СОДЕРЖАНИЕ Христианская символика в романе «Преступление и наказания» Крест Воскрешение Лазаря Перекресток Символика фамили

Содержание

Слайд 2

Христианская символика в романе «Преступление и наказания»

Христианская символика в романе «Преступление и наказания»

Слайд 3

Крест В христианском нравственном богословии есть совокупность жизненных лишений, страданий и

Крест

В христианском нравственном богословии есть совокупность жизненных лишений, страданий

и т.п., которые должны терпеливо переноситься во имя Христа. Впервые в тексте слово «крест» слышится из уст пьяного Мармеладова в распивочной. Он рассказывает о грядущем пришествии Христа и Его милостивом суде. Мармеладов надеется на спасение через страдание. Читая письмо матери, Родион Раскольников сразу узнаёт и выделяет крест, который готовится нести ради ближних своих его сестра Дуня. Мать не говорит о жертвенности сестры, не употребляет слова «крест», напротив старается описать ситуацию как наиболее выгодную для них всех, удобную, спасительную в житейском смысле этого слова, но Родион всё мгновенно понял: «Нет, Дунечка, всё вижу и знаю, о чём ты… всю ночь продумала, ходя по комнате, и о чём молилась перед Казанскою Божией Матерью, которая у мамаши в спальне стоит. На Голгофу-то тяжело всходить». Крест и поругание, даже без обозначения словами-символами, видятся и в рассказе Мармеладова о судьбах Сони и Катерины Ивановны, и в письме Пульхерии Раскольниковой о пережитых Дуней событиях в доме Свидригайловых. Причём кресты не существуют раздельно, они либо передаются людьми от одного другому и принимаются целиком (из сострадания или по необходимости), либо люди вынуждены помогать друг другу нести их.
Слайд 4

Воскрешение Лазаря В центре «Преступления и наказания» помещен эпизод чтения XI

Воскрешение Лазаря

В центре «Преступления и наказания» помещен эпизод чтения XI

главы Евангелия от Иоанна о воскрешении Лазаря. Эта сцена формирует вокруг себя остальную ткань романа.
Раскольников совершил злодеяние, он должен «уверовать» и покаяться. Это и будет его духовным очищением. Герой обращается к Евангелию и должен, по мысли Достоевского, найти там ответы на мучающие его вопросы, должен постепенно переродиться, перейти в новую для него действительность.Достоевский проводит идею, что человек, совершивший грех, способен духовно воскреснуть, если уверует в Христа и примет его нравственные заповеди.
Образ воскресения Раскольникова действительно связан с евангельским повествованием о воскрешении Лазаря Христом, которое читает Раскольникову Соня. Сама же Соня при чтении мысленно сравнивает его с иудеями, присутствовавшими при совершении неслыханного чуда воскрешения уже смердящего Лазаря и уверовавшими во Христа. А в конце романа, когда Соня издали сопровождает Раскольникова, отправившегося в свой крестный путь - добровольно признаться в совершенном им преступлении и понести соответствующее наказание, главный герой явно сопоставляется со Христом, за которым на Его крестном пути издали следовали жены-мироносицы.
То есть получается, что Раскольников романа воплощает сразу три персонажа: и самого Лазаря, и сомневавшихся иудеев, и даже Христа. Преступление и наказание — лишь незначительная часть евангельского сюжета. Роман заканчивается в тот момент, когда «вышел умерший» и Иисус сказал: «развяжите его; пусть идет». Последние слова, прочитанные Соней Раскольникову — уже не о романном сюжете, но о воздействии, которое должно быть им оказано на читателей. Недаром эти слова выделены Достоевским курсивом: «Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него».
Слайд 5

Перекресток “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”.Чтение

Перекресток

“Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”.Чтение

про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти.
Слайд 6

Символика имен и фамилий в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Символика имен и фамилий в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Слайд 7

Символика имён и фамилий героев Раскольников София Лебезятников Авдотья Романовна (

Символика имён и фамилий героев
Раскольников
София
Лебезятников
Авдотья Романовна ( сестра Раскольникова )
Разумихин
Лизавета Ивановна

Слайд 8

Символика цвета. Основной цвет романа – жёлтый. Раскольников ( жёлтая каморка

Символика цвета.

Основной цвет романа – жёлтый.
Раскольников ( жёлтая каморка с жёлтенькими обоями; « тяжёлая, желчная,

злая улыбка змеилась по его губам »).
Соня ( комната с « желтоватыми обоями »).
Порфирий Петрович(мебель из « жёлтого отполированного дерева »).
Свидригайлов ( жёлтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой).
Старуха – процентщица ( одета в истрёпанную и пожелтелую кацавейку, мебель из жёлтого дерева).
Слайд 9

Символика чисел в романе Число «три» в романе - Раскольников (

Символика чисел в романе
Число «три» в романе
- Раскольников ( трижды позвонил в колокольчик

старухи; трижды встречается с Порфирием Петровичем; думает, что у Сони 3 дороги, когда она стоит в 3-х шагах от стола )
- Соня ( в её комнате 3 больших окна; отдала Мармеладову 30 копеек; Катерине Ивановне « выложила 30 целковых» )
- Свидригайлов ( хотел предложить Дуне до 30 тысяч; вручает Соне 3 билета )
Слайд 10

- Марфа Петровна ( оставила 3 тысячи руб. Дуне по завещанию

- Марфа Петровна ( оставила 3 тысячи руб. Дуне по завещанию ; выкупила

Свидригайлова за 30 тыс.сребреников; 3 раза приходила к Свидригайлову)
- Разумихин ( 3 часа дожидается, пока проснётся Раскольников )
- Дуня (стреляет в Свидригайлова в 3-х шагах )
Слайд 11

Число « семь » в романе - роман состоит из 6

Число « семь » в романе
- роман состоит из 6 частей и эпилога
-

1-я и 2-я части романа состоят из 7гл.
- 7 часов вечера – роковое время для Раскольникова ( назначает убийство )
- 7 лет прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной )
- 7детей у портного Капернаумова