- Главная
- Литература
- Особенности творчества Н.С. Гумилева
Содержание
- 2. Идеал Н. Гумилёва символически выражен в облике фантастической героини поэмы «Открытие Америки» – Музы Дальних Странствий.
- 3. Первое стихотворение Гумилева носит романтический характер и рисует устремившегося из «городов в пустыню» лирического героя, которого
- 4. Гумилев больше доверял чувственному восприятию, прежде всего зрительному. Эволюция раннего Гумилева - постепенное закрепление именно этого
- 5. Первый сборник стихов «Путь конквистадоров». Этот юношеский сборник великолепно отражал романтическую настроенность и складывающийся героический характер
- 6. Размер стихотворения «Конквистадор» — пятистопный ямб, который, по мнению В. Я. Брюсова, является одним из богатейших
- 7. В 1908 году Гумилев издает сборник стихов «Романтические цветы». В сборнике стихи, посвященные каирским матросам и
- 8. Произведение относится к любовной лирике поэта и написано в жанре элегии в стилевом выражении амурного сонета.
- 9. В статье «Жизнь стиха» Гумилёв указал на необходимость особой «расстановки слов, повтора гласных и согласных звуков,
- 10. Шел я по улице незнакомой И вдруг услышал вороний грай, И звоны лютни, и дальние громы,
- 12. Скачать презентацию
Идеал Н. Гумилёва символически выражен в облике фантастической героини поэмы «Открытие
Идеал Н. Гумилёва символически выражен в облике фантастической героини поэмы «Открытие
Первое стихотворение Гумилева носит романтический характер и рисует устремившегося из «городов
Первое стихотворение Гумилева носит романтический характер и рисует устремившегося из «городов
Гипербола-"Мой выпил мозг, мне выжег грудь."
Олицетворение-"Свет беспощадный, свет слепой"
Эпитеты-"пламенной душой","Я грешник страшный"
Подробный анализ ст-ния дан Л. Хихадзе: герой отягощен «приметами традиционного рефлексирующего скитальца или изгнанника» русской романтической поэзии; «четко... расставлены нравственные акценты: “есть люди с пламенной душой...”, их “манит и влечет борьба”, и есть отступник, для которого и покой — незаслуженная милость»
Я мог бороться, но как раб,
Позорно струсив, отступил
И, говоря: «Увы, я слаб!» —
Свои стремленья задавил…
Я грешник страшный, я злодей…
Прости, Господь, прости меня.
Душе измученной моей
Прости, раскаянье ценя!..
Есть люди с пламенной душой,
Есть люди с жаждою добра,
Ты им вручи свой стяг святой,
Их манит и влечет борьба.
Меня ж прости!..»
Гумилев больше доверял чувственному восприятию, прежде всего зрительному. Эволюция раннего Гумилева
Гумилев больше доверял чувственному восприятию, прежде всего зрительному. Эволюция раннего Гумилева
У скалистого ущелья…
У скалистого ущелья,
Одинокий я стоял,
Предо мной поток нагорный
И клубился, и сверкал.
Из-за туч, кроваво-красна,
Светит полная луна,
И в волнах потока мутных
Отражается она,
И какие-то виденья
Всё встают передо мной,
То над волнами потока,
То над пропастью глухой.
Ближе, ближе подлетают,
Наконец, — о, страшный вид! —
Пред смущенными очами
Вереница их стоит.
И как вглядываюсь ближе,
Боже, в них я узнаю
Свои прежние мечтанья,
Молодую жизнь свою.
И все прошлые желанья,
И избыток свежих сил,
Всё, что с злобой беспощадной
В нас дух века загубил.
Первый сборник стихов «Путь конквистадоров». Этот юношеский сборник великолепно отражал романтическую
Первый сборник стихов «Путь конквистадоров». Этот юношеский сборник великолепно отражал романтическую
Сонет
Как конквиста́дор в панцире железном,
Я вышел в путь и весело иду,
То отдыхая в радостном саду,
То наклоняясь к пропастям и безднам.
Порою в небе смутном и беззвездном
Растет туман… но я смеюсь и жду,
И верю, как всегда, в мою звезду,
Я, конквистадор в панцире железном.
И если в этом мире не дано
Нам расковать последнее звено,
Пусть смерть приходит, я зову любую!
Я с нею буду биться до конца
И, может быть, рукою мертвеца
Я лилию добуду голубую.
Размер стихотворения «Конквистадор» — пятистопный ямб, который, по мнению В. Я.
Присутствует сравнение, которое стоит в начале первой строфы: «Как конквистадор в панцире железном». Автор сразу даёт красочное, точное определение лирическому герою, сравнивая его с завоевателем.
Метафоры: «панцирь железный», «песня битв», «рукою мертвеца».
Присутствует олицетворение: «растёт туман», «смерть приходит».
В первой и во второй редакциях стихотворения «Конквистадор» в первой строфе присутствует анафора. Присутствует инверсия в обоих вариантах: «как конквистадор в панцире железном, я вышел в путь и весело иду», «как смутно в небе диком и беззвездном», «растёт туман», «и если в этом мире не дано нам расковать последнее звено», «я пропастям и бурям вечный брат», «я лилию добуду голубую».
В первом «Конквистадоре» присутствует риторическое восклицание: «Как смутно в небе диком и беззвездном!»
В стихотворении воспевается мужественный поединок со смертью и неустанное движение к намеченной цели. Герой Гумилева лишен хмурой серьезности, грозной сосредоточенности: он шагает «весело», «смеясь» невзгодам, отдыхая «в радостном саду».
Но в стихотворении обнаруживается и другая тема, в нем открывается его другой план. Гумилев относил к «конквистадорам» и завоевателей, «наполняющих сокровищницу поэзии золотыми слитками и алмазными диадемами». В стихотворении говорится, следовательно, об открытии новых поэтических материков, о мужестве в освоении новых тем, форм, эстетических принципов.
