Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» 1866 год

Содержание

Слайд 2

Символы - детали в романе «Преступление и наказание»

Символы - детали
в романе
«Преступление и наказание»

Слайд 3

Федор Михайлович использует художественные детали, детали настолько мелкие, но очень точно

Федор Михайлович
использует художественные детали, детали настолько мелкие, но очень

точно передающие атмосферу происходящего, что даже не очень внимательный человек непременно почувствует их энергетику.
Слайд 4

Вещи в романе. Лестница Топор Часы Кольцо Деньги Зеленый платок Крест ЕвангелиеЕвангелие

Вещи в романе.
Лестница
Топор
Часы
Кольцо
Деньги
Зеленый платок
Крест
ЕвангелиеЕвангелие

Слайд 5

Лестница Лестница была тёмная и узкая, «чёрная», но он всё уже

Лестница

Лестница была тёмная и узкая, «чёрная», но он всё уже это

знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был не опасен.
В комнате было душно, но окна она не отворила; с лестницы несло вонью, но дверь на лестницу была не затворена; из внутренних
помещений, сквозь
не притворенную дверь,
неслись волны табачного
дыма, она кашляла,
но дверь не притворяла.
Слайд 6

Лестницы - это особое место романа. Герой поднимается и спускается по

Лестницы - это особое место романа.

Герой поднимается и спускается по лестнице


48 раз.
Весь роман построен как восхождение и нисхождение.
Самые важные моменты напряжений или колебаний
происходят на лестницах.
Слайд 7

Топор Он бросил стремглав на топор и вытащил его из-под лавки,

Топор

Он бросил стремглав на топор и вытащил его из-под лавки, где

он лежал между двумя поленьями; тут же, не выходя, прикрепив его к петле, обе руки засунул в карманы и вышел из дворницкой; никто не заметил!
Слайд 8

. Он вынул топор совсем, взмахнул его обеими руками, едва себя

.

Он вынул топор совсем, взмахнул его обеими руками,
едва себя чувствуя,

и почти без усилия, почти машинально,
опустил на голову обухом. Силы его тут как бы не было.
Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нём сила.
Слайд 9

Поскольку убийца намного выше своей жертвы, то во время убийства лезвие

Поскольку убийца намного выше своей жертвы, то во время
убийства лезвие

топора
угрожающе "глядит ему в лицо".
Лезвием топора Раскольников убивает добрую и
кроткую Лизавету, одну из тех униженных и оскорбленных,
ради которых и поднят был топор.

Раскольников убил старуху и ее сестру совсем не тем топором, каким собирался сделать это первоначально.

Лезвие топора,
которое во время убийства
старухи направлено
на Раскольникова,
как знак противостояния,
знак того, что герой губит себя.

Слайд 10

Часы. Месяца полтора назад он вспомнил про адрес; у него была

Часы.
Месяца полтора назад он вспомнил про адрес; у него была вещь,

годная к закладу: старые отцовские серебряные часы, оставшиеся после смерти отца.
Слайд 11

Часы серебряные, старые, плоские, круглые, на обороте их изображен глобус -

Часы серебряные, старые, плоские, круглые, на обороте их изображен глобус

- знакЧасы серебряные, старые, плоские, круглые, на обороте их изображен глобус - знак власти и ответственности за мир.
Прежде чем совершить убийство, герой должен расстаться с этими часами, - так он отдает истинную власть за самоволие.
Слайд 12

Колечко "Красные камешки" становятся предвестниками капелек крови. Цветовая деталь повторяется далее

Колечко

"Красные камешки" становятся предвестниками капелек крови. Цветовая деталь повторяется далее

неоднократно: красные отвороты на сапогах Мармеладова, красные пятна на пиджаке героя.

За полтора месяца до убийства герой заложил "маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками", - подарок сестры на память.

Слайд 13

Деньги фигурируют в романе множество раз: Раскольников, заложив свой заклад, получил

Деньги фигурируют в романе множество раз:

Раскольников, заложив свой заклад, получил

от Алёны Ивановны 30 копеек.
Раскольников отдаёт 30 копеек пьяной, бедной девушке, которую он встретил на улице.
Соня молча положит на стол свой первый «заработок» - 30 целковых
Соня вынесет отцу на похмелье 30 копеек.
Слайд 14

деньги в романе тесно связаны с мотивом предательства: жители Петербурга ради

деньги в романе тесно связаны с мотивом предательства: жители Петербурга ради

денег готовы отступиться от своих духовных ценностей, предать своих друзей, родных и близких. 
упоминание о деньгах связано с фольклорно- евангельским числом 3. И Мармеладов, и Катерина Ивановна, не могли не ощущать себя Иудой, который предал Христа за 30 сребреников.
Слайд 15

Зелёный платок Зеленый цвет у Достоевского всегда связан с символикой Богородицы

Зелёный платок

Зеленый цвет у Достоевского всегда связан с символикой Богородицы -

всему миру Заступницы. Зеленый купол церкви из сна Раскольникова прямо соотносится с зеленым платком Сони, в самые тяжелые минуты ее покрывающим.
Соня, укрываясь платком, как епитрахилью, - с головой, и кается, и получает отпущение грехов, и отдает себя "под покров" Богородицы.
Слайд 16

Нательный крест. В момент, когда процентщицу настигло ее крестное страдание, у

Нательный крест.

В момент, когда процентщицу настигло ее крестное страдание, у нее

на шее вместе с туго набитым кошельком висели "Сонин образок", "Лизаветин медный крест и крестик из кипариса".
Кипарисовый крест Раскольникова означает не просто страдания, а Распятие.
Слайд 17

Евангелия. "Воскрешение Лазаря", когда Раскольников читает библию, является символом воскрешения Раскольникова

Евангелия.

"Воскрешение Лазаря", когда Раскольников читает библию, является символом воскрешения Раскольникова в

конце романа. Соню спасает вера в бога.
В романе присутствуют такие фразы, как "страшный грех", "креста на тебе нет", "тебя бог наказал и дьявол предал".

Под подушкой его лежало Евангелие. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря. Он сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу.

Слайд 18

На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и


На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя

взад и вперёд, замечал её; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплёте.

Достоевской подчёркивает: книга была старая,
подержанная (значит её много читали).
Раскольников берёт книгу и просит Соню найти
место, где рассказывается о воскресении Лазаря.
Так впервые в сознании героя появляется
слово «воскресение» .
Лазарь умер физически, а Родион погубил в себе
христианскую душу.
Соня стала читать книгу Родиону.
Раскольников слушал её с волнением,
ведь он тоже нуждается в воскресении
погибшей души, не случайно он позже скажет Соне:
«Я не старуху убил, я себя убил».

Слайд 19

Символом чего являются часы? Уходящего времени. 2. Ответственности за мир. 3. Бесконечности бытия.

Символом чего являются часы?

Уходящего времени.
2. Ответственности за мир.
3. Бесконечности бытия.

Слайд 20

Символом чего в романе является ЛЕСТНИЦА? восхождение и нисхождение героя; бесконечный путь к истине; поиск правды.

Символом чего в романе является ЛЕСТНИЦА?

восхождение и нисхождение героя;
бесконечный

путь к истине;
поиск правды.
Слайд 21

Вы ошиблись. Смотри подсказку. ПОДСКАЗКА №1 ПОДСКАЗКА №2

Вы ошиблись. Смотри подсказку.

ПОДСКАЗКА №1

ПОДСКАЗКА №2

Слайд 22

Правильно! Следующий вопрос.

Правильно! Следующий вопрос.