Леди осень

Содержание

Слайд 2

Одной из сил, вдохновляющих поэтов, является природное начало, заставляющее нас увидеть


Одной из сил, вдохновляющих поэтов, является природное начало, заставляющее

нас увидеть божественное провидение в изменениях природы от сезона к сезону, в ее капризах и благословенных дарах, в ее дремучести и девственной красоте, в ее необъятности и непостижимой разумности. И коль скоро мы сами являемся частью природы, то и природа становится неотъемлемой частью духовного творчества человека.
Слайд 3

«Осень подходит. Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет

«Осень подходит. Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно

крепнет – пора моих литературных трудов настанет…»
Александр Сергеевич Пушкин восторгается видом русской природы, ее осенней пышностью и красотой, воспринимаемой им как знамение вечно обновляемой жизни.

Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837)

Слайд 4

Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день,

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов

таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Слайд 5

Природа для Тютчева — храм. Но не мертвый, созданный из камня

Природа для Тютчева — храм. Но не мертвый, созданный из

камня руками человека, а полный жизни, естественный и одухотворенный.
У Тютчева нет «мертвой природы» — она всегда полна движения, на первый взгляд незаметного, но на самом деле непрерывного, почти вечного. И Тютчев преклоняется перед этим движением жизни, благодаря которому, может быть, существует человек.

Федор Иванович Тютчев (1803 - 1873)

Слайд 6

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как

бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серн гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,—
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Слайд 7

Стихи Фета говорят о том, что он любит землю и все,

Стихи Фета говорят о том, что он любит землю и

все, что живет на ней. Он воспевал красоту, переполненный восторгом от ее созерцания. В этом, он считал смысл поэзии: сохранить красоту, сделать вечным то, что в любой момент может умереть…

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 - 1892)

Слайд 8

Ласточки пропали, А вчера зарей Все грачи летали Да как сеть

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть

мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно…
Слайд 9

Стихи Жуковского возникают как легкое дуновение ветерка, прикоснувшегося к чутким струнам.

Стихи Жуковского возникают как легкое дуновение ветерка, прикоснувшегося к чутким

струнам. Они живут полутонами и нюансами, в них таится, по определению Пушкина, «пленительная сладость». Акварельно – тонкие, проникнутые чувством картины природы, горестные восклицания, полные жалобы и грусти элегии – все подчинено у Жуковского этому общему настроению.

Василий Андреевич Жуковский (1783 - 1852)

Слайд 10

Птичка летает, Птичка играет, Птичка поет; Птичка летала, Птичка играла, Птички

Птичка летает,
Птичка играет,
Птичка поет;
Птичка летала,
Птичка играла,
Птички уж нет!
Где же ты, птичка?
Где

ты, певичка?
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты;
Там и поешь ты
Песню свою.
Слайд 11

В стихотворениях Лермонтова про осень воспроизведены основные детали пейзажа: тут и

В стихотворениях Лермонтова про осень воспроизведены основные детали пейзажа: тут

и пожелтевшие листья, и мрачная зелень елей, и туман, сквозь который проглядывает тусклый месяц, и воспоминание о летнем многоцветье, и сожаление об ушедшей весне с ее радостями. В сущности это описание того чувства утраты, которое охватывает человека поздней осенью при созерцании увядающей природы.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841 )

Слайд 12

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд. А за прудом село дымится

Зеленой сетью трав подернут спящий
пруд.
А за прудом село дымится –

и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
Слайд 13

Стихотворения Некрасова, в которых идет речь о природе, необыкновенно легки, они

Стихотворения Некрасова, в которых идет речь о природе, необыкновенно легки,

они написаны как бы на вдохе, оптимистичны и сильны своим оптимизмом. Для Некрасова природа — это одушевленный предмет, это друг и мать, это то непреходящее, доброе, что вселяет в поэта надежду в будущее, вдохновляет его, поддерживает в трудную минуту.

Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 1877 )

Слайд 14

Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес, Ель надломленная стонет,

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный

лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
Слайд 15

Для поэзии Майкова характерна ситуация прогулки - вольного, открытого, нецеленаправленного общения

Для поэзии Майкова характерна ситуация прогулки - вольного, открытого, нецеленаправленного

общения лирического героя с природой. В целом Майков тяготеет к идиллическому, умиротворенному пейзажу, но далеко не идеально-условному: его идиллии из жизни природы (например, "Рыбная ловля") насыщены такими реалистическими подробностями, которые по уровню своей вещественной конкретности превосходят пейзажи предшественников.

Аполлон Николаевич Майков (1821 - 1897 )

Слайд 16

Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят: «Все

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все

гибнет! ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой прошел!»
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
Слайд 17

Бунин рисовал пейзажи и в прозе, и в стихах. И все

Бунин рисовал пейзажи и в прозе, и в стихах. И все

они красочны, переполнены звуками, запахами, насыщены красками, движением. И в каждое свое творение Бунин, как любой художник, вкладывает глубокий философский смысл. В палитре поэта очень много ярких красок, нежных тонов. Но они не режут глаз, а в сочетании дают очень приятную цветовую гамму. Как приятно смотреть на березки, которые «желтою резьбой блестят в лазури голубой»! Как спокойно становится на душе при созерцании такой картины!

Иван Алексеевич Бунин (1870- 1953 )

Слайд 18

Лес точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит

Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы

желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Слайд 19

Рисуя природу, поэт вводит в рассказ описание человеческого быта, праздников, которые

Рисуя природу, поэт вводит в рассказ описание человеческого быта, праздников,

которые так или иначе связаны с животным и растительным миром. Есенин как бы переплетает эти два мира, создает один гармоничный и взаимопроникающий мир. Он часто прибегает к приему олицетворения. Природа - это не застывший пейзажный фон: она горячо реагирует на судьбы людей , события истории. Она любимый герой поэта.

Сергей Александрович Есенин (1895- 1925 )

Слайд 20

Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини

горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось…