Графика рукописей Пушкина

Содержание

Слайд 2

Графика рукописей Пушкина – это дневник в образах, зрительный комментарий поэта

Графика рукописей Пушкина – это дневник в образах, зрительный комментарий поэта

к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчет о людях и событиях. Это второй план, у которого свой материал и своя система.

Виньеты и головы, карандаш, чернила, Пушкинский Дом, Санкт-Петербург

Слайд 3

Пушкинские рукописи полны рисунков. В его работе – это боковая ветвь,

Пушкинские рукописи полны рисунков. В его работе – это боковая ветвь,

но она так велика и многообразна. Она сопутствует почти каждой странице его черновиков.

Иллюстрации к «Сказке о попе…», чернила, карандаш, Пушкинский Дом, Санкт-Петербург

Слайд 4

Пушкинский рисунок - дитя ассоциации. Сам Пушкин подметил, что в большинстве

Пушкинский рисунок - дитя ассоциации. Сам Пушкин подметил, что в большинстве

случаев появление рисунков у него связано с неоконченным стихом; когда стопорилась строфа, не давался эпитет, медлила рифма, - заминка разрешалась рисунком.

Тритоны, трубящие в рог; мужские профили; фигура с саблей, чернила, Пушкинский Дом, Санкт-Петербург
Актерские фигуры тритонов, трубящих в рог, нарисованные среди черновиков «Руслана и Людмилы». Прямой иллюстрации текста нет, но налицо обычная боковая связь, идущая по ассоциативной линии.

Слайд 5

Чем короче были паузы, - тем мимолетнее рисунки и тем меньше

Чем короче были паузы, - тем мимолетнее рисунки и тем меньше

их.

Рисунок может служить примером одного из самых типических образцов большой графической паузы в пушкинских рукописях, с одной стороны – работу над посланием к Чаадаеву, дававшимся Пушкину туго и кропотливо, с другой – отход в сторону, проявившийся в наброске нового замысла.. Мелкая растушевка свидетельствует, что остановка была длительной…

Фигура молдаванина; женщина, протягивающая руки; большая голова мужчины; профили мужские и женские, чернила, Пушкинский Дом, Санкт-Петербург

Слайд 6

Закон связи между содержанием текста и рисунком гораздо сложнее, чем «повторение

Закон связи между содержанием текста и рисунком гораздо сложнее, чем «повторение

содержания написанной пьесы»; он тоньше, чем «воспроизведение ее вдвойне». Вся связь – хитрее и узорнее.
Верно, что рисунок связан с пьесой, - неверно, что он просто удваивает ее. Закон связи у Пушкина – закон параллелизма, а не закон отражения.

Пушкин и Онегин, проект иллюстрации к XLVIII строфе первой главы «Евгения Онегина», Пушкинский Дом, Санкт-Петербург
В пушкинской графике – это единственный образец официальной иллюстрации, рисунка, которым Пушкин не только зрительно пояснял свое произведение, но и давал профессионалу-художнику обязательную схему для «картинки» к «Евгению Онегину».

Слайд 7

Пушкинская скоропись художественна в том же смысле, в каком художественны его

Пушкинская скоропись художественна в том же смысле, в каком художественны его

рисунки. Автографы Пушкина зрительно вызывают чисто эстетическую реакцию, какую вызывает произведение искусства.
Слайд 8

Но чаще он издевался. Искажение – его главный прием. Зерно его

Но чаще он издевался. Искажение – его главный прием. Зерно его

поэзии – эпиграмма. Зерно его рисунка – карикатура. Его зарисовки царапали не менее больно, нежели кусательные стишки:
Пишу карикатуры, -
Знакомых столько лиц…

Французский экс-офицер г. Дегильи
Карикатура на Дегильи, единственный сохранившийся
образец пушкинского рисунка, имевший публичное назначение и связанного с определённым
происшествием: Дегильи отказался драться с Пушкиным на дуэли. И Пушкин не ограничился одним письмом к Дегильи с выражением своего недовольства. Он закрепил его сатирической картинкой с весьма унизительными моментами.

Слайд 9

А с собой он был осторожен в этом вопросе. Он рисовал

А с собой он был осторожен в этом вопросе. Он рисовал

себя часто и внимательно. Он знал свои черты наизусть. Если вытянуть в ряд серию его автопортретов – перед нами пройдет и то, чем он был, и то чем он мог бы быть, и то, чем он быть не мог. Это вторая, им самим придуманная биография.

Автопортрет; голова юноши, чернила, рукопись «Кавказского пленника», Пушкинский Дом, Санкт-Петербург
Рисунок представляет собой один из самых ранних автопортретов пушкинских рукописей.

Слайд 10

Под одной из известных автокарикатур, где чёрт Пушкину показывает жалящий язык,

Под одной из известных автокарикатур, где чёрт Пушкину показывает жалящий язык,

стоит «Не искушай (сай) меня без нужды…».
Это образ Пушкина на самого себя глядящего и самого себя упрашивающего.