- Главная
- Литература
- Иван Константинович Айвазовский
Содержание
- 2. Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года на юге России, в Феодосии, древнем крымском городе,
- 3. Иван Айвазовский с детства обнаружил в себе художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился
- 4. Проучившись с успехом некоторое время в этом заведении, с помощью учителя рисования немецкого художника Иоганна Людвига
- 5. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять
- 6. Написать эту потрясающую картину Айвазовского побудили впечатления от поездки в летнее учебное плавание кораблей Балтийского флота
- 7. В 1837 году живописец за три своих работы с морскими видами награждается большой золотой медалью. Вскоре
- 8. За молодостью лет он был в 1838 году послан на два года в Крым для самостоятельных
- 9. В Италию И.К. Айвазовский едет в 1840 году уже вполне сложившимся мастером. В Венеции он познакомился
- 10. Слава Айвазовского прогремела по всей Европе. Знаменитый английский маринист Тернер выражал свой восторг перед его полотнами.
- 11. В 1845 году Айвазовский начинает строительство своего дома в Феодосии. Его всегда влекло на родину, к
- 12. С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из
- 13. Дом Айвазовского, впоследствии картинная галерея, был спроектирован лично Айвазовским в 1845 году, а в 1880 художник
- 14. Живопись Айвазовского 40-50-х годов отмечена сильным воздействием романтических традиций Брюллова, сказавшихся не только на живописном мастерстве,
- 15. «Девятый вал» (1850. Холст, масло, 221 x 332 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
- 16. Еще сильнее романтические черты сказались в картине «Девятый вал», написанной Айвазовским в 1850 году. Айвазовский изобразил
- 17. Обладая выдающейся зрительной памятью, Айвазовский мог писать быстро и уверенно. То, что поразило его в природе,
- 18. Сопоставление методов работы художника и поэта здесь не случайно – на формирование творчества Айвазовского большое влияние
- 19. У Айвазовского был большой творческий опыт и поэтому, когда он писал свои картины, на его пути
- 20. «Синопский бой. Ночь после боя» (1853. Холст, масло. Центральный военно-морской музей, Санкт Петербург, Россия) Пятидесятые годы
- 21. «Чумацкий обоз» «Украинский пейзаж» В творчестве художника можно встретить картины на самые разнообразные темы. Среди них
- 22. Шестидесятые и семидесятые годы принято считать периодом расцвета творческого дарования Айвазовского. В эти годы он создал
- 23. «На острове Крит» (1867), Феодосия. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского 1867 год связан с крупным
- 24. «Вид Гуниба» «Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны» Им создано несколько прекрасных картин, изображающих
- 25. В следующем, 1869, году Айвазовский отправился в Египет для участия в церемонии открытия Суэцкого канала. В
- 26. В 1870 году, когда отмечалось пятидесятилетие открытия Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым, Айвазовский
- 27. В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину «Радуга». В сюжете этой картины – буря на море
- 28. В творчестве Айвазовского семидесятых годов можно проследить появление ряда картин, изображающих открытое море в полуденный час,
- 29. Неповторимы ночные марины Айвазовского «Лунная ночь на море», «Восход луны» – эта тема проходит через все
- 30. Под действием передового русского искусства передвижников в творчестве Айвазовского с особой силой проявились реалистические черты, сделавшие
- 31. В конце жизни Айвазовский был поглощен идеей создания синтетического образа морской стихии. В последнее десятилетие он
- 32. Наконец, в 1898 году Айвазовский написал картину «Среди волн», которая была вершиной его творчества. Художник изобразил
- 33. Картина «Среди волн» не исчерпала творческих возможностей Айвазовского. В следующем, 1899 году, он написал небольшую картину,
- 34. Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал
- 35. Утром 19 апреля 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике
- 37. Скачать презентацию
Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года на юге России,
Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года на юге России,
Предки Айвазовского были из галицийских армян , переселившихся в Галицию из Западной Армении в XVIII веке.
Его отец, армянин, поселивший в Крыму в самом начале XIX века, был сравнительно образованным человек, владевшим несколькими восточными языками.
Иван Константинович Айвазовский
Автопортрет И. Айвазовского
(1874, Уффици)
Иван Айвазовский с детства обнаружил в себе художественные и музыкальные способности;
Иван Айвазовский с детства обнаружил в себе художественные и музыкальные способности;
Проучившись с успехом некоторое время в этом заведении, с помощью учителя
Проучившись с успехом некоторое время в этом заведении, с помощью учителя
В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определен помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру.
