Речевая культура, речевое мастерство и стиль

Содержание

Слайд 2

ТЕОРИЯ ТРЁХ СТИЛЕЙ (ТРИХОТОМИ’Я ) М. ЛОМОНОСОВА Теория упорядочивала наличие двух

ТЕОРИЯ ТРЁХ СТИЛЕЙ (ТРИХОТОМИ’Я ) М. ЛОМОНОСОВА

Теория упорядочивала наличие двух разных (русских

и церковнославянских) языковых стилистических элементов в словесности.
Изложена в 2-х «Риториках»: краткой – 1743 г. и пространной – 1748 г. (название последней «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии».
В латинском языке Средневековья существовали понятия "тривиум" и "квадривиум". Так назывались первая и вторая ступень образования. Грамматика, риторика, диалектика - это был минимальный образовательный уровень, trivium, "три дороги". Вторая ступень, quadrivium, "четыре дороги" (арифметика, геометрия, астрономия, музыка) не всем была по силам. Поэтому первоначально тривиальный – это общепонятный, доступный на элементарном уровне.
Слайд 3

ВЫСОКИЙ СТИЛЬ I II III НЕЙТРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ НИЗКИЙ СТИЛЬ Нейтральная общеупотребительная

ВЫСОКИЙ СТИЛЬ

I

II

III

НЕЙТРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ

НИЗКИЙ СТИЛЬ

Нейтральная общеупотребительная лексика

Стилистически маркированная лексика низкого стиля: разговорная,

жаргонная, сленговая, просторечная

Стилистически маркированная лексика высокого стиля: книжная лексика

Слайд 4

В.В. КОЛЕСОВ . «ЖИЗНЬ ПРОИСХОДИТ ОТ СЛОВА…» В четырёх разделах книги

В.В. КОЛЕСОВ . «ЖИЗНЬ ПРОИСХОДИТ ОТ СЛОВА…»

В четырёх разделах книги

(язык - ментальность - культура - ситуация) автор делится своими впечатлениями о нынешнем состоянии всех трёх составляющих цивилизованного пространства, в границах которого протекает жизнь россиянина.
На многих примерах показано направление в развитии литературного языка, традиционной русской духовности и русской культуры, которые пока еще не поддаются воздействию со стороны чужеродных влияний, несмотря на горячее желание многих разрушить и обесценить их.
Книга предназначена для широкого круга читателей, которых волнует судьба родного слова (http://rubuki.com/books/zhizn-proiskhodit-ot-slova).
Слайд 5

Плохо, плохой: ужасно, отвратительно, дурной, дрянной, никудышный, горько, туго, глухо, отрицательно,

Плохо, плохой:
ужасно, отвратительно, дурной, дрянной, никудышный, горько, туго, глухо, отрицательно,

скверно, неважно, нехорошо, невыносимо, несносно, кое-как, последний, никакой, трудно, похуже, худо, ужасный, слабый, тяжело, низкий, жалкий, печально, грустно, труба (дело – труба), швах, мутный, неудачный, горько, недобрый, неладно, погано, скорбный, тоскливо, кошмарно, невесело, тошно, прискорбно.
Слайд 6

Функциональный стиль С связан с различием функций, выполняемых языком. Для каждого

Функциональный стиль
С связан с различием функций, выполняемых языком.
Для каждого функционального стиля

характерны свои типичные: автор речи, адресат, тема общения, цель и др.
Реализуется в устной и письменной формах.
В речевой деятельности функциональные стили выражаются в форме жанров.
(Лингвистический энциклопедический словарь)
Слайд 7

Функциональный стиль – разновидность литературного языка, в которой язык выступает в

Функциональный стиль – разновидность литературного языка, в которой язык выступает

в той или иной социально значимой сфере общественно-речевой практики людей и особенности которой обусловлены особенностями общения в данной сфере.
(Лингвистический энциклопедический словарь)
Слайд 8

«Стиль – это общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность

«Стиль –
это общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне

объединенная совокупность приёмов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа».
(В.В. Виноградов)
Слайд 9

СТИЛЬ Слово «стиль» (от др.-греч. στῦλος - столб, колонна) писчая трость,

СТИЛЬ

Слово «стиль» (от др.-греч. στῦλος - столб, колонна) писчая трость, грифель, инструмент

