Поэзия Лермонтова и роман Герой нашего времени в оценке Белинского

Содержание

Слайд 2

Сегодня мы:

Сегодня мы:

Слайд 3

Споры о романе «Герой нашего времени» Роман «Герой нашего времени» стал

Споры о романе
«Герой нашего времени»

Роман «Герой нашего времени» стал ярким

событием в культурной жизни России.
Роман читали, обсуждали, критики писали рецензии.
На страницах журналов разворачивались пламенные споры.
Слайд 4

О чём спорили критики?

О чём спорили критики?

Слайд 5

О чём спорили критики? Критики даже не могут договориться, какой художественный

О чём спорили критики?

Критики даже не могут договориться, какой художественный метод

лежит в основе романа.
Роман считают:
Слайд 6

Григорий Печорин — романтический герой или реалистический?

Григорий Печорин — романтический герой или реалистический?

Слайд 7

Признаки романтизма в образе Печорина

Признаки романтизма
в образе Печорина

Слайд 8

Признаки романтизма. Образ Печорина Печорин полностью сосредоточен на себе. Он погружён

Признаки романтизма. Образ Печорина

Печорин полностью сосредоточен на себе.
Он погружён

в свои переживания, мысли
и чувства.
О его прошлом ничего не известно.
Эту недосказанность мы видим
и у Лермонтова.
Слайд 9

Признаки романтизма. Образ Печорина Ещё одним признаком романтического характера можно назвать

Признаки романтизма. Образ Печорина

Ещё одним признаком романтического характера можно назвать

статичность Печорина.
В реализме герои меняются, проходя через испытания.
Романтики в конце произведения остаются такими же, какими были в начале.
Печорин не меняется, его характер только сильнее раскрывается с каждой повестью.
Слайд 10

Признаки романтизма. Композиция История Печорина начинается в крепости, где он служит

Признаки романтизма. Композиция

История Печорина начинается в крепости, где он служит с

Максимом Максимычем.
В конце последней главы Печорин возвращается в ту же крепость.
Замкнувшийся круг подчёркивает тщетность всех попыток Печорина
победить судьбу.
Пытаясь заполнить пустоту в душе,
он не достигает цели, а только сеет зло.
Слайд 11

Признаки романтизма. Средства художественной выразительности Лермонтов использует и художественные методы романтизма.

Признаки романтизма. Средства художественной выразительности

Лермонтов использует
и художественные методы романтизма.
В главе

«Тамань» множество олицетворений, эпитетов и метафор, характерных для романтического стиля.
Море — «беспокойная, но покорная стихия», луна «тихо смотрит» и т. д.
Слайд 12

Признаки романтизма. Средства художественной выразительности «Я, как матрос, рождённый и выросший

Признаки романтизма. Средства художественной выразительности

«Я, как матрос, рождённый и выросший на

палубе
разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями
и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает
и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети
ему мирное солнце; он ходит себе целый день
по прибрежному песку, прислушивается
к однообразному ропоту набегающих волн
и всматривается в туманную даль: не мелькнёт ли
там на бледной черте, отделяющей синюю пучину
от серых тучек, желанный парус, сначала подобный
крылу морской чайки, но мало–помалу отделяющийся
от пены валунов и ровным бегом приближающийся
к пустынной пристани...»
Слайд 13

Признаки романтизма. Сюжеты Лермонтов использует типичные для романтизма сюжеты. В основе

Признаки романтизма. Сюжеты

Лермонтов использует типичные
для романтизма сюжеты.
В основе повести «Бэла»

лежит история о трагической любви разочарованного цивилизацией героя и наивной дикарки.
Слайд 14

«Герой нашего времени» — это романтическое произведение?

«Герой нашего времени» — это романтическое произведение?

Слайд 15

Признаки реализма в романе. Типичность образов В «Предисловии» Лермонтов пишет, что

Признаки реализма
в романе. Типичность образов

В «Предисловии» Лермонтов пишет, что Печорин

— «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Автор рисовал «современного человека, каким он его понимает, и, к его и вашему несчастью, слишком часто встречал».
При всей своей исключительности Печорин типичен.
Слайд 16

Типизация — это признак реализма.

Типизация — это признак реализма.

Слайд 17

Печорин не единственный типический герой.

Печорин не единственный типический герой.

Слайд 18

Признаки реализма в романе. Типичность образов После прочтения первой части романа

Признаки реализма
в романе. Типичность образов

После прочтения первой части романа император

Николай I решил, что герой нашего времени — это честный служака Максим Максимыч.
Такой подход Николаю I очень понравился.
А вот вторая часть императора жестоко разочаровала.
Слайд 19

Образ Максима Максимыча воспринимался современниками поэта как типичный.

Образ Максима Максимыча воспринимался современниками поэта как типичный.

Слайд 20

Признаки реализма в романе. Типичность образов Образы горцев, «водяного общества», Грушницкого,

Признаки реализма
в романе. Типичность образов

Образы горцев, «водяного общества», Грушницкого, княжны

Мери и княгини Лиговской тоже типичны и вполне узнаваемы для своего времени.
Все характеры выписаны детально и точно, а это признак реализма.
Слайд 21

Признаки реализма в романе. Эволюция героев Грушницкий не решается стрелять. Потом

Признаки реализма
в романе. Эволюция героев

Грушницкий не решается стрелять.
Потом намеренно

легко ранит Печорина, выстрелив в упор.
«Я себя презираю, а вас ненавижу», — говорит Грушницкий Печорину.
Шелуха модного романтизма спадает
с Грушницкого.
Слайд 22

В повести «Бэла» историю Печорина рассказывает Максим Максимыч.