«Вид на взморье
в окрестностях Петербурга»
«Этюд воздуха над морем»
Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал
Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал
«Штиль»
Написать эту потрясающую картину Айвазовского побудили впечатления от поездки в летнее
Написать эту потрясающую картину Айвазовского побудили впечатления от поездки в летнее
С этого момента особенно заметно, что в его творчестве сильнее передаются величественные образы военных кораблей. Впервые картина была представлена в том же 1836 году на осенней выставке в Академии. Кроме неё художник представил на выставке еще несколько морских видов. После чего его отметили как одного из лучших пейзажистов России, и все работы получили высшие оценки от специалистов живописи
Картину «Большой рейд в Кронштадте» Иван Айвазовский написал в 1836 году. Произведение известный художник выполнил на холсте маслом. Сегодня картина хранится в Санкт-Петербурге, в Государственном музее России.
Данная работа выполнена в стиле маринизм. На холсте изображен морской порт города Кронштадт, который располагается всего в 26 километрах от Санкт-Петербурга, прямо посреди Финского залива, и величественный военный корабль.
В 1837 году живописец за три своих работы с морскими видами
В 1837 году живописец за три своих работы с морскими видами
Вскоре Айвазовский отправляется в Крым, получив задание написать ряд пейзажей с крымскими городами. Там он познакомился с Корниловым, Лазаревым, Нахимовым. Крымские работы художника также были успешно представлены на выставке в Академии художеств
Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета.
Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши» (так тогда черкесы называли это место), написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картина исполнена художником в один прием и предвещает зрелую его манеру. Картину приобрёл Николай I. В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Императорской Академии, свой первый чин и личное дворянство. В это же время сблизился с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки.
За молодостью лет он был в 1838 году послан на два
За молодостью лет он был в 1838 году послан на два
За время двухлетнего пребывания в Крыму Айвазовский написал ряд картин, среди которых были прекрасно исполненные вещи: «Лунная ночь в Гурзуфе» (1839), «Морской берег» (1840) и другие.
Два года работы в Крыму были необычайно плодотворными и полезными для молодого художника. Вновь оказавшись на берегах Черного моря, в родной Феодосии, Айвазовский увлеченно работает, пристально изучает природу, пишет с натуры виды Ялты, Гурзуфа, Севастополя, Феодосии, Керчи.
«Морской пролив с маяком»
«Лунная ночь в Крыму. Гурзуф»
В Италию И.К. Айвазовский едет в 1840 году уже вполне сложившимся
В Италию И.К. Айвазовский едет в 1840 году уже вполне сложившимся
Вскоре у художника выработался собственный метод работы. Он окончательно приходит к выводу, что слепо копировать природу нельзя, что это приносит вред живописи, мертвит ее. В искусстве необходимо воссоздавать впечатление, обобщая виденное по памяти. В 1840-1842 годах в Венеции, Неаполе, Риме Айвазовский написал более сорока картин. Большая картина «Хаос» была приобретена для Ватиканской галереи, составленной из произведений лучших в мире художников.
«Хаос. Сотворение мира»
Слава Айвазовского прогремела по всей Европе. Знаменитый английский маринист Тернер выражал
Слава Айвазовского прогремела по всей Европе. Знаменитый английский маринист Тернер выражал
В 1844 году стал живописцем Главного морского штаба России (без денежного пособия) с правом ношения адмиралтейского мундира, а с 1847 – профессором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта. Он был награжден многими орденами и получил звание контр-адмирала.
В 1845 году Айвазовский начинает строительство своего дома в Феодосии. Его
В 1845 году Айвазовский начинает строительство своего дома в Феодосии. Его
С 1845 года Айвазовский поселился в Феодосии, лишь на зимние месяцы покидая родной город. Море и очертания крымских берегов подсказывали ему различные по настроению сюжеты. Так на картине «Мыс Фиолент. Георгиевский монастырь» (1848, Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского) превосходно передан эффект ночного освещения. Красота южной ночи покоряет зрителя.
«Мыс Фиолент. Георгиевский монастырь»
(1848. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского)
С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу
С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу
На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского; за заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.
Здание Феодосийского краеведческого музея
Дом Айвазовского, впоследствии картинная галерея, был спроектирован лично Айвазовским в 1845
Дом Айвазовского, впоследствии картинная галерея, был спроектирован лично Айвазовским в 1845
По его завещанию картинная галерея перешла в дар Феодосии. В основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя, полнее всего представлено творчество художника. Архив документов Айвазовского хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства, Государственной публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галерее, Театральном музее им. А.А. Бахрушина.