для письма в виде остроконечного цилиндрического стержня, длиной 8-15 см и диаметром около 1 см, из кости, металла или другого твёрдого материала. Заострённый конец стилоса использовался для нанесения (процарапывания) текста на восковых или глиняных табличках, бересте и др. Противоположный конец делался уплощенным (в виде лопаточки) и округлым, чтобы стирать написанное. Стилос широко применялся в античности и Средние века.
В дальнейшем слово приобрело значение «почерк», а позднее стало означать манеру, способ, особенности речи. Человек – это свой стиль.
Слайд 10

УРОВНИ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧЬ ПРАВИЛЬНАЯ, т.е. нормативная, грамотная в узком смысле

УРОВНИ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

РЕЧЬ ПРАВИЛЬНАЯ,
т.е. нормативная,
грамотная в узком смысле слова

ОРТОЛÓГИЯ

РЕЧЬ
ХОРОШАЯ,
КРАСИВАЯ,


то есть уместная,
грамотная в широком смысле слова

стилистика
и риторика

Слайд 11

ДВЕ СТУПЕНИ ОСВОЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ РЕЧЕВОЕ МАСТЕРСТВО Предметом речевой

ДВЕ СТУПЕНИ ОСВОЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

ПРАВИЛЬНОСТЬ
РЕЧИ

РЕЧЕВОЕ МАСТЕРСТВО

Предметом речевой культуры является подвижная языковая структура

речи в её коммуникативном воздействии.
Слайд 12

ДВЕ РЕДАКЦИИ РАССКАЗА А.П. ЧЕХОВА «ШУТОЧКА»

ДВЕ РЕДАКЦИИ РАССКАЗА А.П. ЧЕХОВА «ШУТОЧКА»

Слайд 13

Этот аппарат своими формами, конструкциями не был похож ни на один

Этот аппарат своими формами, конструкциями не был похож ни на один

доселе известный самолёт.
Практиканты, облачённые в средства защиты, приступили к работе.
Об этом здесь радеют все, и широкая общественность тоже.

По форме и конструкции этот самолёт отличается от всех ранее известных.
Практиканты в защитной одежде начали работать.
Об этом заботится общественность

Слайд 14

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С 20-х до начала

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

С 20-х до начала 60-х

гг. Основной критерий культуры речи – критерий литературно-языковой правильности, то есть ортологическое направление.
Главная задача – описание литературно-языковой нормы, её закономерностей, путей складывания и овладения ею.
Главная практическая задача – создание толкового словаря и грамматики, отражавших новые языковые реалии.
(Кстати. Екатериной II при Академии Российской 
(также Императорская Российская академия) в 1783 году создан центр по изучению русского языка и словесности в Петербурге. Главным результатом деятельности явилось издание Российского академического словаря. Первого! Президентом Академии Российской тогда была княгиня Е.Р. Дáшкова).
Слайд 15

ВЕЛИКИЕ ЛИНГВИСТЫ ЭТОГО ПЕРИОДА Лев Владимирович Щėрба (например, интересна его книгам

ВЕЛИКИЕ ЛИНГВИСТЫ ЭТОГО ПЕРИОДА

Лев Владимирович Щėрба (например, интересна его книгам «Безграмотность

и её причины»)
Григорий Осипович Винокур (книга «Культура языка»)
Виктор Владимирович Виноградов (огромное научное наследие. Его имя носит Институт русского языка Академии наук Российской Федерации).
Дмитрий Николаевич Ушаков (под его редакцией вышел первый толковый словарь XX века. Не смог избежать политической и идеологической цензуры и давления. Основатель отечественной лексикографической школы. Можно посм. wikipedia.org/wiki/).
Сергей Иванович Ожегов (автор классического толкового словаря русского языка).
P.S. Популяризатором культуры речи был Корней Иванович Чуковский – литератор, критик, переводчик
Слайд 16

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С середины 60-х. Возникновение

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

С середины 60-х.
Возникновение функциональной

стилистики – описание стилей как подсистем языка, изучение дифференцированных стилистических норм.
В качестве основного критерия культуры речи признан критерий стилистического соответствия и коммуникативной целесообразности. 

(продолжение следует)
Слайд 17

КУЛЬТУРА РЕЧИ – ЭТО такой набор (выбор) и такая организация языковых

КУЛЬТУРА РЕЧИ – ЭТО

такой набор (выбор) и такая организация языковых

средств,
которые в определённой ситуации общения
при соблюдении современных языковых норм и этики общения
позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
(Н.М. Шанский)