Иван Сергеевич Тургенев. Роман Отцы и дети

Содержание

Слайд 2

Общая характеристика произведения

Общая характеристика произведения

Слайд 3

Общественно-политическая борьба 60-ых г.г. XIX века Шестидесятые годы – время появления

Общественно-политическая борьба 60-ых г.г. XIX века

Шестидесятые годы – время появления

на арене общественной борьбы новой социальной силы – разночинцев-демократов, время ожесточённых идейных споров между ними и дворянами-либералами по коренным вопросам русской жизни. Накануне крестьянской реформы 1861 года общество раскалывается на два лагеря. В одном лагере – умеренные сторонники постепенных реформ, так называемые «постепеновцы», дворяне-реформисты (вне зависимости от возраста). В другом – «новые люди», разночинцы-демократы, политические радикалы. Условное наименование идейных противников – «отцы» и «дети». Тургенев ставит перед собой задачу в романе максимально объективно изобразить представителя нового поколения, выявить его сильные и слабые стороны.
Слайд 4

О романе… Произведение окончено в 1861 году, а издано в 1862-м.

О романе…

Произведение окончено в 1861 году, а издано в 1862-м. Действие романа

начинается 20 мая 1859 года, т.е. он написан после реформы, а события показаны пореформенные: «…преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?..».
Слайд 5

Задачи автора в ходе работы над романом: 1. Создать портрет современного

Задачи автора в ходе работы над романом:

1. Создать портрет современного нигилиста,

непохожего на «нигилистов» дворянского (прошлого) поколения. 2. Создать не «паспортный» портрет нигилиста, а портрет – «прогноз» современного нигилизма.

Цель – рассмотреть нигилизм как опасное, болезненное поветрие, способное завести человека в тупик.

Требование max! объективности автора.

Слайд 6

Заглянем в словарь: Нигилизм – одно из множества современных идейных течений,

Заглянем в словарь:

Нигилизм – одно из множества современных идейных течений, популярное

среди «детей» (молодёжи), обусловленное их неприятием мировоззрения «отцов» (старшее поколение); коренное изменение точки зрения на мир, на смысл человеческого существования и традиционных жизненных ценностей.

Нигилист – разночинец-демократ по происхождению, естествоис- пытатель, а не философ по убеждениям, просветитель общества.

Разночинец - интеллигент, выходец из недворянских классов – мелкого чиновничества, духовенства.

Слайд 7

Художественное своеобразие романа В центре повествования – фигура Базарова. Все сюжетные

Художественное своеобразие романа

В центре повествования – фигура Базарова. Все сюжетные нити

тянутся к нему. В романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором не участвовал бы Базаров.

Из 28 глав он не появляется лишь в 2-х. Умирает Базаров и заканчивается роман. Система действующих лиц выстроена так, что отношения героев с Базаровым раскрывают читателю их внутреннюю сущность, в то же время сопоставление каждого из них с Базаровым вносит какой-либо новый штрих в характер главного героя.

Слайд 8

Возникновение образа Базарова Н.А. Добролюбов Тургенев о Базарове: «Нигилист. Самоуверен, говорит

Возникновение образа Базарова

Н.А. Добролюбов

Тургенев о Базарове: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и

немного – работящ».

Образ создан на основе смешения индивидуальных психологических качеств следующих людей: - Добролюбов – критик и публицист; - Павлов – провинциальный врач (знаком с Тургеневым с 1853 года), позже стал литературоведом; - Преображенский – институтский товарищ Добролюбова, один из авторов журнала «Современник».

Слайд 9

Содержание глав I - XI

Содержание глав I - XI

Слайд 10

- Как Аркадий относится к своему отцу? Какие взаимоотношения между ними?

- Как Аркадий относится к своему отцу? Какие взаимоотношения между ними?

Слайд 11

Имение Кирсановых Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными.

Имение Кирсановых

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля,

все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами.
Слайд 12

Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на

Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на

плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей - и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами... "Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?.."
Слайд 13

Управление имением Николай Петрович Кирсанов Павел Петрович Кирсанов - Кто из

Управление имением

Николай Петрович Кирсанов

Павел Петрович Кирсанов

- Кто из братьев занимался делами

по управлению имением и почему?
Слайд 14

Павел Петрович недолго присутствовал при беседе брата с управляющим, высоким и

Павел Петрович недолго присутствовал при беседе брата с управляющим, высоким и

худым человеком с сладким чахоточным голосом и плутовскими глазами, который на все замечания Николая Петровича отвечал: "Помилуйте-с, известное дело-с" - и старался представить мужиков пьяницами и ворами. Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева. Николай Петрович не унывал, но частенько вздыхал и задумывался: он чувствовал, что без денег дело не пойдет, а деньги у него почти все перевелись. Аркадий сказал правду: Павел Петрович не раз помогал своему брату; не раз, видя, как он бился и ломал себе голову, придумывая, как бы извернуться, Павел Петрович медленно подходил к окну и, засунув руки в карманы, бормотал сквозь зубы: "Mais jepuis vous donner de l'argent"* - и давал ему денег; но в этот день у него самого ничего не было, и он предпочел удалиться. Хозяйственные дрязги наводили на него тоску; притом ему постоянно казалось, что Николай Петрович, несмотря на все свое рвение и трудолюбие, не так принимается за дело, как бы следовало; хотя указать, в чем собственно ошибается Николай Петрович, он не сумел бы. "Брат не довольно практичен, - рассуждал он сам с собою, - его обманывают". Николай Петрович, напротив, был высокого мнения о практичности Павла Петровича и всегда спрашивал его совета. "Я человек мягкий, слабый, век свой провел в глуши, - говаривал он, - а ты недаром так много жил с людьми, ты их хорошо знаешь: у тебя орлиный взгляд". Павел Петрович в ответна эти слова только отворачивался, но не разуверял брата.

Анализируем текст…

Слайд 15

Братья Кирсановы

Братья Кирсановы

Слайд 16

Выводы: Николай Петрович идеалист с романтическими наклонностями, ищет счастья в любви

Выводы:

Николай Петрович идеалист с романтическими наклонностями, ищет счастья в любви и

духовной опоры в искусстве. Слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный. В отношении экономическом либеральный реформист. Доброжелателен в своём отношении к молодёжи.

Павел Петрович аристократ, англоман, умеренный либерал. Человек убеждённый и честный, но явно ограниченный, так как его идеалы безнадёжно далеки от реальности. Он одинок и несчастен, потому что его стремления не сбылись, а судьба не состоялась. К молодёжи нетерпим.