Композиционный анализ художественного текста

Содержание

Слайд 2

Что такое композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника. А.Н.Толстой Композиция художественного произведения

Что такое композиция? Это прежде
всего установление центра, центра
зрения художника.

А.Н.Толстой

Композиция художественного произведения

Слайд 3

Композиция – связь и соотношение отдельных форм изображения и сцен. Единицы

Композиция – связь и соотношение отдельных форм изображения и сцен. Единицы композиции

– портрет, пейзаж, диалоги, монологи, характеристика и т. д. В.Кожинов
Слайд 4

Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов

Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов

произведения в некоторой значимой временной последовательности. А.Есин
Слайд 5

Линейная События идут один за другим в хронологической последовательности. Вектор повествования

Линейная События идут один за другим в хронологической последовательности. Вектор повествования не меняется от начала до конца.

Пример — комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Обратная или инверсионная. Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.
Слайд 6

Параллельная. В произведении есть несколько главных героев. У каждого из них

Параллельная. В произведении есть несколько главных героев. У каждого из них — своя судьба и свой путь,

однако их сюжетные линии пересекаются, а иногда и тесно переплетаются. Пример — «Война и мир», где Л. Н. Толстой описывает жизнь одновременно нескольких семей. Полифоническая. Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.
Слайд 7

Кольцевая композиция. Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более

Кольцевая композиция. Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность

данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории. Кольцевая композиция отличается от обратной, где сначала автор описывает конечное событие, а затем хронология восстанавливается. В случае кольцевого построения текста в начале и конце лишь повторяются образы или события.
Слайд 8


Слайд 9

Типы композиции. 1.Простые (линейные). 2.Сложные (трансформационные). А.Есин

Типы композиции. 1.Простые (линейные). 2.Сложные (трансформационные). А.Есин

Слайд 10

Только осознав общий принцип построения произведения, можно правильно истолковать функции каждого

Только осознав общий принцип построения произведения, можно правильно истолковать функции каждого

элемента или компонента текста. Без этого немыслимо правильное понимание идеи текста.
В.Одинцов

Композиционный анализ художественного произведения

Слайд 11

Композиционный анализ наиболее продуктивен. Все компоненты художественной структуры важны не сами

Композиционный анализ наиболее продуктивен. Все компоненты художественной структуры важны не сами

по себе, а как отражение эстетической программы автора, который отобрал материал и обработал его в соответствии со своим пониманием, отношением и оценкой. Л.Кайда
Слайд 12

Для анализа композиции художественного текста необходимо уметь: выделять в его структуре

Для анализа композиции художественного текста необходимо уметь: выделять в его структуре

значимые повторы, выявлять семантические переклички, выделять языковые сигналы, определять роль композиционных единиц в составе целого, устанавливать связь повествовательной структуры текста с его внешней композицией. Н.Николина
Слайд 13

Начинать анализ композиции необходимо с опорных точек: кульминации, развязки, сильных позиций

Начинать анализ композиции необходимо с опорных точек: кульминации, развязки, сильных позиций

текста, повторов, противопоставлений, перипетий в судьбе героя, эффектных художественных приёмов и средств. Анализ опорных точек – ключ к пониманию логики композиции. А.Есин
Слайд 14

1.Строфы и стихи. Микротема каждой части. 2.Языковая композиция. Ключевые слова, словесные

1.Строфы и стихи. Микротема каждой части.
2.Языковая композиция. Ключевые слова, словесные ряды.
3.Композиционные

приёмы. Повтор, усиление, антитеза, монтаж.
4.Сильные позиции текста. Название, эпиграф, первое и последнее предложения, рифмы, повторы.

Композиционный анализ поэтического текста

Слайд 15

1.План текста (микротемы), сюжетная схема. 2.Опорные точки композиции. 3.Повторы и противопоставления.

1.План текста (микротемы), сюжетная схема.
2.Опорные точки композиции.
3.Повторы и противопоставления.
4.Композиционные приёмы, их

роль.
5.Сильные позиции текста.
6.Языковая композиция. Ключевые слова, словесные ряды.
7.Вид и тип композиции.
8.Роль эпизода в тексте.
9.Система образов персонажей.
10.Смена точек зрения в структуре текста.
11.Временная организация текста.

