Литература Серебряного века

Содержание

Слайд 2

Период в Русской культуре, который условно определяется временем от начала 90-х

Период в Русской культуре, который условно определяется временем от начала

90-х г.г. XIXв. до 1917 г., называется Серебряным веком или духовным ренессансом. К концу столетия Золотой век русской классики был завершен. Динамика развития общества, вступающего в новый век, толкала творческих и мыслящих людей на интенсивные поиски во всех областях духовной жизни. При всем многообразии течений и группировок в искусстве Серебряного века можно условно выделить три основных направления: символизм, авангард и неоклассицизм.
Слайд 3

Символизм в литературе представлен широко и многогранно. На рубеже веков раскрылось

Символизм в литературе представлен широко и многогранно. На рубеже веков

раскрылось дарование таких выдающихся творцов как В.С.Соловьев, К.Д.Бальмонт, Д.С.Мережковский, Вяч.Иванов, В.Я.Брюсов, А.Белый, А.А.Блок и др.
Слайд 4

К. Д. Бальмонт (1867 – 1942) Полночной порою в болотной глуши

К. Д. Бальмонт (1867 – 1942)
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно,

бесшумно шуршат камыши.
О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
Мелькают, мигают – и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.
Полночной порой камыши шелестят.
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят
В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник…
1895
Слайд 5

А. Белый (1880 – 1934) Эй, помчались! Кони бойко Бьют копытом

А. Белый (1880 – 1934)
Эй, помчались! Кони бойко
Бьют копытом в звонкий

лед;
Разукрашенная тройка
Закружит и унесет.
Солнце, над равниной кроясь,
Зарумянится слегка.
В крупных искрах блещет пояс
Молодого ямщика.
Будет вечер: опояшет
Небо яркий багрянец.
Захохочет и запляшет
Твой валдайский бубенец.
Ляжет скатерть огневая
На холодные снега.
Загорится расписная
Золотистая дуга…
1904
Слайд 6

В. Брюсов (1873 –1924) Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно

В. Брюсов (1873 –1924)
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой

стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне…
1895
Слайд 7

А.А.Блок (1880 – 1921) В соседнем доме окна желты. По вечерам

А.А.Блок (1880 – 1921)
В соседнем доме окна желты.
По вечерам – по

вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене – а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу все с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих повели.
1903
Слайд 8

Ключевым словом поэтического символизма было понятие «символ». Символисты верили в духовную

Ключевым словом поэтического символизма было понятие «символ». Символисты верили в духовную

сущность мироздания, хотя и не исповедовали традиционные христианские взгляды. В их поэзии отразился поиск вечно ускользающей мистической сущности жизни, проблемы соотношения божественного и человеческого, устремленность к тайнам бытия…
Слайд 9

В 1910 г. в русской поэзии появилось новое течение – акмеизм

В 1910 г. в русской поэзии появилось новое течение – акмеизм

(от греч. Akme – высшее выражение чего-либо). Сторонники акмеизма провозгласили в качестве эстетического принципа точность в выражении мыслей, отказ от загадочной многозначности символизма. Акмеистов привлекали образы необычные, экзотические или вынесенные из далекого прошлого. Главным печатным органом нового течения стал журнал «Аполлон». В нем публиковались авторы, входящие в объединение « Цех поэтов». Среди них были: Н.С.Гумилев,
С.М.Городецкий,
А.А.Ахматова,
О.Э.Мандельштам.
Слайд 10

А. А. Ахматова (1889 – 1966) Слава тебе, безысходная боль! Умер

А. А. Ахматова (1889 – 1966)
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый

король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись спокойно сказал:
«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел…
Слайд 11

Н. С. Гумилев (1886 – 1921) Наплывала тень… Догорал камин, Руки

Н. С. Гумилев (1886 – 1921)
Наплывала тень… Догорал камин,
Руки на груди,

он стоял один,
Неподвижный взор устремляя вдаль,
Горько говоря про свою печаль:
« Я пробрался в глубь неизвестных стран,
Восемьдесят дней шел мой караван;
Цепи грозных гор, лес, а иногда
Странные в дали чьи-то города.
И не раз из них в тишине ночной
В лагерь долетал непонятный вой…
1911
Слайд 12

О. Э. Мандельштам ( 1891 – 1938) Я ненавижу свет Однообразных

О. Э. Мандельштам
( 1891 – 1938)
Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
Здравствуй, мой

давний бред, -
Башни стрельчатой рост!
Кружевом камень будь,
И паутиной стань:
Небо пустую грудь
Тонкой иглою рань…
1912
Слайд 13

Ярким течением Серебряного века был авангард ( нетрадиционные направления). Представители авангарда

Ярким течением Серебряного века был авангард ( нетрадиционные направления). Представители авангарда

полагали, что наступивший XX век требует новых подходов к творчеству.
В литературе ( поэзии) авангардные установки наиболее ярко проявились в футуризме – новой форме стихосложения ( от лат. Futurum – будущее). К футуризму примкнули И.Северянин, А.Е.Крученых, В.Хлебников, В.Маяковский, Б.Пастернак.
Слайд 14

В.В.Маяковский (!893 – 1930) Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску

В.В.Маяковский
(!893 – 1930)
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я

показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
1913