Н.С.Лесков «Очарованный странник»

Содержание

Слайд 2

В предисловии к знаменитому циклу произведений под общим названием «Праведники» Лесков

В предисловии к знаменитому циклу произведений под общим названием «Праведники» Лесков воспроизводит спор

с Писемским, высказывая свой взгляд на литературу:

По-вашему, небось, все надо хороших писать, — [якобы говорит Писемский], — а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.Это у вас болезнь зрения.Может быть, но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости, не вижу.

Слайд 3

Мною овладело от его слов лютое беспокойство. «Как, — думал я,

      Мною овладело от его слов лютое беспокойство. «Как, — думал я, — неужто в самом

деле ни в моей, ни в его, ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, — одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет и в моей, и в твоей душе, мой читатель.
Слайд 4

Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать

      Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокаиваться,

доколе не найду хотя бы то небольшое число трех праведных, — без которых нет граду стояния. Куда я ни обращался, кого ни спрашивал, — все отвечали мне, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, — или неправедны, — все это надо собрать и потом разобрать, что тут возвышается над чертой простой нравственности и поэтому «свято господу».
Слайд 5

“Найти хотя бы то небольшое число трех праведных, без которых “несть граду стояния”. Н.С.Лесков

“Найти хотя бы то небольшое число трех праведных, без которых “несть

граду стояния”. Н.С.Лесков
Слайд 6

В.М.Васнецов «Богатыри»

В.М.Васнецов «Богатыри»

Слайд 7

И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» 1880-1891

И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» 1880-1891

Слайд 8

Из дневника жены Л.Н.Толстого Софьи Андреевны от 14 февраля 1870 года:

Из дневника жены Л.Н.Толстого Софьи Андреевны от 14 февраля 1870 года:

“Сказки

и былины приводили его (Л.Н.Толстого) в восторг. Сказки и типы, как например, Илья Муромец, Алеша Попович и другие, наводили на мысль написать роман и взять характеры русских богатырей для этого романа. Особенно ему нравился Илья Муромец”. Несколько месяцев спустя Софья Андреевна записывает: “Была мысль написать о путешествующем по России человеке”.
Слайд 9

Л.Н.Толстой этот замысел не осуществил, а повесть о странствующем мужике, напоминающем

Л.Н.Толстой этот замысел не осуществил, а повесть о странствующем мужике, напоминающем

Илью Муромца, написал в 1873 году Н.С.Лесков.

“Очарованный странник” – это повесть, вошедшая в цикл рассказов Н.Лескова о русских праведниках. В предисловии к этому циклу он писал, объясняя свой замысел: “Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью…и пошел я искать праведных…, но куда я ни обращался, кого не спрашивал – все отвечали, …что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей знавали. Я и стал это записывать”.

Слайд 10

…Всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и

…Всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и

кругом себя. Н.Лесков

“Так просто добряк, или помешался, или взаправду предсказатель”, т.е. кто он, очарованный странник?

Слайд 11

«…Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения

«…Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения вообще

не достигаются без некоторых „падений“, вечное оплакивание подлинными и удостоверенными „праведниками“ „грехов своих“ — не есть только присказка и не есть уничижение „паче гордости“, а есть плач о подлинных, настоящих грехах. Праведники наибольшие суть те, которые согрешили. Тогда их слово исполнится огнем правды, а сердце источается в любви к слабому, „братскому“ в грехе».
В.Розанов (русский философ)
Слайд 12

Ключевые эпизоды жизни Ивана Флягина: Крепостной форейтор. Побег. В разбойниках и

Ключевые эпизоды жизни Ивана Флягина:

Крепостной форейтор. Побег.
В разбойниках и «няньках».
Поединок.
Плен.
Возвращение на родину. Конэсер.
Любовь.
Под чужим

именем.
Монастырь. Прозрение.
Слайд 13

Образ Ивана Флягина

Образ Ивана Флягина

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Образ Ивана Флягина Характерные черты: Бездумность Слепой азарт Сила молодости Смелость

Образ Ивана Флягина

Характерные черты:
Бездумность
Слепой азарт
Сила молодости
Смелость
Наивность
Смекалка
Доброта
Любовь
живучесть

Духовный рост
Отсутствие внутренних нравственных законов

(дух спит)
Пробуждение духа
Осознание грехов
Проповедь Николая Чудотворца и Христа
Борение плоти и духа
праведность
Слайд 19

Какой идейный смысл заключен в слове «очарованный»? Чем же очаровывается Флягин, артист и художник в душе?

Какой идейный смысл заключен в слове «очарованный»? Чем же очаровывается Флягин, артист и художник

в душе?