Композиционный анализ прозаического текста

Слайд 16

1.Внешняя архитектоника. Акты, действия, явления. 2.Развитие действия во времени и в

1.Внешняя архитектоника. Акты, действия, явления.
2.Развитие действия во времени и в пространстве.
3.Роль

элементов сюжета в тексте.
4.Значение ремарок.
5.Принцип группировки персонажей.
6.Сценические и внесценические персонажи.

Композиционный анализ драматического текста

Слайд 17

Что такое эпизод? Предположение о роли эпизода в произведении. Сжатый пересказ

Что такое эпизод?
Предположение о роли эпизода в произведении.
Сжатый пересказ фрагмента.
Место эпизода

в композиции текста. Какие фрагменты до и после? Почему именно здесь?
Место эпизода в сюжете произведения. Экспозиция, завязка, кульминация, развитие действия, развязка, эпилог.
Какие темы, идеи, проблемы текста нашли отражение в этом фрагменте?
Расстановка персонажей в эпизоде. Новое в характерах героев.
Каков предметный мир произведения? Пейзаж, интерьер, портрет. Почему именно в данном эпизоде?

Анализ эпизода прозаического текста

Слайд 18

Мотивы эпизода. Встреча, спор, дорога, сон и т. д. Ассоциации. Библейские,

Мотивы эпизода. Встреча, спор, дорога, сон и т. д. Ассоциации. Библейские, фольклорные,

античные. От чьего имени ведётся повествование? Автор, рассказчик, персонаж. Почему? Организация речи. Повествование, описание, монолог, диалог. Почему? Языковые средства художественной изобразительности. Тропы, фигуры. Вывод. Роль эпизода в произведении. Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде? Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.
Слайд 19

Роль эпизода в тексте. 1.Характерологическая. Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение.

Роль эпизода в тексте. 1.Характерологическая. Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение. 2.Психологическая. Эпизод раскрывает душевное

состояние персонажа. 3.Поворотная. Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев 4.Оценочная. Автор даёт характеристику персонажа или события.
Слайд 20

Создание простого, сложного, цитатного плана. Сжатый пересказ. Мысленная перестановка эпизодов. Сопоставление

Создание простого, сложного, цитатного плана.
Сжатый пересказ.
Мысленная перестановка эпизодов.
Сопоставление эпизодов и образов.
Восстановление

пропущенных звеньев текста.
Обоснование роли эпизода в тексте.
Придумывание своего финала.
Сопоставление сюжета и фабулы.
Составление хронологической схемы.
Обнаружение различных точек зрения.

Методические приёмы обучения композиционному анализу художественного произведения

Слайд 21

Поиск мотивов в тексте. «Карты Проппа»: структура волшебной сказки. «Грамматика фантазии»:

Поиск мотивов в тексте.
«Карты Проппа»: структура волшебной сказки.
«Грамматика фантазии»: приёмы Д.Родари.
Подбор

иллюстраций к эпизодам.
Создание своих рисунков.
Работа с произведением живописи.
Устное словесное рисование.
Принцип группировки действующих лиц.
Расположение сюжетных линий.
Обнаружение сюжетных и внесюжетных элементов.
Принцип членения материала.
Система средств создания образа персонажа.

Ещё приёмы

Слайд 22

Составить цитатный план рассказа. 1.»Когда ещё я не пил слёз из

Составить цитатный план рассказа. 1.»Когда ещё я не пил слёз из чаши

бытия…» (А.Дельвиг). 2.»…ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждёт любви во что бы то ни стало…». 3.»И жаль было своего чувства, этой своей любви…». 4.»…и огонёк в душе погас». 5.»Куда это Ионыч едет?»
Слайд 23

Составить хронологическую схему. 1.Дмитрий Ионыч Старцев. Лошадей не было. 1 год.