Живопись Айвазовского 40-50-х годов отмечена сильным воздействием романтических традиций Брюллова, сказавшихся
Живопись Айвазовского 40-50-х годов отмечена сильным воздействием романтических традиций Брюллова, сказавшихся
Айвазовский был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи, и эти черты его искусства особенно проявлялись, когда он писал полные героического пафоса морские баталии; в них была слышна та «музыка боя», без которой батальная картина лишена эмоционального воздействия.
Известнейшие картины художника
«Девятый вал»
(1850. Холст, масло, 221 x 332 см.
Государственный Русский музей,
«Девятый вал»
(1850. Холст, масло, 221 x 332 см.
Государственный Русский музей,
Еще сильнее романтические черты сказались в картине «Девятый вал», написанной Айвазовским
Еще сильнее романтические черты сказались в картине «Девятый вал», написанной Айвазовским
Зритель сразу может представить, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли моряки. Айвазовский нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления; наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца, сообщающими ей оптимистический характер. Этому в значительной степени способствует колористический строй картины. Она написана самыми яркими красками палитры. Колорит ее включает широкую гамму оттенков желтого, оранжевого, розового и лилового цветов в небе в сочетании с зеленым, синим и фиолетовым в воде. Яркая, мажорная красочная гамма картины звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии.
Эта картина нашла широкий отклик у общественности в момент ее появления и остается до наших дней одной из самых популярных в русской живописи.
Обладая выдающейся зрительной памятью, Айвазовский мог писать быстро и уверенно. То,
Обладая выдающейся зрительной памятью, Айвазовский мог писать быстро и уверенно. То,
Айвазовский сумел воплотить в маринистической живописи чувства и мысли, волновавшие передовых людей его времени, и придать глубокий смысл и значимость своему искусству.
У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы. «Живописец, только копирующий природу, – говорил он, – становится ее рабом... Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры... Художник должен запоминать их... Сюжет картины слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью...»
Сопоставление методов работы художника и поэта здесь не случайно – на
Сопоставление методов работы художника и поэта здесь не случайно – на
Айвазовский обладал исключительно разносторонним дарованием, в котором счастливо сочетались качества, совершенно необходимые художнику-маринисту. Помимо поэтического склада мышления он был одарен исключительной зрительной памятью, ярким воображением, абсолютной точной зрительной восприимчивостью и твердой рукой, поспевавшей за стремительным бегом его творческой мысли. Это позволяло ему работать, импровизируя, с изумлявшей многих современников легкостью.
У Айвазовского был большой творческий опыт и поэтому, когда он писал
У Айвазовского был большой творческий опыт и поэтому, когда он писал
Айвазовский знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежные скалы. Он глубоко постиг различные состояния воздушной среды, движение облаков и туч. Все это помогало ему блестяще воплощать свои живописные замыслы и создавать яркие, артистически выполненные произведения.
«Синопский бой. Ночь после боя»
(1853. Холст, масло. Центральный военно-морской музей, Санкт
«Синопский бой. Ночь после боя» (1853. Холст, масло. Центральный военно-морской музей, Санкт
Пятидесятые годы – годы Крымской войны. Как только до Айвазовского дошла молва о Синопской битве, он сейчас же поехал в Севастополь, расспросил участников сражения обо всех обстоятельствах дела. Вскоре в Севастополе были выставлены две картины Айвазовского, изображающие Синопский бой ночью и днем. Выставку посетил адмирал Нахимов. Высоко оценив труд Айвазовского, особенно ночной бой, он сказал: «Картина чрезвычайно верно сделана». Его батальные картины стали летописью подвигов русского военно-морского флота.
«Чумацкий обоз»
«Украинский пейзаж»
В творчестве художника можно встретить картины на самые разнообразные
«Чумацкий обоз»
«Украинский пейзаж»
В творчестве художника можно встретить картины на самые разнообразные
Шестидесятые и семидесятые годы принято считать периодом расцвета творческого дарования Айвазовского.
Шестидесятые и семидесятые годы принято считать периодом расцвета творческого дарования Айвазовского.
Изображая широкие просторы моря и неба, художник передавал природу в живом движении, в бесконечной изменчивости форм: то в виде ласковых, спокойных штилей, то в образе грозной, разбушевавшейся стихии. Чутьем художника он постиг скрытые ритмы движения морской волны и с неподражаемым мастерством умел их передать в образах увлекательных и поэтических.
