Проект на тему «Поэзия Василия Митты» Работу выполнили ученицы 10 Б класса МОУ «СОШ №10» Иванова Кристина Филиппова Валентина

Содержание

Слайд 2

Цель нашего проекта: Стремление показать единство Митты и его лирического героя.

Цель нашего проекта:

Стремление показать единство Митты и его лирического героя.

Слайд 3

Задача проекта: Представление необычайно реального лирического героя Митты.

Задача проекта:

Представление необычайно реального лирического героя Митты.

Слайд 4

Краткая аннотация В суматохе нашего жестокого мира мы часто забываем имена

Краткая аннотация

В суматохе нашего жестокого мира мы часто забываем имена истинных

ценителей и носителей народной культуры. Одно из этих светлых имен – Василий Митта. Мы стараемся приобщиться к народной культуре через жизнь и творчество человека удивительной и яркой судьбы.
Зеркальным отражением того, что происходило с Миттой, его чувств и переживаний являются созданные им герои и образы.
В конце работы вы убедитесь в том, что лирический герой Митты менялся вместе с автором. Если в начале творчества лирический герой вспыльчив и подвержен кипению бурных страстей, то в поздней лирике он внутренне собран, внешне спокоен и умудрен богатым жизненным опытом.
Слайд 5

Введение Имя Василия Егоровича Митты – одно из наиболее светлых имен

Введение

Имя Василия Егоровича Митты – одно из наиболее светлых имен в

чувашской поэзии. Жизненный путь поэта не был легок и прост, достигнув в середине 30-х годов своей творческой зрелости, он разделил со многими представителями народной интеллигенции трагедию 37 года, и был оторван от родины на 17 лет. Однако эти тяжелые годы не сломили поэта, не отвратили его от творческого призвания. После всех перенесенных страданий Митта по праву писал:
Мой голос, закаленный болью,
Вновь так же чист, как звенящая сталь!
Целью настоящей работы является попытка проследить изменения в душе, мировосприятии лирического героя поэзии В. Митты в различные годы творчества, включая юношеские стихи и произведения последних лет, увидеть единство и противоречие художественного мира поэта и мира реальной действительности, в которой жил и творил мастер слова, понять и показать “суть нравственно-творческого подвига”, “нежного чувашского лирика, мятежника мысли, сократического философа” через его слово и образ лирического героя.
Анализ и осмысление текстов лирических произведений Василия Митты, литературоведческих и критических работ о творчестве поэта, исследований и воспоминаний о его жизни явились основными способами и методами нашего исследования.
Слайд 6

Ранняя лирика 1924 – 1937 Раннему периоду творчества поэта присущи пьянящее

Ранняя лирика 1924 – 1937

Раннему периоду творчества поэта присущи

пьянящее чувство молодости, весенний настрой души. Новое понимание прекрасного порождало новую поступь стиха.
Поэма “В угаре” - это яркое по образам, по обнажённости чувств и их незащищённости произведение, в котором поэт и лирический герой, составляющие неделимое целое, задумываются о судьбе чувашей, связывают её с предками – булгарами, скорбят об ассимиляции родного народа.
Слайд 7

Каков же герой ранней лирики Митты, буквально ворвавшегося в литературу? В

Каков же герой ранней лирики Митты, буквально ворвавшегося в литературу?

В стихотворениях 1926-1930 годов вырисовывается яркая личность дерзкого неуемного юноши-поэта, он восторгается своей молодостью, порою утопая в неожиданных взрывах чувств. Он полон надежд и сил для борьбы со старым во имя нового жизнеустройства.
 Молодость ─ звонкое имя,
Молодость яркая радуга,
Молодость, говорят, молния.
Но молнии мир не рассечь,
Молодость отрежет, отмерит.
Слайд 8

Герой 18-летнего поэта не отделяет себя от понятия Родины: Родина, Родина,

Герой 18-летнего поэта не отделяет себя от понятия Родины:

Родина, Родина, я

снова в тебе.
Пламенная песнь для тебя лишь звучит,
От тебя не уйду я в далекую чужбину,
Сердце мое никогда не полюбит чужое.
Обращаясь к Родине, он требовательно спрашивает:
Чувствуешь ли ты: наше сердце
Для тебя лишь стучит,
Для тебя лишь горит.
Слайд 9

Настроение и душа лирического героя видны в стихах: Эх душа ─

Настроение и душа лирического героя видны в стихах:
Эх душа ─ разгульная

душа,
Разгулявшись, погулять ли,
Не сдерживая силу?
Эй, ты, солнышко
Не поймать ли,
Не знать ли мне тебя?
Эх, ребятушки, простите,
Буйны мысли в голове…
Простите и угомоните
Своего разгульного поэта.
Слайд 10