Составить хронологическую схему. 1.Дмитрий Ионыч Старцев. Лошадей не было. 1 год. 2.Пара лошадей и

кучер Пантелеймон. 1 день. 3.4 года. 4.Тройка с бубенчиками. Несколько лет. 5.Ионыч. Едет не человек, а языческий бог.
Слайд 24

Герой живёт, когда чувствует, герой не живёт, когда нет чувства. Поэтому

Герой живёт, когда чувствует, герой не живёт, когда нет чувства. Поэтому

годы, когда Ионыч наживал деньги и становился богатым, прошли для него впустую; пропуская их, Чехов тем самым выражает их значение для героя. Целые годы жизни – ничто, а поездка ночью на кладбище, ничего не принёсшая герою, - жизнь, подлинное чувство. В.Линков
Слайд 25

Сопоставить начало и конец каждой главы. 1 глава. Семья Туркиных Дмитрию

Сопоставить начало и конец каждой главы. 1 глава. Семья Туркиных Дмитрию понравилась. 2

глава. Прозаические мысли. 3 глава. Равнодушие. 4 глава. Равнодушие. 5 глава. Туркины всё так же человечны.
Слайд 26

Постепенная эволюция в душе Ионыча выразительно передана концовками главок. Мы видим,

Постепенная эволюция в душе Ионыча выразительно передана концовками главок. Мы видим,

что Чехов не даёт непрерывного описания процесса «оравнодушивания» Ионыча, он намечает своего рода пунктирную поэтическую линию, и каждая концовка главы фиксирует новый момент этого внутреннего процесса. З.Паперный
Слайд 27

Определить вид и тип композиции. Вид – кольцевая. Тип – линейная.

Определить вид и тип композиции. Вид – кольцевая. Тип – линейная.

Слайд 28

Финал рассказа возвращает нас к его началу, где говорится о губернском

Финал рассказа возвращает нас к его началу, где говорится о губернском

городе С. И о «самой образованной и талантливой» семье Туркиных. Кольцевая композиция усиливает ощущение замкнутости жизненного круга, невозможности его преодоления, трагичности жизни, придаёт всей этой грустной истории притчевый характер, поучительный смысл не только для её участников. В.Крючков
Слайд 29

Найдите тематические повторы в 1 и 4 главах. Вера Иосифовна читает

Найдите тематические повторы в 1 и 4 главах. Вера Иосифовна читает свои

романы гостям. Лакей Пава. Шутки Ивана Петровича. Игра Екатерины Ивановны.
Слайд 30

Сопоставьте два свидания во 2 и 4 главах. Найдите повторы на лексическом уровне.

Сопоставьте два свидания во 2 и 4 главах. Найдите повторы на

лексическом уровне.
Слайд 31

Это одна из самых характерных для мира Чехова ситуаций: люди разобщены,

Это одна из самых характерных для мира Чехова ситуаций: люди разобщены,

они живут каждый со своими чувствами, интересами, программами, своими стереотипами. При первом объяснении она категорична, он неуверен, при последнем их свидании категоричен он, она же робка, несмела, неуверенна. Но, увы, происходит лишь смена программ, запрограммированность же, повторяемость остаются. В.Катаев
Слайд 32

Эпизод «На кладбище». Постройте словесные ряды мотивов.

Эпизод «На кладбище». Постройте словесные ряды мотивов.

Слайд 33

В главах первой и второй всё как бы покрыто лёгким покровом

В главах первой и второй всё как бы покрыто лёгким покровом

поэзии, это веяние крепнет и растёт, в сцене на кладбище достигает своего апогея. Тут конец «поэзии», и с главы третьей идёт уже сплошная «проза». Всё вместе представляет собой музыкальную композицию. Робкая «поэзия», прозябающая в душе сухой и прозаической, её лебединая песня – на кладбище. А рядом всесильная, всепоглощающая, торжествующая «проза» жизни. Д.Овсянико-Куликовский
Слайд 34

Назовите композиционные приёмы. Повтор. Монтаж.

Назовите композиционные приёмы. Повтор. Монтаж.

Слайд 35

Одинокая, деловая жизнь, не согретая ни любовью, ни дружбою, без каких

Одинокая, деловая жизнь, не согретая ни любовью, ни дружбою, без каких

бы то ни было нравственных связей с людьми – вот жестокий удел таких натур, как Старцев. Нормально ли это? Вполне нормально – для того уклада, который существует повсюду в цивилизованном мире. Страсть к наживе, деловитость, способность к труду – не из любви к самому труду, а исключительно ради обогащения – разве это не характерно, не типично, разве это не настоящая, современная рутина? Д.Овсянико-Куликовский