Какие качества людей и явления действительности П.А.Федотов подвергает критике в картинах Завтрак аристократа и Вдовушка?

Содержание

Слайд 2

"НЕ В ПОРУ ГОСТЬ" ("Завтрак аристократа") 1849-50г. Холст, масло. 51 x 42 см.

"НЕ В ПОРУ ГОСТЬ"

("Завтрак  аристократа")  
1849-50г.
Холст, масло.
51 x 42 см.

Слайд 3

Федотов был чувствителен к нравственной нечистоплотности людей. Все это было ему

Федотов был чувствителен к нравственной нечистоплотности людей. Все это было ему очень

близко, все это он уже не раз высмеивал — тщеславие, суетность, жизнь напоказ, вранье, неблагополучие под личиной внешнего блеска.
Слайд 4

Он обратился к сюжету "несложному": взял только одну фигуру, и в

Он обратился к сюжету "несложному": взял только одну фигуру, и в

ней все высказал. 
И замысел, в общем, вырисовывался: снова показать не самое событие, не явление гостя, а момент, ему предшествующий. 
Слайд 5

Что же он подвергает критике? Он высмеивает не просто двуличие жизни

Что же он подвергает критике?

Он высмеивает не просто двуличие жизни "аристократа",

а стыдливость самой основы жизни, что напускной внешний "лоск и блеск" становится смыслом существования.
Слайд 6

Детали: - На первый взгляд и не каждый заметит насмешку. На

Детали: 

- На первый взгляд и не каждый заметит насмешку. На картине

изображен мужчина одетый по последней моде: восточный стиль в те времена считался шиком.
- На полу шикарный персидский ковер, вокруг дорогая мебель

НО!

Слайд 7

Самая яркая деталь, выдающая бедствие - кусок черного хлеба, который "аристократ" старается прикрыть от своего гостя.

Самая яркая деталь, выдающая бедствие  - кусок черного хлеба, который "аристократ"

старается прикрыть от своего гостя.
Слайд 8

Не менее заметен и вывернутый наружу лежащий рядом пустой кошелек

Не менее заметен и вывернутый наружу лежащий рядом пустой кошелек

Слайд 9

Иронично выглядит, лежащий около куска хлеба, на стуле рекламный листок с надписью "устрицы"

Иронично выглядит, лежащий около куска хлеба, на стуле рекламный листок с

надписью "устрицы"
Слайд 10

За спиной мужчины стоит ширма, а за ней - кровать. Это

За спиной мужчины стоит ширма, а за ней - кровать. Это

говорит о том, что  комната выполняет сразу несколько функций: спальни, кабинета и, возможно, приемной
Слайд 11

Персидский ковер, уже старый, потрепанный

Персидский ковер, уже старый, потрепанный

Слайд 12

Под столом стоит корзина из простой соломы, но в форме античной вазы

Под столом стоит  корзина из простой соломы, но в форме античной

вазы
Слайд 13

«Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем,

 «Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем,

что она есть, а прекрасной вазой. И образ нищеты как отсутствия денег перерастает в нечто большее – в образ нищеты духовной».
Т. Ильина
Слайд 14

Композиционное решение картины "Завтрак аристократа" Не случайно на первом плане стоит

Композиционное решение картины "Завтрак аристократа"

Не случайно на первом плане стоит стол, на

который падает свет.  Этим приемом художник добивается того, что внимание зрителя сосредоточивается на стыдном моменте, запечатленном на картине – о настоящем завтраке «ненастоящего» аристократа.
Слайд 15

Вдовушка. (1-ый вариант) Милая и добрая женщина была чересчур обыденна со

Вдовушка.  (1-ый вариант)

Милая и добрая женщина была чересчур обыденна со своим опухшим

от слез лицом, заметно выдавшимся вперед животом и несколько неуклюжей позой.
Стоило еще поискать кое-что и в композиции, и в околичностях
Слайд 16

"Вдовушка" (2-ой вариант) Перекомпоновал почти все детали. Изменил колорит. Решительно обошелся

"Вдовушка" (2-ой вариант)

Перекомпоновал почти все детали. Изменил колорит. Решительно обошелся с героиней: переменил лицо, позу, фигуру, даже одел немного

иначе. Переделал и портрет мужа.​

Приземленность и невзрачность в самом деле ушли, однако взамен обнаружилось сродство с модной картинкой.​
Слайд 17

"Вдовушка" (3-ий вариант) Урезал формат, изменил колорит, сильнее развернул комнату, всю

"Вдовушка"  (3-ий вариант)

Урезал формат, изменил колорит, сильнее развернул комнату, всю картину притемнил. ​

Федотов сел перед едва начатым холстом,

и, проработав подряд вечер, ночь и утро, закончил картину. Ликование его было так велико, что им невозможно было не поделиться. ​
Слайд 18

"Вдовушка" (4-ый вариант, незаконченный) Художник больше склонялся к ее первому варианту

"Вдовушка" (4-ый вариант,  незаконченный)

Художник больше склонялся к ее первому варианту – убирал все

лишнее, снова опустил руку, делал картину лаконичнее, усиливал трагизм и добивался более мрачной тональности.
Слайд 19

Мир становился все непригляднее, надежда была только на пробуждение доброго чувства,

Мир становился все непригляднее, надежда была только на пробуждение доброго чувства, сострадания

к тем слабым, которых больнее всего разила жизнь, - к униженным и оскорбленным
Слайд 20

Раньше в работах Федотова редко встречаются такие герои, Сейчас же они настойчиво требовали его внимания.

Раньше в работах Федотова редко встречаются такие герои,  
Сейчас же они настойчиво

требовали его внимания.  
Слайд 21

Что подвергает критике? Глубокая идея "Вдовушки" имела остро выраженную социальную сторону.

Что подвергает критике?

Глубокая идея "Вдовушки" имела остро выраженную социальную сторону.
В

ряду вопросов, поднятых общественностью того времени, женский вопрос занимал видное место. "Вдовушка" была знамением времени. Это - незабываемый образ страдающей женщины. Весь прежний уклад ее жизни катастрофически рухнул. Ей угрожают нищета и голод. 
Слайд 22

Мы не могли видеть глубокой скорби и печали в картине Павла

Мы не могли видеть глубокой скорби и печали в картине Павла

Федотова, не видим то, что было и что будет. 
Он изображает жизнь здесь и сейчас, в эту самую секунду такой, какая она  есть.
Слайд 23

Но в этой картине впервые появился предмет, обладающий своим собственным смыслом,

Но в этой картине впервые появился  предмет, обладающий своим собственным смыслом, живущий

собственной жизнью, воздействующий собственной выразительностью, а не только характеризующий привычки и нравы своих хозяев.  
Слайд 24

Эта свечка, слабо горящая в глубине комнаты, стала зримым выражением внутреннего

Эта свечка, слабо горящая в глубине комнаты, стала зримым выражением внутреннего

состояния вдовушки - то сама душа Вдовушки, тихо несущей груз своего страдания.
Сарабьянов Д.В. 
Слайд 25

Композиционное решение картины "Вдовушка" В этой же картине на 1 плане

Композиционное решение картины "Вдовушка"

В этой же картине на 1 плане стоит

сама девушка, что говорит нам о том, что именно ее проблемы становятся центральной темой этого произведения.
Предметы, стоящие вокруг подчеркивают все накопившиеся проблемы.
А горящая на дальнем плане свеча придает трагичность, но вместе с тем даем надежду. 
Слайд 26

Выводы по картине "Завтрак аристократа" Персонаж этой картины был характерен для

Выводы по картине "Завтрак аристократа" 

Персонаж этой картины был характерен для того

времени, что не оставляет никаких сомнений по поводу актуальности сюжета, к которому обратился Федотов;
Великолепно написанный интерьер противопоставлен миру обмана, в который ввергнут герой. В этом сопоставлении и содержится нравоучительный смысл. Федотов придал ему оттенок комичности, недаром он вспомнил в связи с картиной мудрое народное изречение: «на брюхе шелк, а в брюхе щелк»;
Композиция так же отражает идею произведения,  подчеркивая то, что хотелось бы скрыть. 
Слайд 27

Выводы по картине "Вдовушка" "Вдовушка" дошла до нас в четырех вариантах.

Выводы по картине "Вдовушка" 

"Вдовушка" дошла до нас в четырех вариантах. Сравнивая их

между собой нетрудно заметить, что с наибольшей настойчивостью Федотов работал над колоритом, в котором хотел выразить всю эмоциональную настроенность картины, и над образом самой вдовушки.
"Вдовушка" - знамение времени.  Это - незабываемый образ страдающей женщины. Так, Федотов поднял остросоциальный в то время "женский вопрос".
В этой картине композиция так же ярко подчеркивает главную тему(проблему) произведения