Признаки стихотворения

Содержание

Слайд 2

Виды рифмы по положению ударения в конце строки(Характер рифмовки) Мужская Ударение

Виды рифмы по положению ударения в конце строки(Характер рифмовки)

Мужская

Ударение в последнем

слове строки приходится на последний слог

Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал; Ребёнка пленного он вёз. Тот занемог, не перенёс Трудов далёкого пути…

Слайд 3

Женская Ударение в последнем слове строки приходится на предпоследний слог Засверкал

Женская

Ударение в последнем слове строки приходится на предпоследний слог

Засверкал огонь зарницы, На

гнезде умолкли птицы, Тишина леса объемлет, Не качаясь, колос дремлет; День бледнеет понемногу, Вышла жаба на дорогу.
Слайд 4

Дактилическая Ударение в последнем слове строки приходится на третий слог от

Дактилическая

Ударение в последнем слове строки приходится на третий слог от конца

Тучки

небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную.
Слайд 5

Гипердактилическая Ударение в последнем слове строки приходится на четвертый (и далее)

Гипердактилическая

Ударение в последнем слове строки приходится на четвертый (и далее) от

конца слог

Холод, тело тайно сковывающий, Холод, душу очаровывающий… От луны лучи протягиваются, К сердцу иглами притрагиваются.

Слайд 6

По расположению рифмующихся стихов Опоясывающая( кольцевая) первая строка рифмуется с четвёртой,

По расположению рифмующихся стихов

Опоясывающая( кольцевая)

 первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая

– с третьей. Схема такого рифмования – абба.

Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживёт в алмазе.

Слайд 7

Парная (смежная) Первая строка рифмуется со второй, третья с четвертой. Схема

Парная (смежная)

Первая строка рифмуется со второй, третья с четвертой. Схема такой рифмовки

ааbb

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.

Слайд 8

Перекрестная рифма через строку, когда рифмуются первая строка с третьей, вторая

Перекрестная

 рифма через строку, когда рифмуются первая строка с третьей, вторая с четвертой

и т. д. Схема abab

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя,

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Обыкновенное трёхстишие или ТЕРЦЕТ подразумевает наличие трёх строк с одинаковой рифмой:

Обыкновенное трёхстишие или ТЕРЦЕТ подразумевает наличие трёх строк с одинаковой рифмой:

aaa bbb ccc. Используется такая схема нечасто, но встретить ее можно. На морских берегах я сижу, Не в пространное море гляжу, Но на небо глаза возвожу.
Слайд 12

катрен – это отдельная строфа, содержащая законченную мысль, и состоящая из

катрен – это отдельная строфа, содержащая законченную мысль, и состоящая из

четырёх строк.

Зима недаром злится, Прошла ее пора — Весна в окно стучится И гонит со двора.
И все засуетилось, Все нудит Зиму вон — И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит…

Слайд 13

Сонет всегда состоит из четырнадцати строк. два катрена и два терцета три катрена и дистих

Сонет всегда состоит из четырнадцати строк.

два катрена и два терцета

три катрена

и дистих
Слайд 14

Состоит из 14 строк. Имеет определённую схему: состоит из трёх КАТРЕНОВ

Состоит из 14 строк.
Имеет определённую схему: состоит из трёх КАТРЕНОВ и заключительного двустишия.

Катрен – это четверостишие, имеющее завершённый смысл.
РИФМА: в первом катрене она перекрёстная, во втором — парная, в третьем – опоясывающая.

Онегинская строфа 

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17