В повести «Бэла» историю Печорина рассказывает Максим Максимыч.

Слайд 23

Признаки реализма в романе. Стиль повествования «Бедный старичишка бренчит на трёхструнной...

Признаки реализма в романе. Стиль повествования

«Бедный старичишка бренчит на
трёхструнной... забыл,

как по–ихнему…
ну, да вроде нашей балалайки».

В речи Максим Максимыча очень мало художественных красот, характерных
для романтизма.
Пожилой офицер говорит очень просто:
использует просторечия, междометия,
словом, воссоздаёт на бумаге живую речь.

Слайд 24

Признаки реализма в романе. Стиль повествования У каждого персонажа в романе

Признаки реализма в романе. Стиль повествования

У каждого персонажа в романе своя

манера говорить.
Вот, например, слова слепого мальчика из «Тамани»:
«Куды я ходив?.. никуды не ходив... с узлом? яким узлом?»
Так точно речь передают реалисты,
а не романтики.
Слайд 25

Ещё одна черта реализма — объективность.

Ещё одна черта реализма — объективность.

Слайд 26

Признаки реализма в романе. Объективность Мы видим Печорина и глазами других

Признаки реализма в романе. Объективность

Мы видим Печорина и глазами других персонажей.


При этом их взгляд извне совпадает с его собственным взглядом изнутри.
Получается, что Печорин изображён вполне объективно.
Слайд 27

Романтизм и реализм — это абсолютно разные художественные методы.

Романтизм и реализм — это абсолютно разные художественные методы.

Слайд 28

Сочетание романтизма и реализма в романе В романе Лермонтова романтизм и

Сочетание романтизма
и реализма в романе

В романе Лермонтова романтизм
и реализм

не просто прекрасно сочетаются, они дополняют друг друга.
Эта удивительная особенность романа
и крайне противоречивый характер главного героя — главные причины споров в русской критике.
Слайд 29

Виссарион Григорьевич Белинский пришёл в восторг от романа «Герой нашего времени».

Виссарион Григорьевич Белинский пришёл
в восторг от романа «Герой нашего времени».


Слайд 30

Белинский о романе «Герой нашего времени» Белинский отмечал и поэтичность текста,

Белинский о романе «Герой нашего времени»

Белинский отмечал и поэтичность текста,
и

глубину образов, созданных Лермонтовым.
Он первым оценил сложную композицию романа и необыкновенный характер Печорина.
Тогда как современники обрушили целый вал критики на этого героя, Белинский
за него заступился.
Слайд 31

Белинский о Печорине «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от

Белинский о Печорине

«Душа Печорина не каменистая почва,
но засохшая от этой

пламенной жизни
земля: пусть взрыхлит её страдание
и оросит благодатный дождь, — и она
произрастит из себя пышные, роскошные
цветы небесной любви...»

Белинский писал, что обвинять Печорина
в безверии всё равно что нищего — в бедности.
Критик отрицал в Печорине эгоизм: эгоисты всегда довольны собой, а Печорин страдает.

Слайд 32

Сложность и реалистичность Печорина — это признак современной литературы, которая тяготеет к реализму.

Сложность и реалистичность Печорина — это признак современной литературы, которая тяготеет

к реализму.
Слайд 33

Белинский верил, что искусство должно показывать жизнь, а не рисовать идеал.

Белинский верил, что искусство должно показывать жизнь, а не рисовать идеал.


«…В человеке должно видеть человека
и что идеалы нравственности
существуют в одних классических
трагедиях и морально–сантиментальных
романах прошлого века».

Белинский о Печорине

Слайд 34

Отмечал Белинский и противоречивость печоринского характера: «В самом деле, в нём

Отмечал Белинский и противоречивость печоринского характера:

«В самом деле, в нём

два человека: первый
действует, второй смотрит на действия
первого и рассуждает о них, или, лучше
сказать, осуждает их, потому что они
действительно достойны осуждения.
Причины раздвоения натуры... — противоречие
между глубокостью натуры и жалкостью
действий одного и того же человека».

Белинский о Печорине

Слайд 35

Белинский утверждал, что Печорин действительно герой нашего времени.

Белинский утверждал, что Печорин действительно герой нашего времени.

Слайд 36

Белинский о поэзии Лермонтова «Пушкин есть такой наш поэт, в раны

Белинский о поэзии Лермонтова

«Пушкин есть такой наш поэт, в раны
которого

мы можем влагать персты,
чтобы чувствовать боль и врачевать их;
Лермонтов обещает то же».

Белинский считал Лермонтова достойным наследником пушкинского таланта.

Слайд 37

Под влиянием поэзии Лермонтова у Белинского изменились взгляды на литературу.


Под влиянием поэзии Лермонтова у Белинского изменились взгляды на литературу.

Слайд 38

Белинский о поэзии Лермонтова «Великий поэт, говоря о себе, о своём

Белинский о поэзии Лермонтова

«Великий поэт, говоря о себе, о своём “я”,


говорит об общем — о человечестве,
ибо в его натуре лежит всё, чем живёт
человечество».

До 40–х гг. XIX в. Белинский считал, что писатель обязан как можно объективнее изображать реальность.
А после он стал считать отсутствие субъективности недостатком художественной литературы.

Слайд 39

Белинский о поэзии Лермонтова «Если под сатирой должно разуметь не невинное

Белинский о поэзии Лермонтова

«Если под сатирой должно разуметь
не невинное зубоскальство

весёленьких
остроумцев, а громы негодования, грозу
духа, оскорблённого позором общества, —
то “Дума” Лермонтова есть сатира,
и сатира есть законный род поэзии».

К сатире Белинский тоже стал относиться совершенно иначе: