Пейзажная лирика А.С. Пушикина!

Содержание

Слайд 2

Значение пейзажной лирики в жизни А.С.Пушкина Пейзажная лирика всегда занимала особое

Значение пейзажной лирики в жизни А.С.Пушкина

Пейзажная лирика всегда занимала особое место

в творчестве А.С.Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам узнал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл для читателя удивительную прелесть пейзажей родины. Родная природа дорога поэту, с помощью пейзажей Пушкин описывает внутреннее состояние души, настроение, переживания.На протяжении всего своего творчества Пушкин обращается к пейзажной лирике! Для Пушкина природа была источником вдохновения.

Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры...
В.Г.Белинский

Слайд 3

Особенности: 1-Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзаж. В разные периоды

Особенности:

1-Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзаж. В разные периоды своего

творчества Пушкин по разному изображал природу. На протяжении всего творческого пути функция пейзажа в его лирических произведениях усложнялась.
2-В раннем творчестве Пушкина находится пейзаж, который описывался в основном поэтически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему.Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.
3-Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года.
В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето,осень,зима, весна.
Слайд 4

Южная ссылка: Находясь в южной ссылке, Пушкин посвятил немало стихотворных строк

Южная ссылка:

Находясь в южной ссылке, Пушкин посвятил немало стихотворных строк описанию

южной природы. Пока это только крымский морской пейзаж. Позже, побывав на Кавказе, Пушкин создаёт серию стихотворений с изображением Кавказской горной природы. Стихотворения с южным пейзажем связаны в творчестве Пушкина с романтизмом. Пушкин – романтик восхищался морем, бескрайним пространством, свободной, ни от кого не зависящей стихией. Больше всего он любил морскую бурю, в которой видел романтический бунт:
Взыграйте ветры, взройте воды.
Разрушьте гибельный оплот.
Где ты, гроза – символ свободы?
Промчись поверх невольных вод.

В стихотворении “Узник” тоже есть
романтический пейзаж:
Мы вольные птицы, пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора.
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляет лишь ветер... да я!

Ты ждал, ты звал... я был окован,
Вотче рвалась душа моя,
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

После южной ссылки в творчестве Пушкина наблюдается тяготение к реализму. Экзотический крымский пейзаж сменяется реалистическим описанием русской природы. Русский пейзаж в стихотворениях Пушкина можно разделить на осенний и зимний; зимний – на ночной и утренний; осенний – на романтический приподнятый и подчеркнуто стихийный, реалистический.

Слайд 5

А там уж и люди гнездятся в горах, И ползают овцы

А там уж и люди гнездятся в горах, И ползают овцы по

злачным стремнинам, И пастырь нисходит к веселым долинам, Где мчится Арагва в тенистых брегах, И нищий наездник таится в ущелье, Где Терек играет в свирепом веселье;
Играет и воет, как зверь молодой, Завидевший пищу из клетки железной; И бьется о берег в вражде бесполезной И лижет утесы голодной волной... Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады: Теснят его грозно немые громады.

Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины; Орел, с отдаленной поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне. Отселе я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной; Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады; Под ними утесов нагие громады; Там ниже мох тощий, кустарник сухой; А там уже рощи, зеленые сени, Где птицы щебечут, где скачут олени.

Слайд 6

Октябрь уж наступил -- уж роща отряхает Последние листы с нагих

Октябрь уж наступил -- уж роща отряхает
Последние листы

с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад -- дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь -- весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!...

Слайд 7

Его струи медлительно текли, Не трепетал в них образ незабвенный. Уж

Его струи медлительно текли,
Не трепетал в них образ незабвенный.
Уж нет ее!..

До сладостной весны
Простился я с блаженством и с душою.
Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится желтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели моей тоски, забавы!
Забыты вы... до сладостной

Поднялся шум; свирелью полевой Оглашено мое уединенье, И с образом любовницы драгой Последнее слетело сновиденье. С небес уже скатилась ночи тень. Взошла заря, блистает бледный день — А вкруг меня глухое запустенье... Уж нет ее... я был у берегов, Где милая ходила в вечер ясный; На берегу, на зелени лугов Я не нашел чуть видимых следов, Оставленных ногой ее прекрасной. Задумчиво бродя в глуши лесов, Произносил я имя несравненной; Я звал ее — и глас уединенный Пустых долин позвал ее в дали К ручью пришел, мечтами привлеченный;

Слайд 8

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный Пора,

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный
Пора, красавица, проснись:
Открой

сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Слайд 9

Итог: Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, по­тому что

Итог:
Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, по­тому что каждое

время года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова.
Таким образом, пейзаж в лирике Пушкина проходит сложную эволюцию, он связан непосредственно с различными периодами творчества поэта. В стихотворениях лицейского периода, подражая известным авторам, молодой Пушкин пробует себя в создании идиллического и оссианического пейзажей. В период увлечения поэтом романтическими идеалами пейзаж в стихотворениях тоже превращается в романтический, он часто сливается с описаниями любовных переживаний лирического героя. В Михайловский период Пушкин реалистически изображает русскую природу, утверждая реализм в своем творчестве.