Повесть Очарованный странник

Содержание

Слайд 2

Повесть "Очарованный странник" (по Лескову - "рассказ") была, по всей вероятности,

Повесть "Очарованный странник" (по Лескову - "рассказ") была, по всей вероятности,

задумана после летней поездки Н. С. Лескова в 1872 году по Ладожскому озеру, давшей ему материал для последней части "Очарованного странника".
В первоначальном виде под названием "Черноземный Телемак" рассказ был послан в "Русский вестник", по-видимому в начале 1873 года. Впервые произведение Лескова было напечатано в газете "Русский мир" 8 августа-19 сентября 1873 г. под заглавием "Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения", Год спустя вышло отдельное издание "Очарованный странник. Рассказ Н. Лескова".
Слайд 3

Повесть о странствующем мужике, напоминающем Илью Муромца, написал в 1873 году Н.С.Лесков.

Повесть о странствующем мужике, напоминающем Илью Муромца, написал в 1873 году

Н.С.Лесков.
Слайд 4

Жанрово-композиционное своеобразие повести "Очарованный странник" – произведение сложного жанрового характера. Это

Жанрово-композиционное своеобразие повести "Очарованный странник" – произведение сложного жанрового характера. Это

повесть, использующая мотивы древнерусских жизнеописаний святых (житий) и народного эпоса (былин), переосмысляющая сюжетную схему распространенных в литературе XVIII в. романов приключений.
"Очарованный странник" – биография героя, составленная из нескольких замкнутых, завершенных эпизодов. Сходным образом строятся жития, состоящие из отдельных фрагментов, описывающих разные события из жизни святых. Такой же принцип характерен и для авантюрного романа, с героем которого на его жизненном пути, в его странствиях по свету по воле судьбы случаются самые неожиданные происшествия.
Слайд 5

Художественные особенности Повествовательная организация повести представляет собой сказ – воспроизведение устной

Художественные особенности
Повествовательная организация повести представляет собой сказ – воспроизведение устной речи,

имитацию импровизационного рассказа. Причем воспроизводится не только манера речи рассказчика, Ивана Флягина, но и речевые особенности тех персонажей, о которых он рассказывает.
Повесть делится на 20 глав, первая представляет собой своеобразную экспозицию, пролог, остальные повествуют
о жизни героя и являются отдельными, более или менее законченными историями. Логика повествования определяется не хронологией событий, а воспоминаниями и ассоциациями рассказчика («что вспомню, то, извольте, могу рассказать»).
Слайд 6

– Когда и где мы впервые встречаемся с Иваном Флягиным? –

– Когда и где мы впервые встречаемся с Иваном Флягиным?
– Кто

такой странник?
– Какую роль в литературе играет жанр путешествия?
– Какую роль играет мотив пути?
Слайд 7

Мотив пути – это и жизненный путь и путь внутреннего духовного роста героя.

Мотив пути – это и жизненный путь и путь внутреннего духовного

роста героя.
Слайд 8

Среди разнообразных приключений Ивана Северьяновича два эпизода являются основными: плен у

Среди разнообразных приключений Ивана Северьяновича два эпизода являются основными: плен

у татар и история цыганки Груши и любви к ней Ивана Северьяновича.
В этих эпизодах "Очарованного странника" Лесков воскрешает темы и образы русской романтической литературы 1820-1830-х годов.
Слайд 9

Чтобы понять “загадочную” русскую душу, Лесков выбирает жанр авантюрно-приключенческого романа и

Чтобы понять “загадочную” русскую душу, Лесков выбирает жанр авантюрно-приключенческого романа и

отправляет своего героя странствовать по Руси.
Первоначальное название повести было “Русский Телемак” или “Черноземный Телемак”, а подзаголовок “Очарованный странник, его жизнь, опыты и приключения”.
Слайд 10

В похождениях Ивана Флягина есть внешняя линия (изначальная "очарованность", "обещанность" его

В похождениях Ивана Флягина есть
внешняя линия (изначальная "очарованность", "обещанность" его

жизненного пути)
и внутренняя - в тяжелых испытаниях жизни Иван Северьяныч развивается, мужает, нравственно вырастает.
Слайд 11

ГЕОГРАФИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ Крепостной форейтор. Побег. (“Это домучило меня до того…решился с


ГЕОГРАФИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ Крепостной форейтор. Побег. (“Это домучило меня до того…решился с

жизнью покончить”).
В няньках. (“Русский человек со всем справится”).
Поединок. (“Русский человек со всем справится”).
Плен. (“Очень домой в Россию хотелось”).
Конэсер. (“Совершенно свободным человеком”).
Любовь. (“Грушина душа теперь погибшая…за неё отстрадать”).
Без имени. (“Мне за народ очень помереть хочется”).
Монастырь. (“И всё я о России плакал”).
Призвание (“Клобучок сниму и амуничку надену”).
Слайд 12

Безусловно, элементы богатырства, народного эпоса и “черноземной силы” введены Лесковым в

Безусловно, элементы богатырства, народного эпоса и “черноземной силы” введены Лесковым в

рассказ.
Так, путешественник, похожий на “дедушку Илью Муромца”, становится одним из праведных.