Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова

Содержание

Слайд 2

«Одиночество - естественное убежище всех мыслей: оно вдохновляет всех поэтов, оно

«Одиночество - естественное убежище всех мыслей: оно вдохновляет всех поэтов, оно

создаёт артистов, оно воодушевляет гениев».
Ж. Лакордер
Слайд 3

Цель работы Изучение поэтического и духовного наследия великого русского поэта Лермонтова

Цель работы

Изучение поэтического и духовного наследия великого русского поэта Лермонтова

на примере ряда произведений, объединенных темой одиночества.
Слайд 4

Задачи работы раскрыть основные мотивы и причины, способствующие возникновению чувства одиночества

Задачи работы

раскрыть основные мотивы и причины, способствующие возникновению чувства одиночества в

душе М. Ю. Лермонтова;
понять смысл мотива одиночества в лирике поэта;
выявить основные образы и символы, через которые автор выражает этот мотив;
проследить тему одиночества на протяжении всего творчества поэта.
Слайд 5

Мотив одиночества в лирике Лермонтова План 1Истоки мотива одиночества 2Лирический герой

Мотив одиночества в лирике Лермонтова
План
1Истоки мотива одиночества
2Лирический герой и общество: осознание

одиночества
3Мотивы одиночества в любовной лирике
4Мотив одиночества в пейзажной лирике
Слайд 6

Автопортрет выполнен самим поэтом на Кавказе и предназначался любимой женщине —

Автопортрет выполнен самим поэтом на Кавказе и предназначался любимой женщине

— В.А. Лопухиной (Бахметьевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию.
Автопортрет, в котором поэт запечатлел собственное представление о себе, выразил свою затаенную думу, печаль и скрытый трагизм, передал душевную мягкость и доброту, — одно из самых значительных явлений лермонтовской иконографии.
Слайд 7

Причина одиночества поэта тяжелое положение в николаевской России: Прощай, немытая Россия,

Причина одиночества поэта

тяжелое положение в николаевской России:
Прощай, немытая Россия,


Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
сложные отношения в семье:
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть…
личные качества поэта:
Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
.
Слайд 8

Таблица произведений М. Ю. Лермонтова, в которых встречается мотив одиночества

Таблица произведений М. Ю. Лермонтова,
в которых встречается мотив одиночества

Слайд 9

Сопоставительная таблица произведений, в которых встречается мотив одиночества, и жизненных ситуаций М. Ю. Лермонтова

Сопоставительная таблица произведений, в которых встречается мотив одиночества, и жизненных ситуаций М.

Ю. Лермонтова
Слайд 10

Говоря о лирике Лермонтова, можно выделить ряд основных мотивов: любви, смерти,

Говоря о лирике Лермонтова, можно выделить ряд основных мотивов: любви, смерти,

борьбы, Родины, вольности … Однако именно мотив одиночества в лирике Лермонтова становится центральным и именно на него приходится огромная доля стихотворений, начиная от ранних произведений, например: «Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, /Средь бурь пустых томится юность наша…» («Монолог» 1829 г.) и заканчивая лирикой последних лет: «И скучно, и грустно, и некому руку подать» («И скучно, и грустно» 1840).
Слайд 11

Истоки мотива одиночества Мотив одиночества появляется в лирике Лермонтова следованию романтическим

Истоки мотива одиночества
Мотив одиночества появляется в лирике Лермонтова следованию романтическим традициям.

