Интересные факты о Хрониках Нарнии

Содержание

Слайд 2

Откуда что взялось? Льюис любил рассказывать, что «Нарнии» начались задолго до

Откуда что взялось?

Льюис любил рассказывать, что «Нарнии» начались задолго до их

написания. Образ фавна, гуляющего по зимнему лесу с зонтиком и свертками под мышкой, преследовал его с 16 лет и пригодился, когда Льюис впервые вплотную столкнулся с детьми, общаться с которыми не умел.
Слайд 3

Откуда что взялось? В 1939 году в его доме под Оксфордом

Откуда что взялось?

В 1939 году в его доме под Оксфордом жили

несколько девочек, эвакуированных из Лондона во время войны. Льюис стал рассказывать им сказки: так жившие в его голове образы пришли в движение, а через несколько лет он понял, что рожда-ющуюся историю необходимо записать.
Слайд 4

Откуда что взялось? (персонажи и места)

Откуда что взялось?

(персонажи и места)

Слайд 5

Люси Певенси Прототипом Люси считается Джун Флюэтт, дочь препо-давателя, в 1939-м

Люси Певенси

Прототипом Люси считается Джун Флюэтт, дочь препо-давателя, в 1939-м эвакуиро-ванная

из Лондона в Оксфорд, а в 1943 году оказавшаяся в доме Льюиса.
Ей было на тот момент 16, а Льюис был ее любимым христианским автором. Одна-ко, только прожив несколько недель в его доме, она поняла, что К.С. Льюис и хозяин дома – одно и то же лицо.
Слайд 6

Квакль-бродякль Квакль-бродякль Хмур из «Серебряного кресла» спи-сан с внешне мрачного, но

Квакль-бродякль

Квакль-бродякль Хмур из «Серебряного кресла» спи-сан с внешне мрачного, но доброго

внутри садовника Льюиса.
Его имя – аллюзия на строку Сенеки: по-английски его зо-вут Puddleglum – «угрюмая жижа», у Сенеки «стигийская угрюмая жижа» сказано про воды Стикса.
Слайд 7

Дигори Керк Прототипом пожилого Дигори из книги «Лев, кол-дунья и платяной

Дигори Керк

Прототипом пожилого Дигори из книги «Лев, кол-дунья и платяной шкаф»

стал репетитор Льюиса Уильям Керкпатрик, гото-вивший его к поступлению в Оксфорд.
Слайд 8

Дигори Керк А вот книга «Племянник чародея», в которой Дигори Керк

Дигори Керк

А вот книга «Племянник чародея», в которой Дигори Керк противостоит

соблазну украсть яблоко вечной жизни для своей смертельно больной матери, связана с биографией самого Льюиса. Льюис пережил смерть матери в 9 лет, и это было для него сильнейшим ударом.
Слайд 9

Нарния Нарнию Льюис не выдумал, а нашел в Атласе Древнего ми-ра,

Нарния

Нарнию Льюис не выдумал, а нашел в Атласе Древнего ми-ра, когда

учил латынь, готовясь к поступ-лению в Оксфорд. Нарния – латинское название города Нар-ни в Умбрии.

Географический прототип, вдохновивший Льюиса, вероятнее всего, находится в Ирландии. Льюис с детства любил северное графство Даун и не раз ездил туда с матерью.

Слайд 10

Чем будут интересны «Хроники Нарнии» пытливым умам? Льюис был историком литературы.

Чем будут интересны «Хроники Нарнии» пытливым умам?

Льюис был историком литературы. Большую

часть жизни он преподавал историю литературы Средних веков и Возрождения в Оксфорде.
Помимо 5 научных книг и огромного количества статей, Льюис опубликовал 8 книг в жанре христианской апологетики, духовную автобиографию, 3 повести-притчи, 3 научно-фантастических романа и 2 сборника стихов.
Слайд 11

Чем будут интересны «Хроники Нарнии» пытливым умам? Стоит ли удивляться разно-родности

Чем будут интересны «Хроники Нарнии» пытливым умам?

Стоит ли удивляться разно-родности материала,

из которого собраны «Хроники Нарнии?»
В них спокойно уживаются: Дед Мороз, Снежная королева из сказки Андерсена, фавны и кентавры из древнегреческой мифологии, бесконечная зима – из скандинавской, а сюжет о казни и возрождении льва Аслана дублирует евангельскую историю.

Попробуем разобраться в источниках!

Слайд 12

Откуда что взялось? (литературные и мифологические источники)

Откуда что взялось?

