Отражение традиций Домостроя в пьесе Островского Гроза

Содержание

Слайд 2

Содержание: I. Введение. II. Теоретическая часть. 1. Что такое «Домострой». 2.

Содержание:

I. Введение.
II. Теоретическая часть.
1. Что такое «Домострой».
2. Место женщины в

«Домострое».
3. «Темное царство» города Калинова.
4. «Домострой» в семье Кабановых.
5. Жизнь Катерины в семье Кабановых.
III. Заключение.
Слайд 3

Статистика Управление внутренних дел России обнародовало статистику, согласно которой одна российская

Статистика

Управление внутренних дел России обнародовало статистику, согласно которой одна российская женщина

становится жертвой насилия/избиения каждые две секунды.
При счете тысяча один и тысяча два еще одна российская женщина становится жертвой бытового насилия.
Статистика свидетельствует, что 60-75% женщин, потерявших свою жизнь в результате бытового насилия, были убиты после того, как они разорвали отношения с насильником.
Каждый час одна из российских женщин погибает от рук мужа или партнера.
Слайд 4

В драме «Гроза» автор показал дикое, глухое общество уездного города Калинова,

 В драме «Гроза» автор показал дикое, глухое общество уездного города

Калинова, живущее по законам Домостроя, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с калиновскими нормами быта и поведения. 
Слайд 5

Домострой – это свод житейских правил и наставлений. Отражает принципы патриархального

Домострой – это свод житейских правил и наставлений. Отражает принципы патриархального

быта, известен предписанием строгости домашнего уклада.
Слайд 6

Составители «Домостроя» главные добродетели женщины видели в религиозности, полном подчинении мужу,

Составители «Домостроя» главные добродетели женщины видели в религиозности, полном подчинении мужу,

заботе о семье и трудолюбии. По их мнению, именно такая жена – «добрая, трудолюбивая, молчаливая – венец своему мужу».
Слайд 7

В канонических и учительных книгах женщина как будто составляет фон для

В канонических и учительных книгах женщина как будто составляет фон для

жизни мужчины; выступает скорее объектом, а не субъектом действия.
Слайд 8

Образы жителей Калинова

Образы жителей Калинова

Слайд 9

“Гроза” представляет особый интерес для читателей, так как в ней описывается

“Гроза” представляет особый интерес для читателей, так как в ней описывается

не только межличностный конфликт, но и дается достаточно полная характеристика русского купечества середины XIX века. 
Слайд 10

Характер внутрисемейных отношений в дореволюционной России регулировался законом. В соответствии с

Характер внутрисемейных отношений в дореволюционной России регулировался законом. В соответствии

с российским законодательством, женщина находилась в зависимом от мужчины положении. При выходе замуж она принимала звание и сословное положение мужа. Жена была обязана "повиноваться мужу своему как главе семейства", "пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании", оказывать ему "всякое угождение и привязанность аки хозяйка"
Слайд 11

Главной обязанностью жены в семье была организация семейного быта, в то

Главной обязанностью жены в семье была организация семейного быта, в

то время как мужчина был главой семьи, хозяином всего движимого и недвижимого имущества, руководителем торговых операций. При этом зависимость жены от мужа увеличивалась еще и тем, что мужья обычно были значительно старше своих жен.

Зависимому положению женщины во многом также способствовало признание единственной формы брака - церковного, а по нему жена была обязана всюду следовать за своим мужем и могла быть по суду принуждена сделать это. Жена могла получить паспорт только с разрешения мужа. Нарушение супружеской верности могло повлечь тюремное заключение.

Слайд 12

Наши писатели XIX века часто раскрывали неравноправное положение русской женщины. "Доля

Наши писатели XIX века часто раскрывали неравноправное положение русской женщины. "Доля

ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать ",- восклицает Некрасов.
Слайд 13

Домострой в семье Кабановых

Домострой в семье Кабановых

Слайд 14

Образ Катерины В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской

Образ Катерины

В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской

женщины. В XIX веке женщины в России были практически бесправны. Выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни.
Слайд 15

Образ Кабанихи Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) позволяет

Образ Кабанихи

Образ   суровой   и   властной   Марфы   Игнатьевны Кабановой    (Кабанихи)    позволяет  

нам   познакомиться ещё с одной   разновидностью   представителей   «тёмного царства», такой же типичной, как Дикой, но ещё более зловещей и мрачной.  «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»,- так правильно и метко определяет характер Кабанихи Кулигин.
Слайд 16

Образ Дикого Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно.

Образ Дикого


Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно.

Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Надо ли удивляться, что Дикой все тверже убеждается в безнаказанности своих действий, в результате чувствует себя полноправным хозяином жизни.
Слайд 17

Образ Тихона Тихон - загубленная личность. Он не может воспротивиться приказам

Образ Тихона

Тихон - загубленная личность. Он не может воспротивиться приказам

маменьки и делает все, что она требует. В результате финальная сцена пьесы становится еще более трагичной. 
Слайд 18

Образ Варвары Можно сказать, что жизнь в доме Кабанихи нравственно искалечила

Образ Варвары

 Можно сказать, что жизнь в доме Кабанихи нравственно искалечила

девушку. Она тоже не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. Но, несмотря на сильный характер, не решается открыто протестовать против них. Ее принцип – «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». 
Слайд 19

Катерина — человек душевно ранимый, хрупкий; жестокость и бессердечие Кабанихи больно

Катерина — человек душевно ранимый, хрупкий; жестокость и бессердечие Кабанихи

больно ранят ее, но она терпит, не отвечая на оскорбления, а Кабанова все провоцирует ее на ссору, каждой репликой укалывая и унижая ее. достоинство. 
Слайд 20

Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: "Я буду

Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: "Я

буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю". Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: "Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься».
Слайд 21

Между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт этот не доходит до

Между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт этот не доходит

до взрыва, пока не было тому причин. А причиной становится признание Катерины в измене мужу. И Катерина понимает, что после этого жизнь её закончена, ведь Кабаниха тогда совсем затиранит её. 
Слайд 22

Катерина была обречена на жизнь с нелюбимым человеком под постоянным гнетом

Катерина была обречена на жизнь с нелюбимым человеком под постоянным гнетом

свекрови. «Темное царство» лишало её счастливой жизни. Её единственный путь к спасению – это любовь, но она еще больше «отравила» жизнь Катерины.
Слайд 23

Заключение В ходе работы мы изучили бесправное положение Катерины на основе

Заключение

В ходе работы мы изучили бесправное положение Катерины на основе

«Домостроя». Мы можем сделать вывод о том, что проблема главной героини будет актуальна, пока из сознания российского общества окончательно не исчезнет патриархальный уклад жизни.