Назвать чистым романтиком его нельзя: в его произведениях порою переплетаются романтическая и реалистическая традиция. Он представляет собою, с одной стороны, дальнейшее развитие романтических традиций Жуковского, Баратынского, Пушкина, а с другой стороны – подражание романтизму Байрона.
Слайд 12

Именно от Байрона и появляется у Лермонтова романтический герой, воплощенный во

Именно от Байрона и появляется у Лермонтова романтический герой, воплощенный во

многих стихотворениях. Как и любой романтический герой, он непременно одинок, не понят и отвергнут миром, он стремится к мятежу и единению с природой, а не с людьми:
«… всегда один, Высокой башни мрачный властелин, Он возвещает миру все, но сам – Сам чужд всему, земле и небесам» (1831).
Лирический герой Байрона наполнен презрением к сытой и бездушной толпе, он добровольно отгораживается от нее и не стремится ни к каким-либо материальным ценностям и, тем более, моральным компромиссам. Подражая ему, ранний Лермонтов выводит в своих стихотворениях похожего героя-изгнанника, мечтающего уединиться, отказаться от мира, поскольку для него «весь мир и пуст и скучен»:
«О! Если б дни мои текли На лоне сладостном покоя и забвенья, Свободно от сует земли И далеко от светского волненья…» (1829).

Позднее мотив одиночества начинает видоизменяться, отходя от подражательства и превращаясь в нечто, свойственное только Лермонтову. Осознание своей индивидуальности и исключительности, характерное в целом для романтизма, у него доводится до крайности, подчеркивается всеми возможными методами. Даже с Байроном, своим литературным учителем и, в какой-то мере, собратом по одиночеству, Лермонтов больше не желает видеть ничего общего. Приведем в пример общеизвестные стихотворения поэта «Подражание Байрону» и «Нет, я не Байрон». Если в первом Лермонтов обращается к поэту так: «Не смейся, друг, над жертвою страстей, / Венец терновый я сужден влачить» (1830), то во втором уже отчетливо звучит мотив полной индивидуальности: Нет, я не Байрон, я другой,/ Еще неведомый избранник» (1832), и слышится мрачное предсказание собственной судьбы, судьбы, которая представляется его лирическому герою вполне закономерной: «Я раньше начал, кончу ране, / Мой ум немного совершит…» (1832).

Слайд 13

Лирический герой и общество: осознание одиночества Герой Лермонтова противопоставлен обществу ,

Лирический герой и общество: осознание одиночества

Герой Лермонтова противопоставлен обществу , поэтому

рассматривает его через призму скептицизма и недоверия, если он и приближается к нему порой, желая «с шумной быть толпою», то только для того, чтобы после сделать неутешительные выводы: в каждом видно «глупого льстеца» и «Иуду», и оттого «А потрудитесь рассмотреть – /Все веселее умереть» (“Что толку жить!.. Без приключений”). Разумеется, такое общество не может удовлетворить героя и, напротив, подталкивает его к резкой критике. «Образы бездушные людей», «приличьем стянутые маски», – поэт не скупится на нелестные характеристики, стараясь как можно больше подчеркнуть свое желание «смутить веселость их, / И дерзко бросить им в глаза железный стих, /Облитый горечью и злостью!..» (“Как часто, пестрою толпою окружен”). Неудивительно, что почти во всей лирике, посвященной взаимоотношениям «поэта и толпы», человека и общества, звучит горькое разочарование и осознание своего абсолютного одиночества. Нигде нет никого равного поэту и оттого он «печально» глядит на нынешнее поколение: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, / Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви» – сетует Лермонтов и заключает: никакой памяти не останется у потомков, все, в том числе и он сам, будет осмеяно и забыто: «Над миром мы пройдем без шума и следа» (Дума). И в смерти, и в жизни, и в толпе, и наедине сам с собою герой Лермонтова одинок.
Слайд 14