«Буря на Северном море»
«Буря»
«На острове Крит» (1867),
Феодосия. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского
1867 год
«На острове Крит» (1867),
Феодосия. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского
1867 год
«Морской бой» (1867)
«Вид Гуниба»
«Аул Гуниб в Дагестане.
Вид с восточной стороны»
Им создано несколько прекрасных
«Вид Гуниба»
«Аул Гуниб в Дагестане.
Вид с восточной стороны»
Им создано несколько прекрасных
В следующем, 1869, году Айвазовский отправился в Египет для участия в
В следующем, 1869, году Айвазовский отправился в Египет для участия в
«Караван в оазисе. Египет»
В 1870 году, когда отмечалось пятидесятилетие открытия Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф.
В 1870 году, когда отмечалось пятидесятилетие открытия Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф.
В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину «Радуга». В сюжете этой
В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину «Радуга». В сюжете этой
В творчестве Айвазовского семидесятых годов можно проследить появление ряда картин, изображающих
В творчестве Айвазовского семидесятых годов можно проследить появление ряда картин, изображающих
Неповторимы ночные марины Айвазовского «Лунная ночь на море», «Восход луны» –
Неповторимы ночные марины Айвазовского «Лунная ночь на море», «Восход луны» –
Образы ночной природы Айвазовского – одни из самых поэтических изображений природы в живописи. Часто они вызывают поэтические и музыкальные ассоциации. В 1880 году Айвазовский открыл в Феодосии первую в России периферийную картинную галерею.
«Лунная ночь на море» (1895)
Нижегородский государственный художественный музей. Нижний Новгород
«Восход луны в Феодосии» (1892)
Феодосийская картинная галерея
им. И.К. Айвазовского
Под действием передового русского искусства передвижников в творчестве Айвазовского с особой
Под действием передового русского искусства передвижников в творчестве Айвазовского с особой
В 1881 году Айвазовский создал одно из наиболее значительных произведений – картину «Черное море». Море изображено в пасмурный день; волны, возникая у горизонта, движутся на зрителя, создавая своим чередованием, величавый ритм и возвышенный строй картины. Она написана в скупой, сдержанной красочной гамме, повышающей ее эмоциональное воздействие.
«Черное море»
(1881. Холст, масло, 149 × 208 см.
Третьяковская галерея, Москва
В конце жизни Айвазовский был поглощен идеей создания синтетического образа морской
В конце жизни Айвазовский был поглощен идеей создания синтетического образа морской
«Обвал скалы»
«Волна»
«Буря на Азовском море»
«От штиля к урагану»
Наконец, в 1898 году Айвазовский написал картину «Среди волн», которая была
Наконец, в 1898 году Айвазовский написал картину «Среди волн», которая была
Художник изобразил бушующую стихию – грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении одна с другой. Он отказался от обычных в своих картинах деталей в виде обломков мачт и гибнущих кораблей, затерявшихся в безбрежном морском просторе. Он знал много способов драматизировать сюжеты своих картин, но не прибег ни к одному из них, работая над этим произведением. Мастерство картины «Среди волн» – плод долгого и упорного труда всей жизни художника. Несмотря на то, что после ее создания он еще два года работал, устраивал выставки своих произведений в Москве, Лондоне и Петербурге, эту картину он не вывозил из Феодосии, завещал вместе с другими произведениями, находившимися в его картинной галерее, родному городу Феодосии.
Картина «Среди волн» не исчерпала творческих возможностей Айвазовского. В следующем, 1899
Картина «Среди волн» не исчерпала творческих возможностей Айвазовского. В следующем, 1899
Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а
Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а
«Морской залив»
(1900. Холст, масло, 45 x 65 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Утром 19 апреля 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в
Утром 19 апреля 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в
В течение дня художник почти закончил работу. В центральной части картины он изобразил корабль, объятый пламенем и клубами дыма, в которых четко просматривались обломки мачт и рей, летящих в воздухе от произведенного взрыва. Контурно была обозначена и лодка греческих повстанцев, удаляющаяся от корабля, а на заднем плане – гористый остров с виднеющимися у подножия гор зданиями города. Окончательное завершение полотна несколько уставший художник отложил на завтрашний день. Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей.
Взрыв корабля (последняя неоконченная работа)
(1900. Холст, масло, 67 x 96,5 см. Картинная галерея им. И. Айвазовского, Феодосия, Крым)