Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума

Содержание

Слайд 2

Чацкий – главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». ...Чацкий

Чацкий – главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».  ...Чацкий начинает

новый век и в этом все его значение и весь «ум». (И. А. Гончаров)

Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии «Горе от ума». Как указывает сам Грибоедов, Чацкий находится в «противоречии» с московским обществом». Больше того, это единственный «здравомыслящий человек» на «25 глупцов» в произведении.

Слайд 3

Чацкий – проповедник новых идей: взгляд героя на современную ему эпоху

Чацкий – проповедник новых идей:   взгляд героя на современную ему эпоху

В комедии

автор высмеивает и осуждает ряд образов: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Но всем этим героям противостоит главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Он получил хорошее образование, обладал блестящим умом. Это честный, открытый человек. В лице Чацкого автор изобразил прогрессивного человека своего времени, чьи взгляды выше тех проблем, которыми живет фамусовская Москва. Придя в дом Фамусова исключительно из-за Софьи, которую герой, несмотря на прошествие многих лет, любит, Александр Андреевич не может примириться с образом жизни и мыслями московского общества. Чацкий спорит с главными представителями «века минувшего» в комедии, что и отражается в его монологах.      Здесь герой выступает как горячий проповедник новых идей. Он один выступает против этого общества, начиная борьбу за новую жизнь и за свою любовь. Чацкий спорит с Фамусовым по поводу образа жизни. На все советы брать пример с отцов Чацкий отвечает:
  « Служить бы рад, прислуживаться тошно.»
Слайд 4

Отношение Чацкого к госслужбе Александра Андреевича возмущает, что служба перестала быть

Отношение Чацкого к госслужбе

Александра Андреевича возмущает, что служба перестала быть благородной.

Она превратилась в прислуживание лицам, а не делу, чинопочитание, бюрократизм, холопскую подчиненность.      
Слайд 5

Осуждение героем культа «чужого мнения» в московском обществе В монологе Чацкого

Осуждение героем культа «чужого мнения» в московском обществе

В монологе Чацкого «А

судьи кто» высмеивается всеобщая увлеченность военным мундиром. Здесь герой с возмущением говорит, что строгие ценители и судьи, дожившие до седин, отрицая и пресекая в молодежи любовь к наукам и искусствам, понимают и поощряют только одну страсть — к мундиру, то есть к муштре, отсутствию собственных мыслей, самостоятельной жизненной позиции.      На мой взгляд, Чацкий в комедии выступает как бунтарь-одиночка, наивно полагающий, что «век нынешний» уже сделал свои завоевания:       «Хоть есть охотники поподличать везде,      Да нынче смех страшит и держит стыд в узде»
Слайд 6

эволюция образа Чацкого на протяжении комедии – от молодого романтика до

эволюция образа Чацкого на протяжении комедии – от молодого романтика до

разочарованного безумца 

В первых сценах комедии Чацкий выступает как мечтатель, романтик. Он верит в возможность нравственного перевоспитания погрязшего в пороках общества. Потому, как мне кажется, герой вступает в спор с Фамусовым, адресуется со своими обличениями к Скалозубу, раскрывает перед Софьей мир своих чувств и переживаний.      Однако иллюзии Чацкого вскоре рассеиваются – герой сталкивается с мыслями и взглядами Скалозуба и Молчалина. Эти люди, столь желанные в доме Фамусова, являются ровесниками Александра Андреевича, но их взгляды и мышление – это «век минувший». 

Слайд 7

Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром фамусовых, молчалиных и скалозубов.

 Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром фамусовых, молчалиных и скалозубов.

Оболганный и оскорбленный обществом, он убеждается в безнадежности своей проповеди. Надежды и мечты Чацкого терпят крушение. Он понимает, что обманывался в своих чувствах.      К финалу комедии интонация и лексика монологов Чацкого резко меняется. Герой полностью избавляется от иллюзий, но не отказывается от убеждений. Гуманист, защитник свободы и независимости личности, Чацкий резко выступает против крепостного права, пропагандирует идею национальной самобытности русского народа, рабской морали москвичей противопоставляет высокое понимание чести, долга, общественной роли личности. 
Слайд 8

Взгляды Чацкого – насущная потребность общества (патриотизм, приоритет долга и чести,

Взгляды Чацкого – насущная потребность общества (патриотизм, приоритет долга и чести,

человеческая порядочность и чувство собственного достоинства ) 

С особой силой живой и мужественный характер героя выявляется в его последнем монологе. «Не образумлюсь», - говорит он Фамусову. Здесь Грибоедов подчеркивает стойкое неприятие прозревшим героем фамусовского мира, его непримиримость с этим миром:
Мечтанья с глаз долой, и спала пелена…
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Таким образом, в финале комедии, разгромленный и подавленный. Чацкий бежит из Москвы. Однако он не меняет своих взглядов и не предает своих убеждений.
Весь круг идей Чацкого сосредоточен на главных для России проблемах: общественный прогресс, социальная и нравственная справедливость, счастье Отечества и народа как условие личного счастья каждого.

Слайд 9

Заключение Остроумный Чацкий высмеивает пороки своего общества, в котором не понимают

Заключение

Остроумный Чацкий высмеивает пороки своего общества, в котором не понимают

его страдания. Нашему герою хочется вылить все, что накопилось у него на душе. Ему хочется поведать свои страдания из-за того, что светское общество преклоняется перед всем иностранным. Он хочет рассказать о том, что должен честно служить отечеству.      В Чацком меня привлекает верность в дружбе, горячая искренность в любви. Он глубоко понял смысл жизни. Чацкий не терпит несправедливость, унижение. Как жаль, что такие люди встречаются редко!