Евгений Носов. Рассказ Кукла

Содержание

Слайд 2

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С АВТОБИОГРАФИЕЙ ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА НОСОВА (ИЛИ ПРОЧИТАЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ НА СЛАЙДАХ)

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С АВТОБИОГРАФИЕЙ ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА НОСОВА (ИЛИ ПРОЧИТАЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ НА СЛАЙДАХ)

Стр.

152-153

родился 1 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца.

Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб. Закончил до войны восемь классов.

Слайд 3

ВОЕННЫЕ ГОДЫ Осенью 1943 года Евгений Носов стал бойцом Красной Армии.

ВОЕННЫЕ ГОДЫ

Осенью 1943 года Евгений Носов стал бойцом Красной Армии.
Полтора

года он воевал на передовых позициях в составе артиллерийской батареи, истребившей немало вражеских танков и другой военной техники.
Рядовой Носов был награжден многочисленными почетными военными орденами и медалями.
Уже в конце зимы перед самой победой Носов был ранен под Кенигсбергом. И Великую Победу он встретил уже в госпитале в Серпухове. В июне 1945 он был демобилизован по инвалидности. -
Слайд 4

ПОСЛЕ ВОЙНЫ После войны продолжил учебу, закончил среднюю школу. С детства

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

После войны продолжил учебу, закончил среднюю школу.
С детства любивший

рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу.
В 1958 выходит его первая книга рассказов и повестей "На рыбачьей тропе".
В 1961 возвращается в Курск, становится профессиональным писателем.
Слайд 5

ТВОРЧЕСТВО ЕВГЕНИЯ НОСОВА

ТВОРЧЕСТВО ЕВГЕНИЯ НОСОВА

Слайд 6

ГЛАВНАЯ ТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ НОСОВА – ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОЙ ДЕРЕВНИ «Моей неизменной темой

ГЛАВНАЯ ТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ НОСОВА – ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОЙ ДЕРЕВНИ

«Моей неизменной темой по-прежнему

остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию»
Слайд 7

РАССКАЗ «КУКЛА»

РАССКАЗ «КУКЛА»

Слайд 8

КАКИЕ АССОЦИАЦИИ ВОЗНИКАЮТ У ВАС, КОГДА ВЫ СЛЫШИТЕ СЛОВО «КУКЛА»? игрушка, похожая на человека.

КАКИЕ АССОЦИАЦИИ ВОЗНИКАЮТ У ВАС, КОГДА ВЫ СЛЫШИТЕ СЛОВО «КУКЛА»?

игрушка, похожая

на человека.
Слайд 9

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ КУКОЛ Древние люди считали, что кукла с нарисованным

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ КУКОЛ

Древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом

походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа.
В Древнем Египте куколки в качестве погребального дара хоронились с хозяином, чтобы там он не был одинок.
На Руси куклы были оберегами, участниками языческих обрядов.
В РУССКОМ ЯЗЫКЕ СЛОВО «КУКЛА» СЧИТАЕТСЯ ОДУШЕВЛЕННЫМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ!
Слайд 10

ЗНАКОМИМСЯ С ТЕКСТОМ РАССКАЗА «КУКЛА»: ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ Правила чтения: 1)

ЗНАКОМИМСЯ С ТЕКСТОМ РАССКАЗА «КУКЛА»: ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ

Правила чтения:
1) Вниматеьно читаем указанный

эпизод.
2) Размышляем над прочитанным, отвечаем на поставленные вопросы;
3) Делаем попутные записи в тетради.
Слайд 11

1 ЭПИЗОД – 1 АБЗАЦ В не так далекое время любил

1 ЭПИЗОД – 1 АБЗАЦ

В не так далекое время любил я

наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от дома.
В самый раз против кургана была одна заветная яма.
Денно н нощно урчат, булькают и всхлипывают воронки
Ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег и полоснет по всей воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом…

