Ф.М. Достоевский (1821-1881). Художественный мир

Содержание

Слайд 2

«Русский гений на его вершинах» (Н. Бердяев о Достоевском) «Достоевский –

«Русский гений на его вершинах» (Н. Бердяев о Достоевском)
«Достоевский – мировой

писатель, он принадлежит всем» (Петр Зеленка, чешский режиссер, 2008 г.)
Слайд 3

«Антропоцентризм» и «христоцентризм» (В. Зеньковский) Открытие человека как существа духовного. «Д.

«Антропоцентризм» и «христоцентризм» (В. Зеньковский)

Открытие человека как существа духовного. «Д. сделал

дух, т.е. последнюю смысловую позицию личности, предметом эстетического созерцания…» (М. Бахтин). Законы духовной жизни человека. Определенность и жесткость позиции. Отсутствие дидактизма.
Что значит «реализм в высшем смысле»?
Слайд 4

Послойная организация художественного мира Внешний, эмпирический, фабульный (авантюрность сюжетов, традиции романов

Послойная организация художественного мира

Внешний, эмпирический, фабульный (авантюрность сюжетов, традиции романов воспитания).
Психологический

(жизнь души, страсти, взаимоотношения героев).
Идеологический (реальность идей, идеи-страсти).
Метафизический («Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»)
Категория «вместе».
Слайд 5

«Литературность» художественного мира. Опора на традиции русской и европейской литературы. Использование

«Литературность» художественного мира.

Опора на традиции русской и европейской литературы. Использование «чужих»

сюжетов (Пушкин, Гоголь, Герцен, Гофман, Сервантес, Диккенс, Бальзак, Жорж Санд, Шиллер и др.)
Духовный опыт человечества.
Сюжет – лишь «поверхность жизни».
Слайд 6

Специфика хронотопа и повествования. «Тоска по текущему»: обилие рассказчиков, опора на

Специфика хронотопа и повествования.

«Тоска по текущему»: обилие рассказчиков, опора на документы,

факты (хроникер в «Бесах» и т.п.).
Плотность бытовой, эмпирической обстановки, предметность описаний, прописанный интерьер, костюмы, детали и пр.
Слайд 7

Хронотоп Детали исчезают, остается впечатление (комната Раскольникова, где «потолки душу теснят»,

Хронотоп

Детали исчезают, остается впечатление (комната Раскольникова, где «потолки душу теснят», кабинет

Рогожина с картиной Гольбейна, от которой «вера может пропасть»).
Профессиональное и социальное «развоплощение» героев. Их «метафизическая нагота». «Ничего не делающие герои» (Ф. Степун).
Слайд 8

Хронотоп Время сжато, четко фиксируется (Братья Карамазовы» - 6 дней, «Идиот»

Хронотоп

Время сжато, четко фиксируется (Братья Карамазовы» - 6 дней, «Идиот» -

8, «Село Степанчиково…» -2, в «Бесах» отсчитываются минуты) и вместе с тем оно объемно, в нем высвечивается метафизическая глубина.