(литературные и мифологические источники)

Слайд 13

Античная мифология Хроники Нарнии просто напол-нены персонажами античной мифологии – фавнами,

Античная мифология

Хроники Нарнии просто напол-нены персонажами античной мифологии – фавнами, кентаврами,

дриадами и сильванами.
Одна из запоминающихся сцен цикла – шествие освободившихся из-под гнета природных сил, Вакха, менад и Силена в «Принце Каспиане».
А в самый возвышенный момент в финале «Последней битвы», когда герои видят, что за пределами ветхой Нарнии открывается новая, профессор Керк бормочет, глядя на удивление детей: «Все это есть у Платона, все у Платона… Боже мой, чему их только учат в этих школах!»
Слайд 14

Средневековая литература Льюис знал и любил средневековую литературу, а всё, что

Средневековая литература

Льюис знал и любил средневековую литературу, а всё, что знал

и любил, старался использовать в своих книгах. Вот два примера.
В сочинении V века рассказывается, как дева Филология приплывает к краю света на корабле вместе со львом, кошкой, крокодилом и командой из семи матросов. Готовясь пить из чаши Бессмертия, Филология извергает из себя книги точно так же, как Рипичип, воплощение рыцарства, в «Покорителе зари» отшвыривает шпагу на пороге страны Аслана.
А пробуждение природы в сцене творения Асланом Нарнии из «Племянника чародея» напоминает сцену явления девы Природы из «Плача Природы» – сочинения XII века.
Слайд 15

Английская литература Главные источники «Хроник Нарнии» – «Королева фей» Э. Спенсера

Английская литература

Главные источники «Хроник Нарнии» – «Королева фей» Э. Спенсера

и «Потерянный рай» Дж. Мильтона.
Белая колдунья очень похожа на Дуэссу Спенсера: она пытается соблаз-нить Эдмунда сладостями, а Дигори яблоком жизни так же, как Дуэсса соблазняла Рыцаря Алого креста рыцарским щитом.
Обезьян, наряжающий ослика Лопуха Асланом, – отсылка к колдуну из книги Спенсера; а падение и искупление Эдмунда и Юстеса – к падению и искуплению Рыцаря Алого креста. Серебряное кресло тоже родом из «Королевы фей» – там на серебряном троне восседает Прозерпина.
Интересно и сходство сцен творения мира песней в «Потерянном рае» и «Племяннике чародея».
Слайд 16

Всё перечисленное – лишь малая часть отсылок, найденных исследователями. Считается, ключ

Всё перечисленное – лишь малая часть отсылок, найденных исследователями. Считается, ключ

к «Хроникам Нарнии» до сих пор не найден.

Быть может, его отыщешь ты, читатель?
Но для начала попробуем разобраться, в каком порядке
их читать.

Слайд 17

Каноническая последовательность Это последовательность, с которой выходили различные части «Хроник». Она

Каноническая последовательность

Это последовательность, с которой выходили различные части «Хроник». Она

такова:

1) Лев, Колдунья и Платяной шкаф (опубликовано в 1950);
Трилогия о Каспиане
2) Принц Каспиан: Возвращение в Нарнию (опубликовано в 1951);
3) Покоритель Зари (опубликовано в 1952);
4) Серебряное кресло (опубликовано в 1953);
5) Конь и его мальчик (опубликовано в 1954);
6) Племянник чародея (опубликовано в 1955);
7) Последняя битва (опубликовано в 1956).

Слайд 18

Хронологический порядок Очень быстро читатели подметили, что книги «Хроник» издаются в

Хронологический порядок

Очень быстро читатели подметили, что книги «Хроник» издаются в

порядке, не соответствующем их внутренней хронологии.
В соответствии с внутренним временем «Хроник» их нужно читать так:

1) Племянник чародея
2) Лев, Колдунья и Платяной шкаф
3) Конь и его мальчик
4) Принц Каспиан
5) Плавание «Покорителя Зари»
7) Серебряное кресло
8) Последняя битва

Слайд 19

Лучший порядок чтения – установленный самим К. Льюисом: 1) Лев, Колдунья

Лучший порядок чтения – установленный самим К. Льюисом:

1) Лев, Колдунья и

Платяной шкаф (весна 1949 года)
2) Принц Каспиан: Возвращение в Нарнию (конец 1949 года)
3) Покоритель Зари (зима 1950 года)
4) Конь и его мальчик (весна 1950 года)
5) Серебряное кресло (весна 1951 года)
6) Племянник чародея (осень 1951 года)
7) Последняя битва (весна 1953 года)