М.А. Булгаков. Роман Мастер и маргарита. История создания романа, особенности жанра и композиции

Содержание

Слайд 2

Последний закатный роман. М. Булгаков … Ваш роман принесет вам еще сюрпризы М. Булгаков

Последний закатный роман.
М. Булгаков

… Ваш роман принесет вам еще сюрпризы
М. Булгаков

Слайд 3

История создания романа 1928 Замысел 1929 Начало работы 1928 – 1938

История создания романа

1928
Замысел

1929
Начало работы

1928 – 1938
8 редакций

Первоначально
роман о Дьяволе,
без

Мастера и
Маргариты

1930
сжёг
рукопись

1931 – 1932
Продолжение работы,
появление образов
Мастера и Маргариты

1936
Заключительная
глава

1936
Название романа

1940
Редактирование ,
переписывание

Опубликован впервые в журнале «Москва» в 1966 – 1967 годах

Слайд 4

НАЗВАНИЯ РОМАНА В 1-ой редакции роман был, в основном, о дьяволе

НАЗВАНИЯ РОМАНА

В 1-ой редакции роман был, в основном, о дьяволе и

имел несколько названий:
«Черный маг»
«Копыто инженера»,
«Гастроль Воланда»

Редакция 1931 г. имела название «Консультант с копытом»

Редакция 1937 – 1940 г.г. первоначально называлась «Князь Тьмы»

Слайд 5

Время и пространство ( хронотоп ) Реальное Москва 20 – 30

Время и пространство ( хронотоп )

Реальное
Москва
20 – 30 годы
ХХ века

Библейское


(мифологическое)
Ершалаим
1 год н.э.

Фантастическое
Перемещение
во времени и
Пространстве
(Воланд и его свита)

Слайд 6

Композиция романа Многоплановая (современность, мифология, фантастика) Принцип зеркального отражения – «роман

Композиция романа

Многоплановая (современность, мифология, фантастика)
Принцип зеркального отражения – «роман

в романе»
Система внутренних соответствий (события библейские – современным, географические места, погодные условия, система исторических прототипов, временные рамки событий)
Система сюжетных двойников
Пейзаж (образы – символы)
Слайд 7

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» Меннипея – жанр,

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Меннипея – жанр,

для которого характерно смещение и смешение пространственных, временных и психологических планов произведения, сочетание конкретно-бытовой предметности с гротеском и фантастикой, стилистическая разноплановость.

Роман-миф – жанр, для которого характерны
многомерность (взаимодействие нескольких
миров),
система символов,
система двойников,
идея реальной мифологичности.

Слайд 8

Герои романа

Герои романа

Слайд 9

Мастер и Маргарита Рисунки Нади Рушевой

Мастер и Маргарита

Рисунки Нади Рушевой

Слайд 10

Мастер

Мастер

Слайд 11

Надя Рушева

Надя Рушева

Слайд 12

МАРГАРИТА

МАРГАРИТА

Слайд 13

Маргарита – ведьма Рисунок Нади Рушевой

Маргарита – ведьма

Рисунок Нади Рушевой

Слайд 14

Маргарита

Маргарита

Слайд 15

Понтий Пилат «…двенадцать тысяч лун за одну когда – то …»

Понтий Пилат

«…двенадцать тысяч лун за одну когда – то …»

Слайд 16

Пилат и Иешуа Надя Рушева

Пилат и Иешуа

Надя Рушева

Слайд 17

Воланд и его свита

Воланд и его свита

Слайд 18

Князь тьмы

Князь тьмы

Слайд 19

Однажды на Патриарших…

Однажды на Патриарших…

Слайд 20

Кот Бегемот

Кот Бегемот

Слайд 21

Азазелло

Азазелло

Слайд 22

Азазелло и Маргарита

Азазелло и Маргарита

Слайд 23

За мной, мой читатель…

За мной, мой читатель…

Слайд 24

Последний полёт

Последний полёт