Глубокий омут реки

Слайд 12

2 ЭПИЗОД – СТР. 155 «ПОЕХАЛ И НЕ УЗНАЛ РЕКИ…» ДО

2 ЭПИЗОД – СТР. 155 «ПОЕХАЛ И НЕ УЗНАЛ РЕКИ…» ДО

«…БОЯЗЛИВО ОПЛЫВАЛ СТОРОНКОЙ»

Русло сузилось, затравенело…
Не стало приглубых тягунов-быстрин
Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина.
Подхожу и не верю глазам: там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину

Слайд 13

КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИЗОШЛИ С РЕКОЙ, ПОКА ГЕРОЙ ОТСУТСТВОВАЛ? Виноваты люди, по

КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИЗОШЛИ С РЕКОЙ, ПОКА ГЕРОЙ ОТСУТСТВОВАЛ?

Виноваты люди, по их

вине мощная, бурная река превратилась в заболоченную речонку.

Кто в этом виноват? Какие чувства испытывает рассказчик?

Река стала грязной, обмелела, исчезла рыба

Слайд 14

ВЫВОД Писатель сравнивает прошлое и настоящее, и это сравнение не в

ВЫВОД

Писатель сравнивает прошлое и настоящее, и это сравнение не в пользу

настоящего, небрежного отношения к природе, к истории.
Оно задаёт тревожный настрой повествования, подготавливает нас к восприятию дальнейших событий, помогает понять авторский замысел.
Слайд 15

Слайд 16

3 ЭПИЗОД «ГЛЯДЯ НА ЗАРАСТАЮЩУЮ РЕКУ…» ДО «А ОН – В

3 ЭПИЗОД «ГЛЯДЯ НА ЗАРАСТАЮЩУЮ РЕКУ…» ДО «А ОН – В

УГЛИЧ» (СТР. 155)

Что их объединяет?

Слайд 17

РАССКАЗЧИК И АКИМЫЧ смелые неравнодушные У Акимыча болит душа и сердце

РАССКАЗЧИК И АКИМЫЧ

смелые

неравнодушные

У Акимыча болит душа и сердце за все окружающее

и увиденное, чем дорог он писателю, что сближает и роднит их.
Слайд 18

4 ЭПИЗОД - «РАНИЛО АКИМЫЧА БЕСКРОВНО…» (СТР. 155) ДО «..СУНУЛ ПЛЕЧОМ,

4 ЭПИЗОД - «РАНИЛО АКИМЫЧА БЕСКРОВНО…» (СТР. 155) ДО «..СУНУЛ ПЛЕЧОМ,

ПОРЫВАЯСЬ ИДТИ» (СТР. 156)

Что происходит с Акимычем, когда он сильно волнуется?
В каком состоянии рассказчик встречает Акимыча?

«он утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал…»

«Акимыч, бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе. Видно, его что-то вывело из себя и, как всегда в таких случаях, намертво заклинило …»

Акимыч очень взволнован!

Слайд 19

5 ЭПИЗОД – «МЫ ПОШЛИ МИМО ШКОЛЬНОЙ ОГРАДЫ…» ДО «ПРАЗДНИЧНОСТИ И

5 ЭПИЗОД – «МЫ ПОШЛИ МИМО ШКОЛЬНОЙ ОГРАДЫ…» ДО «ПРАЗДНИЧНОСТИ И

РАДОСТИ БЫТИЯ»

В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично … А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.
 речная луговина, еще по-летнему зеленая, с белыми вкраплениями тысячелистника...
Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков, и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже создавали ощущение праздничности и радости бытия.

Радость жизни!

Слайд 20

6 ЭПИЗОД – «ВСЁ ЭТО ВРЕМЯ АКИМЫЧ ШЕЛ ВПЕРЕДИ МЕНЯ…» ДО

6 ЭПИЗОД – «ВСЁ ЭТО ВРЕМЯ АКИМЫЧ ШЕЛ ВПЕРЕДИ МЕНЯ…» ДО

«ИСТЫКАНО СИГАРЕТОЙ»

В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось, тоже было истыкано сигаретой.

