Повесть о Петре и Февронии Муромских - гимн любви и верности

Содержание

Слайд 2

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности


Слайд 3

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не

гордится, …не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…
Апостол Павел
Слайд 4

Считается, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» была написана в

Считается, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» была написана

в середине ХVІ веке священником псковского монастыря Ермолаем-Еразмом. Чуть позже он стал настоятелем Дворцового собора в Москве.
Эта повесть не единственное его сочинение. Но именно она стала более всех популярна.    
Сохранилось около 150 списков повести во множестве вариантов. До сих пор многие задаются вопросом: кто же является реальными прототипами главных героев? Есть предположения, что это действительно реальные исторические люди, которые жили в ХІІІ веке, а точнее в 1228 году.  
Слайд 5


Слайд 6

Священник получил задание написать сочинение о муромских святых – князе Петре

Священник получил задание написать сочинение о муромских святых – князе Петре

и его супруге. Это житие должно было войти в полное общерусское собрание житий – «Великие Минеи Четьи»
Слайд 7

«Великие Минеи Четьи» Четьи – др. рус.: для чтения, Минеи –

«Великие Минеи Четьи»

Четьи – др. рус.: для чтения,
Минеи – от

греч. μήν: месяц
– сборники, содержащие тексты для чтения, также расположенные по месяцам и дням года и предназначавшиеся преимущественно для внебогослужебного употребления.
Слайд 8

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Старый г. Муром славился легендами. Здесь родились, жили и

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Старый г. Муром славился легендами. Здесь родились, жили и

княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире. Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Псковский Священник Ермолай-Еразм литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.
Слайд 9

Петр и Феврония – реальные исторические личности

Петр и Феврония – реальные исторические личности

Слайд 10

Князь Петр правил в Муроме в начале 13 века. Он женился

Князь Петр  правил в Муроме в начале 13 века. Он

женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в один день и час 25 июня  1228 года.
Слайд 11

Жанровое своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в произведении сказки, повести и жития

Жанровое своеобразие повести. Черты сказки,  жития  и повести в произведении


сказки,

повести и жития
Слайд 12

Жития имели определенную структуру: 1)Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора

Жития имели определенную структуру:

1)Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать

повествование.
2)Основная часть – рассказ о жизни святого, его благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях во имя бога, смерти святого  и посмертных чудесах.
3)Завершалось житие похвалой святому.

сказочные элементы этой повести.

Слайд 13

Сказочные элементы этой повести. Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в

Сказочные элементы этой повести.

Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской

земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»
Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.
Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель.
По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.
Слайд 14

Сказочные элементы этой повести. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям

Сказочные элементы этой повести.

Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок.

Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».
Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)
Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)
Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).)
Слайд 15

Черты повести в произведении: исторически точные названия мест; рассказана история бояр,

Черты повести в произведении:

исторически точные названия мест;
рассказана история бояр, погрязших в

междоусобице;
детали быта / описание покоев, врачевания, бортничанья, боярских пиров
Слайд 16

Характеристика героев

Характеристика героев


Слайд 17

«Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю,

«Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в

землю, расцветают в деревья по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа — князя Петра».
Д.С. Лихачёв
Слайд 18

В русской православной традиции святые Петр и Феврония Муромские играют особую

В русской православной традиции святые Петр и Феврония Муромские играют

особую роль. Их жизнь — история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи. Те радости и проблемы, с которыми им пришлось столкнуться восемь столетий назад, актуальны и по сей день, — они существуют вне времени
Слайд 19

СКАЗКА - жанр устного народного творчества, рассказ о вымышленных событиях, где

СКАЗКА - жанр устного народного творчества, рассказ о вымышленных событиях,

где изображается победа добра над злом, воплощаются народные представления о красоте, справедливости, достоинствах человека.
ЖИТИЕ - жизнеописание людей, объявленных христианской церковью святыми.
ПОВЕСТЬ - средний между рассказом и романом эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев).
Слайд 20

ЧЕРТЫ СКАЗКИ Сказочный зачин. Первая часть похожа на волшебную сказку о

ЧЕРТЫ СКАЗКИ
Сказочный зачин.
Первая часть похожа на волшебную сказку о

герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.
Есть сказочный герой змей-искуситель.
Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея.
Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок.
Хитроумные задания-испытания
Волшебные помощники (например, Агриков меч).
Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).
Слайд 21

ЧЕРТЫ ЖИТИЯ Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр - благочестивый,

ЧЕРТЫ ЖИТИЯ
Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр - благочестивый,

святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная).
Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.
Чудеса, которые творят герои.
Необычная смерть и посмертные чудеса.
Есть похвальное слово святым.
В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.
Слайд 22

ЧЕРТЫ ПОВЕСТИ 1. Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля,

ЧЕРТЫ ПОВЕСТИ
1. Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская

земля, село Ласково. Это придает повести достоверность. 2. Герои повести – реальные люди. 3. Детали. 4. На первый план выдвигается личность крестьянки. 5.Тема социального неравенства. 6. История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.