Лирика Фета А.А

Содержание

Слайд 2

А.А.Фет Два мира властвуют от века, Два равноправных бытия: Один объемлет

А.А.Фет

Два мира властвуют от века,
Два равноправных бытия:
Один объемлет человека,
Другой –

душа и мысль моя…
Слайд 3

Фет назначении поэзии. Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами

Фет назначении поэзии.

Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной

подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
Слайд 4

Фет назначении поэзии. Поэт снимает с человека гнетущее ярмо земных страстей,

Фет назначении поэзии.

Поэт снимает с человека гнетущее ярмо земных страстей, давая

«жизни вздох», усиливая «бой бестрепетных сердец». Поэзия рвется к горнему от земного, ее судьба не снисходить, а возвышать. Фетовская поэзия зовет «смертных взоры» на «синеву небес». Ведущим мотивом его поэзии является тема полета: мечты в его стихах «роятся и летят», он чувствует в минуту вдохновенья, как «растут и тотчас в небо унесут» его «раскинутые крылья».
Слайд 5

Большим поэтом сделала А.Фета прежде всего любовь к природе, умение видеть

Большим поэтом сделала А.Фета прежде всего любовь к природе, умение видеть

и чувствовать её красоту. Фет писал: «Поэт тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит».
Жанр, в котором Фет воссоздавал картины природы, можно назвать жанром лирической миниатюры. Восторг поэта вызывает не экзотическая природа южных стран, а простые русские картины, которые под пером Фета приобретают особую поэтичность, в то же время сохраняя поразительную точность при передаче конкретных деталей.
Слайд 6

Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что

Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим

светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью
Как вчера, пришёл я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь – но только песня зреет.

"Я пришёл к тебе с приветом..."

Слайд 7

"Я пришёл к тебе с приветом..." Это стихотворение – восторженный призыв

"Я пришёл к тебе с приветом..."

Это стихотворение – восторженный призыв

порадоваться торжеству природы и жизни. Картины природы гармонируют с приподнятым настроением героя, который жаждет поделиться радостью со своей любимой.
Слайд 8

"Это утро, радость эта..." Это утро, радость эта, Эта мощь и

"Это утро, радость эта..."

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня

и света,
Этот синий свод,
Эти стаи, эти птицы,
Этот крик и вереницы,
Этот говор вод,
Эти нивы и берёзы,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – весна.
Слайд 9

"Это утро, радость эта..." Стихотворение составлено из назывных предложений, объединённых анафорой.

"Это утро, радость эта..."

Стихотворение составлено из назывных предложений, объединённых анафорой.

В заключении – как выдох: «Это всё – весна». Поэт начинает с утра, проходит через день – до вечера, до ночи. Существо поэта впитывает в себя все явления жизни: он видит небо и землю, слышит звуки весны («крик», «говор вод», «вздох ночных селений»), ощущает прохладу и жар, нежность первого листа на берёзе («…Этот пух – не лист…»).
В целом эта лирическая миниатюра создаёт ощущение, что поэту дорог каждый миг весны, что он не устаёт наслаждаться и восхищаться жизнью.
Слайд 10

В конце 19 века во Франции – в живописи – стал

В конце 19 века во Франции – в живописи – стал

популярен импрессионизм.
Импрессионизм – направление в искусстве последней трети 19 – начала 20 века, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлевать мир в его подвижности и изменчивости, передавать свои мимолетные впечатления. Наиболее известные французские импрессионисты Эдуард Мане, Огюст Ренуар. Среди русских живописцев - К.А.Коровин, И.Э.Грабарь.

Э.Мане «Сирень в стекле»

Слайд 11

Фета можно назвать одним из первых импрессионистов в поэзии: он всегда

Фета можно назвать одним из первых импрессионистов в поэзии: он всегда

стремился передать мгновенное впечатление от картин природы. Фет отмечал: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление»

К.А.Коровин «Сирень»

Слайд 12

Если сравнить пейзажные зарисовки Фета с картинами импрессионистов, то обнаружим много

Если сравнить пейзажные зарисовки Фета с картинами импрессионистов, то обнаружим много

общего: то же стремление художника обыкновенное показать необычно. У Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона. Поэт видит в природе то, что не замечают другие: он благоговеет перед печальной берёзой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину.

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Теплом озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена –
И над душою каждою
Проносится весна.

И.Грабарь «Февральская лазурь»

Слайд 13

"Какая грусть! Конец аллеи..." Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра

"Какая грусть! Конец аллеи..."

Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез

в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
На небе ни клочка лазури,
В степи всё гладко, всё бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.
И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.
А всё надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай.
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,
Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста,-
И посвященным только зримо
Цветёт весна и красота
Слайд 14

"Какая грусть! Конец аллеи..." Перед нами мастерски нарисована картина зимней бури

"Какая грусть! Конец аллеи..."

Перед нами мастерски нарисована картина зимней бури

с её позёмкой, тучами и ветром. Лишь одно живое существо – ворон – пытается сопротивляться ветру. Состояние души лирического героя соответствует зимней непогоде ( «И на душе не рассветает»). Дума засыпает, но надежда тлеет…
Фет считал, что подлинный мир счастья есть только в природе – и в душе человека. «Родной край» - это край юной души, надежды и радости жизни. Вход в этот край доступен только посвященным:
…И посвящённым только зримо
Цветёт весна и красота.
Слайд 15

"Учись у них - у дуба, у берёзы" Природа помогает решать

"Учись у них - у дуба, у берёзы"

Природа помогает решать

загадки, тайны человеческого бытия. Через природу Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В этом смысле характерно стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы» :

Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Её промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Человек глядится в природу и познает свои законы и возможности. Природа – мудрый советчик человека и лучший его наставник.

Слайд 16

"Целый мир от красоты" Целый мир от красоты, От велика и

"Целый мир от красоты"

Целый мир от красоты,
От велика и до

мала.
И напрасно ищешь ты
Отыскать её начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно

Вероятно, Фет видел в природе то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни, в сфере человеческих отношений. Он остался верен своей Музе – изящной по форме, восторженной по чувству, философской по смыслу.

Слайд 17

Бабочка Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат

Бабочка
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его

живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот - дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
<1884>