Киреева Л.Н. МОУ СОШ №2 п.Новозавидовский Конаковского района Тверской обл. Презентация к уроку литературы._
- Главная
- Литература
- Киреева Л.Н. МОУ СОШ №2 п.Новозавидовский Конаковского района Тверской обл. Презентация к уроку литературы._
Содержание
- 2. Фонвизин Денис Иванович (1745-1792) Переводчик, сатирик и драматург. Происходил из дворянского рода. Предки по отцовской линии
- 3. Автор негодует на порок И клеймит его без пощады. П.А.Вяземский. Первой комедией о русских нравах стал
- 5. ЗАДАЧИ АВТОРА 1. Указать на основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков, поддерживаемый властью на самом
- 7. Первая русская социальная комедия, прежде чем стать классикой, испытала ряд сложностей и отказов, которые теперь навсегда
- 16. Пьеса «Недоросль» является самым известным произведением Фонвизина и самой репертуарной пьесой XVIII века на русской сцене
- 17. Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике — осуждению традиционного дворянского воспитания
- 19. ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА Возраст героини: хочется назвать ее старой, но Митрофану 16-й год, а, следовательно, «госпоже бесчеловечной»
- 20. МИТРОФАНУШКА Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Действительно, он зеркало Простаковой с ее грубостью, невежеством,
- 21. ИДЕАЛЫ СТАРОДУМА Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах. Сродни народным поговоркам, они запоминались
- 22. Значение комедии Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями — от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до
- 24. НЕСООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА Автор стремится к более правдивому изображению жизни. Многогранность характеров главных
- 25. Интересные факты Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и
- 27. Скачать презентацию
Фонвизин Денис Иванович
(1745-1792)
Переводчик, сатирик и драматург.
Происходил из дворянского рода. Предки
Фонвизин Денис Иванович
(1745-1792)
Переводчик, сатирик и драматург.
Происходил из дворянского рода. Предки
Фонвизин рос в большой, дружной семье. Получив образование, служил в Коллегии иностранных дел, считал неограниченную монархию пагубной, мечтал о преобразованиях.
Автор негодует на порок И клеймит его без пощады. П.А.Вяземский.
Автор негодует на порок И клеймит его без пощады. П.А.Вяземский.
На вопрос, почему в обществе появляются люди, подобные героям «Бригадира», Фонвизин ответил в комедии «Недоросль», где главной стала проблема воспитания.
ЗАДАЧИ АВТОРА
1. Указать на основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков,
ЗАДАЧИ АВТОРА
1. Указать на основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков,
2. Обличить пороки дворянства: считал, что дворянство несет ответственность за положение в стране, однако понимал, что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой высокой роли.
3.Выяснить причины, уродующие личность.
4.Осмеять невежество (дворян и их детей): дело в том, что детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших — «недорослями», но закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет (для получения образования).
5.Обострить основной конфликт времени — конфликт между невежеством и просвещением.
6.Вынести на обсуждение тему воспитания.
7.Правдиво изобразить жизнь: расширял рамки классицизма, вводил элементы реалистического изображения действительности.
Первая русская социальная комедия, прежде чем стать классикой, испытала ряд сложностей
Первая русская социальная комедия, прежде чем стать классикой, испытала ряд сложностей
Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.
Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный Российский Театр, он же Театр Карла Книпера), где роль Стародума исполнял сам И.А.Дмитревский, Правдина — К.И. Гамбуров, Цифиркина — А.М.Крутицкий, Скотинина — С.Е.Рахманов. О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при ее первой постановке на сцене в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков».
А 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.
Успех «Недоросля» в Москве был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета. Появилось множество любительских постановок.
Первые постановки
Пьеса «Недоросль» является самым известным произведением Фонвизина и самой репертуарной пьесой XVIII
Пьеса «Недоросль» является самым известным произведением Фонвизина и самой репертуарной пьесой XVIII
Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей
Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей
Недоросль — молодой дворянин, не достигший совершеннолетия.
ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА
Возраст героини: хочется назвать ее старой, но Митрофану 16-й
ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА
Возраст героини: хочется назвать ее старой, но Митрофану 16-й
Выросла в невежественной семье, не получила ни воспитания, ни образования. Считает, что образование излишне: «Без наук люди живут и жили». Зачем же она наняла сыну учителей? Во-первых, «мы не хуже других», а во-вторых, она вынуждена следовать указу Петра I о дворянских детях.
Беспощадна к тем, кто в ее власти, крепостных считает своей собственностью, обобрала их до нитки: «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Главное для нее в жизни — личная выгода.
С окружающими не церемонится. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой, перед сильными даже унижаться готова. Деспотична по отношению к мужу, помыкает им.
Самовластная, безнравственная, «презлая фурия» любит только сына: с ним нежна и заботлива, в общении проявляется даже что-то человеческое.
Смысл ее жизни — забота о его счастье и благополучии. Но слепая материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана.
МИТРОФАНУШКА
Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Действительно, он зеркало Простаковой
Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Действительно, он зеркало Простаковой
Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Не умеет любить — не знает любви даже к своим близким.
Несмотря на его невежество, нельзя сказать, что он дурак ни в умении подластиться к матери, ни в роковой сцене похищения Софьи, ни в сцене экзамена. Он умеет схитрить и извернуться.
ИДЕАЛЫ СТАРОДУМА
Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах.
ИДЕАЛЫ СТАРОДУМА
Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах.
Просвещение возвышает одну добродетельную душу.
Невежда без души — зверь.
Великий государь есть государь премудрый.
Начинаются чины — перестает искренность.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.
Для прихоти одного человека всей Сибири мало.
Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.
Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.
Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — все болван.
Последуй природе, никогда не будешь беден.
Значение комедии
Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями — от Пушкина,
Значение комедии
Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями — от Пушкина,
«Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» (Н.В. Гоголь).
«Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» (В.Г. Белинский) (цитирование: Изучение комедии «Недоросль»).
Однако Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения, посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал „Стародум“, получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещен. Незадолго до смерти Фонвизин обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано»
НЕСООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА
Автор стремится к более правдивому
НЕСООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА
Автор стремится к более правдивому
Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.
Есть персонажи, которых нельзя четко отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям (это Еремеева, Тришка). Они нужны автору для изобличения крепостного права.
Каждый персонаж — не схема, не олицетворение какого-либо одного качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ.
Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают тяжелые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение героического и трагического не допускалось.
Автор не скрывает своего отношения к персонажам: выражает симпатию, негодование, насмешку, кого-то язвительно обличает.
Героями комедий классицизма были люди низкого сословия и имели низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина разница между положительными и отрицательными героями так велика, что комедия стала для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе XVIII в.).
Интересные факты
Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к
Интересные факты
Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к
Во время обучения в Нежинской гимназии Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях роль Простаковой.