Слайд 21

С КЕМ ПРИ ОПИСАНИИ СРАВНИВАЕТ НОСОВ КУКЛУ? ЗАЧЕМ? Носов описывает куклу

С КЕМ ПРИ ОПИСАНИИ СРАВНИВАЕТ НОСОВ КУКЛУ? ЗАЧЕМ?

Носов описывает куклу как

человека, подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком.
Такое описание вызывает жалость, негодование, возмущение.
Слайд 22

7 ЭПИЗОД – «ЭТО ЧЬЯ ЖЕ РАБОТА…» ДО «ЗАГОВОРИТ ОН ТЕПЕРЬ

7 ЭПИЗОД – «ЭТО ЧЬЯ ЖЕ РАБОТА…» ДО «ЗАГОВОРИТ ОН ТЕПЕРЬ

НЕ СКОРО»

Как вы понимаете выражение «глядя на куклу, над которой кто-то так цинично и жестоко глумился»

ЦИНИЗМ – откровенное, вызывающе презрительное отношение к нормам морали.
ГЛУМИТЬСЯ – издеваться.

Слайд 23

КАК АКИМЫЧ ОТНОСИТСЯ К ВЫБРОШЕННЫМ КУКЛАМ? ПОЧЕМУ? То тут, то там

КАК АКИМЫЧ ОТНОСИТСЯ К ВЫБРОШЕННЫМ КУКЛАМ? ПОЧЕМУ?

То тут, то там

- под забором ли, в мусорной куче - выброшенные куклы валяются. Которые целиком прямо, в платье, с бантом в волосах, а бывает, - без головы или: без обеих ног...
Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом: сожмется...
Может, со мной с войны такое. На всю жизнь; нагляделся я человечины... Вроде и понимаешь: кукла. Да, ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги - не могу видеть. Колотит меня всего.

Акимыч – человек неравнодушный. Страдает: растерзанные куклы напоминают ему о войне.

Слайд 24

КТО, ПО МНЕНИЮ АКИМЫЧА, ВИНОВАТ? В ЧЕМ ОН ВИДИТ ИСТОКИ ЗЛА?

КТО, ПО МНЕНИЮ АКИМЫЧА, ВИНОВАТ? В ЧЕМ ОН ВИДИТ ИСТОКИ ЗЛА?

«Многие

притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются…» ПРИТЕРПЕЛИСЬ К ХУДУ = ПРИВЫКЛИ К ЗЛУ
«Люди идут мимо – каждый по своим делам – и ничего»
«Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках - бровью не поведут».
«Детишки бегают – привыкают к святотатству…». // СВЯТОТАТСТВО – издевательство над чем-то святым
«сколько мимо прошло учеников! Утром - в школу, вечером - из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят… Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.

Равнодушие, безразличие:
ТЫ СЛЕП, ДУША ТВОЯ ГЛУХА!

Слайд 25

КТО ПРОЯВЛЯЕТ РАВНОДУШИЕ? Влюбленные пары, будущие родители; Мамы, главное назначение которых

КТО ПРОЯВЛЯЕТ РАВНОДУШИЕ?

Влюбленные пары, будущие родители;
Мамы, главное назначение которых – любить,

воспитывать своих детей, заботиться о них. Везут в колясках детей (похожих на кукол);
Дети-ученики, которые перенимают от взрослых нравственные ценности;
Учителя, профессия которых обязывает учить детей красоте и добру, показывать им пример своими поступками.
Неизвестные, издевающиеся над куклами.
Слайд 26

8 ЭПИЗОД – «ОН СУТУЛО, СОГБЕННО ПЕРЕШАГНУЛ КЮВЕТ…» ДО КОНЦА принялся

8 ЭПИЗОД – «ОН СУТУЛО, СОГБЕННО ПЕРЕШАГНУЛ КЮВЕТ…» ДО КОНЦА

принялся копать

яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры.
Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку.
Обровняв стенку, он все так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принес охапку сена и выстлал им днище ямы.
Потом поправил на кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и так опустил в сырую глубину ямы. Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.

