревизор» («хамелеонство» проявляется в поведении чиновников: то, что социально выше, возбуждает подобострастие и безотчётный страх; страх чиновников перед ревизором организует ход событий в комедии); А. Островский «Гроза» (лицемерие и ханжество Кабанихи: «нищих оделяет, а домашних заела совсем»; прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю; движима страхом потерять свою власть над окружающими).

Слайд 15

С5. Что скрывается за фразой Гончарова «Чацкие живут и не переводятся

С5. Что скрывается за фразой Гончарова «Чацкие живут и не переводятся

в обществе»?

Чацкий видит перед собой не живых людей, а марио­неток, подчиняющихся какой-то нелепой, на его взгляд, игре, сталкивается с фамусовским обществом, которое не может его услышать. В этом аспекте про­изведение пережило свое время: статичное общество не спешит принять яркие личности, и не так уж важно, что первоосновой была тема декабристов. А. С. Грибое­дов, отказавшись от традиционного разделения героев на положительных и отрицательных, создал такой тип героя, который в веках оказался весьма неоднозначным для понимания.
По мнению критиков, роль главного героя — роль страдательная: оно иначе и быть не может, такова миссия всех Чацких. Они не знают о своей победе, сеют только, а пожинают другие — ив безнадежности успеха их глав­ный бессмертный ход.
Никогда не устареет проблема борьбы ума и безумия, а потому «едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий».

Слайд 16

Слайд 17

Принцип реалистичности романа «Евгений Онегин» Нелепая смерть Ленского угасание Онегина в

Принцип реалистичности романа «Евгений Онегин»

Нелепая смерть Ленского
угасание Онегина в «бездействии досуга»
ничтожная

роль Татьяны в качестве
«законодательницы зал»
драматический финал ее жизни («но я другому отдана...»)
жизнь самого дворянства
глубокое осознании Пушкиным «несовершенства мира», в котором гибнут лучшие его представители.
Слайд 18

Две столицы в романе «Евгений Онегин» Петербург Аристократизм, благопристойность, строгие правила;

Две столицы в романе «Евгений Онегин»

Петербург
Аристократизм, благопристойность, строгие правила;
Жизнь однообразна и

«пестра»;
Петербургское общество – холодная и скучная среда «… и эта смесь чинов и лет…»

Москва
Патриархальность, нежелание менять старые устои;
Москва- прошлое России ( любовь автора к Москве)
Московское общество – скука, сплетни, равнодушие