После ссылки 1937 - 1954 После возвращения Василия Митты из семнадцатилетнего

После ссылки 1937 - 1954

После возвращения Василия Митты из семнадцатилетнего заключения

появился цикл из семнадцати стихотворений, в которых автор показывает свои личные переживания и чувства. Но в то время нельзя было открыто писать о перенесенных страданиях, виновницей которых была власть. Но Митта ищет способ донести до читателей свои размышления и находит образ Таэра Тимкки, реального революционера Тимофея Семёнова, пострадавшего от царской власти, в уста которого поэт и вкладывает свои слова и мысли. В чувствах и сознании читателя возникает единый образ, воплотивший в себе образы автора и лирического героя.
Его лишили писем, свидания лишили.
Ни книги, ни бумаги поэт не видит год.
Что может страшнее? – Враги его решили –
Одумается скоро... или с ума сойдёт.
Он борется с врагами, и не страшны запоры,
Им начатое дело продолжили друзья!
Пускай кричит тюремщик: “Согнись, согнись покорно!”
Он глуп! Не гнётся песня. Её сломить нельзя!
Слайд 11

Творчество этого периода обогащает чувашскую поэзию неуемной созидательной энергией, несгибаемостью крылатого

Творчество этого периода обогащает чувашскую поэзию неуемной созидательной энергией, несгибаемостью крылатого

духа, необычайно искренней и теплой интонацией душевности, незапятнанной верностью и нерасторжимой преданностью народу своему, языку родному, Родине, народным и общечеловеческим идеалам.
Не пылает агат на руке моей, словно звезда.
Не нужны мне богатства – были б родичи вместе всегда.
И большое иссякнет, и малого хватит порой.
Есть ли горе горче – по миру пойти сиротой.
Что свернёт меня с дороги, что собьёт с пути?
Только лёгкого богатства мне не дай найти!
Злато мира – это наши слёзы и труды.
Не ищи их, не завидуй, не ищи беды!
Удаль есть, сила есть! Ну, так что же молчишь ты, подруга?
Засвистеть ли и мне, словно эта бездомная вьюга?!
Пусть нас конь понесёт на невидимых крыльях сквозь тучи!
Пусть наш недруг клянёт нас, желая беды неминучей!
Слайд 12

Нельзя не восхититься и не принять простые и беспредельно “мудрозначные” слова

Нельзя не восхититься и не принять простые и беспредельно “мудрозначные” слова

стихов, обращённые к любимой героя.

Мы простимся с тобою без слов,
По-солдатски с тобою простимся.
Путь по звёздам далёк и суров,
Друг до друга мы не докричимся.

Слайд 13

Поздний период Он (Митта и его лирический герой) долго мечтал о

Поздний период

Он (Митта и его лирический герой) долго мечтал о свободе

и потому смотрел на жизнь, на людей с радостью, с детской непосредственностью, чистыми глазами. Голос вернувшегося на родину поэта “становился сильнее и твёрже с каждым днём…”. “На фоне многочисленных бледных стихов последнего времени отрывки из незаконченной поэмы “Таэр”, лирические миниатюры (“В моём старом саду”, “Благодарю тебя”, “Волжская песня”, “Бульвар Иванова” и другие стихи, что успел написать Митта (к сожалению их немного) – “сверкают подлинными жемчужинами нашей поэзии”.
Слайд 14

Каким предстаёт читателю лирический герой позднего Митты? Можно ответить очень коротко

Каким предстаёт читателю лирический герой позднего Митты?

Можно ответить очень коротко

одной строчкой из стихотворения “Осенняя краса”:
Лик его спокоен и чист.
Он полон сил и желания жить, отвергая смерть и забвение, воспевая жизнь и творчество:
Поэт, не поминай о смерти,
Жизнь эта – вечная краса.
Если жизнь прошла не впустую,
И после смерти живёт человек
Слайд 15

В его душе – тоска по прошлому, легкая грусть о пройденной

В его душе – тоска по прошлому, легкая грусть о пройденной

юности, беспечности:
Беспечные были, бездумно бродили
Протаптывали набережную Волги
Кто думал, кто в это верил -
Что самое дорогое – юные годы.
Он – поэт, не мог не сказать о поэте, оценивая и предостерегая художников слова:
Мучителен творчества миг –
Не знающий этого творец – наивен (глуп)…
Не ходи, поэт, ты криво ─ косо
В твоих руках – не побрякушки (бубенцы).
Слайд 16

Он нашёл самое ценное в жизни – это согласие, дружба и

Он нашёл самое ценное в жизни – это согласие, дружба и

творчество.

Неиссякаемое согласие
Пусть охраняет наш союз!
Из-за пустого слова, ерунды
Не терять бы нам друг друга.
Новый год – новое творчество
Тамадою будь в пиру.
Силы мне давал, когда я уставал,
Голос подавал, когда я мыслями терялся,
Иль как летний тёплый дождь при солнце нежно
Позволял напиться, когда душа вся иссыхала…
И не зря с поклоном я хочу сказать:
У чувашей слово есть одно хорошее –
Пусть друг будет лучше тебя!

Слайд 17

Поздний Митта восходит к самым крутым вершинам поэтического духа. Он пишет

Поздний Митта восходит к самым крутым вершинам поэтического духа. Он пишет

о трагическом (в стихах, которые можно назвать “лагерными”), но без всякого надрыва, честно и мужественно, с мудрой горечью. Но недолгой оказалась осень поэта и её поздняя краса, не выдержало сердце.