Мотивы одиночества в любовной лирике Мотив одиночества и любви тесно переплетены

Мотивы одиночества в любовной лирике

Мотив одиночества и любви тесно переплетены между

собой, у автора мы встречаем немало любовной лирики, но в основном она посвящена разочарованиям и неудачам.
В повседневной жизни Лермонтов прославился как скептик и, в частности, любил развлекать себя тем, что расстраивал чужие браки: объяснялся будущей невесте в любви и уговаривал расторгнуть помолвку ради него, после чего хладнокровно ее оставлял. «Пускай она поплачет… / Ей ничего не значит!» («Завещание») – это представление женщины равнодушной, с «пустым сердцем», характерно для его лирики, и, разумеется, такая любовь не может спасти от одиночества, она лишь усугубляет его. Поэт и в любви остается непонятым, и это ярко видно на примере стихотворения «Благодарю», где он с горькой иронией благодарит любимую женщину за все обиды, причиненные ему:
«Хоть ты страстей моих не поняла, Но за твое притворное вниманье Благодарю!» (1830).
Итак, испытание любовью подводит нас к новым аспектам мотива одиночества в творчестве писателя. Лирический герой привык «не открывать свои желанья» («В альбом»), винит судьбу в том, что любимая «скоро изменила» («Не ты, но судьба виновата была») и приходит к закономерному грустному выводу:
«Никто, никто, никто не усладил В изгнаньи сем тоски мятежной! Любить? – три раза я любил, Любил три раза безнадежно» («Никто, никто, никто не усладил» 1830).
Слайд 15

Мотив одиночества в пейзажной лирике Выражается мотив одиночества через описания природы.

Мотив одиночества в пейзажной лирике

Выражается мотив одиночества через описания природы. У

Лермонтова во многих стихотворениях мы встречаем романтический пейзаж, это может быть бушующая морская стихия, пустыня, куда испокон веков удаляются отшельники-одиночки или же гроза, близкая мятежной душе романтического героя, что мы видим, например, в «Мцыри»:
«О, я как брат, обняться с бурей был бы рад».
Автор использует параллелизм, сравнивая чувства человека со скитаниями дубового листка, оторванного от ветки:
«Один и без цели по свету ношуся давно я» («Дубовый листок оторвался от ветки родимой» 1841)
или предоставляет читателю самому построить параллели (стихотворения «Утес», «Тучи», «На севере диком». В поздней лирике изображение природы сменяется на более спокойное, нежное, однако за кажущейся гармонией все равно скрывается смятенность человеческой души, оставшейся один на один с миром природы :«Выхожу один я на дорогу»: «Спит земля в сиянье голубом. / Что же мне так больно и так трудно?».
Слайд 16

Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Что ищет он в

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в краю далеком?
Что

кинул он в краю родном?
Слайд 17

Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрипит… Увы, он

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы, он счастия не

ищет,
И не от счастия бежит!
Слайд 18

Заголовок слайда Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца

Заголовок слайда

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он,

мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Слайд 19

Анализ стихотворения «Парус» Когда было написано стихотворение? Какова тема произведения? Какова

Анализ стихотворения «Парус»
Когда было написано стихотворение?
Какова тема произведения?
Какова

композиция «Паруса»?
Какая из трех картин, по-вашему, самая яркая?
Для чего автор использует контраст пейзажей?
Найдите выразительные средства языка, рисующие драматическую судьбу паруса.
Для чего автор использует прием инверсии: «Белеет парус одинокий»?
Почему автор в конце стихотворения изменил эпитет к слову «парус» «одинокий» на «мятежный»?
Какое символическое значение имеет слово «одинокий»?
Слайд 20

«Листок»(1841) Один и без цели по свету ношуся давно я, Засох

«Листок»(1841)
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я

без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных.
Можно ли выделить в стихотворении «Листок» сюжет?
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Слайд 21

...Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит,

...Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И

тихонько плачет он в пустыне.
Что символизируют образы
тучки и утеса?
Какой скрытый смысл содержит
в себе стихотворение?
Чем, на ваш взгляд, привлекло
это произведение художников?

«Утес»(1841)

Слайд 22

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я

же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Что вы можете сказать о дате написания, какой этап в жизни поэта описывает стихотворение?
Определите основную мысль и идею произведения.
Какими чувствами проникнуто стихотворение?

Слайд 23

Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня

внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

Какие основные темы поэта объединяет в себе последнее стихотворение»Выхожу один я на дорогу», написанное Лермонтовым за несколько дней до дуэли?
Как лермонтовские пейзажи помогают понять чувства лирического героя?
Какие это чувства?