В 1908 году Гумилев издает сборник стихов «Романтические цветы». В сборнике
В 1908 году Гумилев издает сборник стихов «Романтические цветы». В сборнике
Произведение Гумилева сюжетно: описываемые события разворачиваются на фоне экзотической обстановки. В основе композиции поэтического произведения – сопоставление образа “преступной, но пленительной царицы” с крадущейся по могиле гиеной. Поэт натуралистически подробно характеризует образ гиены: “шерсть моя дыбится”, “блещут взоры злыми огоньками”, “носили смерть изогнутые брови”, “запах крови”. В восприятии лирического героя образ жестокой царицы и зловещего хищника – гиены – сливается.
Над тростником медлительного Нила,
Где носятся лишь бабочки да птицы,
Скрывается забытая могила
Преступной, но пленительной царицы.
Ночная мгла несет свои обманы,
Встает луна, как грешная сирена,
Бегут белесоватые туманы,
И из пещеры крадется гиена.
Ее стенанья яростны и грубы,
Ее глаза зловещи и унылы,
И страшны угрожающие зубы
На розоватом мраморе могилы.
«Смотри, луна, влюбленная в безумных,
Смотрите, звезды, стройные виденья,
И темный Нил, владыка вод бесшумных,
И бабочки, и птицы, и растенья.
Смотрите все, как шерсть моя дыбится,
Как блещут взоры злыми огоньками.
Неправда ль, я такая же царица,
Как та, что спит под этими камнями?
Произведение относится к любовной лирике поэта и написано в жанре
Произведение относится к любовной лирике поэта и написано в жанре
В качестве средств художественной выразительности в стихотворении применяются многочисленные метафоры, изображающие загадочность и величественность восточного мира, в которых посредством полета поэтической фантазии автора происходит смешение реального и божественного, фантазийного миров. Использование описания африканского озера, рабов, гор, баобабов сочетается с упоминанием женских жриц и божественных созданий.
Сравнения: как мёртвая смоковница, словно вещь, уносилась я ПТИЦЕЙ.
эпитеты: на таинственном озере, вековых баобабов, робкий ум, сумрачные озёра.
Метафоры: и открылась в сердце дверка, взор мой с каждым часом угасает, и как только день растает.
Олицетворения: шепчет сердце, прыгает солнце, видел только день.
Гипербола: муж мой... перепрыгивал овраги.
Озеро Чад
На таинственном озере Чад
Посреди вековых баобабов
Вырезные фелуки стремят
На заре величавых арабов.
По лесистым его берегам
И в горах, у зеленых подножий,
Поклоняются страшным богам
Девы-жрицы с эбеновой кожей.
Я была женой могучего вождя,
Дочерью властительного Чада,
Я одна во время зимнего дождя
Совершала таинство обряда.
Говорили — на сто миль вокруг
Женщин не было меня светлее,
Я браслетов не снимала с рук.
И янтарь всегда висел на шее.
В статье «Жизнь стиха» Гумилёв указал на необходимость особой «расстановки слов,
В статье «Жизнь стиха» Гумилёв указал на необходимость особой «расстановки слов,
«Тягучие» анапесты в части «Волшебной скрипки» доносят охватившую музыканта усталость. Ямбы первого стихотворения «Капитанов» электризуют энергической интонацией. Сгущение однотипных или контрастных признаков воссоздает конкретную атмосферу разных эпох и стран в «Старом конквистадоре», «Варварах», «Рыцаре с цепью», «Путешествии в Китае. Совершенно удивительны гумилёвские аллитерации: страх падения передает «з-з-з» – «бездонная внизу зияла», певучесть скрипки сочетание «вл» – «владей волшебной». Найденное здесь поэт многообразно разовьет в последующем своем творчестве.
Для достижения художественного эффекта автор использует эпитеты (например, «темный ужас»), сравнения («холод обовьет, как тканью тело») и олицетворения (вечно поющие и плачущие струны), а также оксюморон («счастье, отравляющее миры»).
Шел я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни,
Шел я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни,
Передо мною летел трамвай.
Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.
Мчался он бурей темной, крылатой,
Он заблудился в бездне времен…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон.
Поздно. Уж мы обогнули стену,
Мы проскочили сквозь рощу пальм,
Через Неву, через Нил и Сену
Мы прогремели по трем мостам.
И, промелькнув у оконной рамы,
Бросил нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик, — конечно тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.
Где я? Так томно и так тревожно
Сердце мое стучит в ответ:
Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?
.
Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который можно разделить на смысловые части: рассказ о том, как герой попал на подножку трамвая, описание странного путешествия, рассказ о мёртвых головах и Машеньке. Формально произведение состоит из 15 катренов.Жанр – элегия.Подробнее:Метафоры – «он заблудился в бездне времён», «зоологический сад планет», «за мостом летит на меня всадника длань в железной перчатке». Эпитеты – «огненная дорожка», «пытливый взгляд», «нищий старик», «серый вагон», «напудренная коса», «ветер сладкий» .Сравнения – «лицо, как вымя». Стихотворение «Заблудившийся трамвай» наполнено изобразительно-выразительными средствами. Особое внимание следует уделить эпитетам и метафорам.
«Мчался он бурей» — метафора, усиливающая впечатление лирического героя о путешествии на трамвае.
«Пытливый взгляд» — очень образный эпитет; несмотря на тревожное состояние, лирический герой очень внимателен, он пытается заметить каждую деталь, каждую мелочь.
«Знакомый и сладкий ветер» — эпитет, позволяющий читателям понять отношение автора к городу «всадника в железной перчатке» и Исакия
.