Похороны куклы

Слайд 27

ПОЧЕМУ АКИМЫЧ НЕ ПРОСТО ЗАКОПАЛ КУКЛУ, А ПОХОРОНИЛ ЕЕ КАК ЧЕЛОВЕКА?

ПОЧЕМУ АКИМЫЧ НЕ ПРОСТО ЗАКОПАЛ КУКЛУ, А ПОХОРОНИЛ ЕЕ КАК ЧЕЛОВЕКА?

Акимыч

близко к сердцу принял увиденное, страдал, как от собственной боли.
Он видит в кукле человека: «Да, ведь облик-то человеческий».
Акимыч был на войне и видел все ужасы и боль, он не мог этого забыть: «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом: сожмется… Может, со мной с войны такое. На всю жизнь; нагляделся я человечины...»
Слайд 28

И ВДРУГ ОН ШУМНО ВЗДОХНУЛ, БУДТО ВЫНЫРНУЛ ИЗ КАКОЙ-ТО ГЛУБИНЫ, И

И ВДРУГ ОН ШУМНО ВЗДОХНУЛ, БУДТО ВЫНЫРНУЛ ИЗ КАКОЙ-ТО ГЛУБИНЫ, И

ПРОГОВОРИЛ С БОЛЬЮ: «ВСЕГО НЕ ЗАКОПАТЬ».

Как вы понимаете эти слова Акимыча?

Зла в мире много, в одиночку с ним не справиться. Акимычу стыдно за людей, за их жестокость и равнодушие.

Слайд 29

КАКАЯ СВЯЗЬ ПЕРВЫХ ДВУХ ОТРЫВКОВ О РЕКЕ С КУКЛОЙ, НАД КОТОРОЙ

КАКАЯ СВЯЗЬ ПЕРВЫХ ДВУХ ОТРЫВКОВ О РЕКЕ С КУКЛОЙ, НАД КОТОРОЙ

ТАК ПОИЗДЕВАЛИСЬ ЛЮДИ?

В обоих случаях виноваты люди, у которых нет совести и души. Равнодушие, безответственность людей стали причиной двух проблем, затронутых автором: экологической и нравственной.

Слайд 30

Слайд 31

В ПЕРВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ РАССКАЗ НАЗЫВАЛСЯ «АКИМЫЧ», А ПОЗДНЕЕ – «КУКЛА». КАК

В ПЕРВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ РАССКАЗ НАЗЫВАЛСЯ «АКИМЫЧ», А ПОЗДНЕЕ – «КУКЛА». КАК

ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ АВТОР ИЗМЕНИЛ НАЗВАНИЕ?

Брошенная, истерзанная кукла, случайно увиденная Акимычем, стала толчком к серьёзному размышлению о человеке, его достоинствах и недостатках, о человеческой душе.

Слайд 32

ПОРОЧНАЯ ЦЕПОЧКА Равнодушие, безразличие Жестокость ЗЛО

ПОРОЧНАЯ ЦЕПОЧКА

Равнодушие, безразличие
Жестокость
ЗЛО

Слайд 33

ВЫВОД: «Если ты слеп, если душа твоя глуха, какой же ты человек?»

ВЫВОД:

«Если ты слеп, если душа твоя глуха, какой же ты человек?»

Слайд 34

ДАВАЙТЕ СРАВНИМ РАССКАЗ Е.И. НОСОВА «КУКЛА» И СТИХОТВОРЕНИЕ К. СЛУЧЕВСКОГО «КУКЛА»

ДАВАЙТЕ СРАВНИМ РАССКАЗ Е.И. НОСОВА «КУКЛА» И СТИХОТВОРЕНИЕ К. СЛУЧЕВСКОГО «КУКЛА»

(СТР. 159)

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась, Стукнулась глухо о землю и навзничь упала... Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась, Руки раскинула, ясные очи закрыла... На человека ты, кукла, вполне походила!

Что общего в этих произведениях (кроме названия)?