Психологизм в романе М.Ю.Лермонтова

Содержание

Слайд 2

Психологизм в романе М.Ю.Лермонтова «История души человеческой… едва ли не любопытнее

Психологизм в романе М.Ю.Лермонтова

«История души человеческой… едва ли не любопытнее и

не полезнее истории целого народа»
(М.Ю.Лермонтов)
Слайд 3

Композиция романа Лермонтов, по примеру Пушкина, создает "собранье пестрых глав", не

Композиция романа

Лермонтов, по примеру Пушкина, создает "собранье пестрых глав", не

следуя четкой хронологии событий, а выбирая значимые эпизоды, насыщенные психологическими размышлениями.
Композиция и стиль романа призваны как можно глубже и всестороннее раскрыть образ, проследить историю его внутренней жизни
Слайд 4

СЮЖЕТ ФАБУЛА

СЮЖЕТ

ФАБУЛА

Слайд 5

Слайд 6

В рассказе Максима Максимыча Печорин предстает как человек таинственный, загадочный. «БЭЛА»

В рассказе Максима Максимыча Печорин предстает как человек таинственный, загадочный.

«БЭЛА»

Какие черты

характера Печорина проявляются в этой главе?(опора на поступки героя:
Как добивался расположения Бэлы?
Как характеризует его фраза: «Хотите пари? Через неделю Бэла будет моей»?)
Почему охладел к девушке и как он это переносил?
Слайд 7

Портретная характеристика 1) «Когда он опустился на скамью, то прямой стан

Портретная характеристика

1) «Когда он опустился на скамью, то прямой стан

его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала.
Во-первых, они (глаза) не смеялись, когда он смеялся! Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный».

«МАКСИМ МАКСИМЫЧ»

1)Чем отличается данный портрет от портретной характеристик в привычном понимании?
2)Какие выводы о характере Печорина делает повествователь, наблюдая за ним со стороны? Почему он сравнивает Печорина с «бальзаковской 30-летней кокеткой»? Как героя характеризуют его глаза?

Слайд 8

"Княжна Мери" построена на дневниковых записях. Печорин пишет о своих мыслях,

"Княжна Мери" построена на дневниковых записях. Печорин пишет о своих мыслях,

чувствах, о своем поведении и поступках. Он ищет самобытные, естественные и глубокие натуры, исследует, анализирует их так же, как исследует самого себя. Везде, где он появляется, он не просто усложняет жизнь людей, но и привносит в нее свою неприкаянность, бесприютность. Сталкивая людей друг с другом, он заставляет их раскрываться в полной мере: любить, ненавидеть, страдать.
Слайд 9

Рефлексия – анализ своего психологического состояния (чувств, поступков, мировосприятия) или кого-либо

Рефлексия –
анализ своего психологического состояния (чувств, поступков, мировосприятия) или кого-либо

героем литературного произведения.

Основная черта характера Печорина - стремление к самопознанию: он постоянно анализирует свои мысли, поступки, желания, симпатии и антипатии, пытаясь раскрыть корни добра и зла в одном человеке: "Я иногда себя презираю... не оттого ли я презираю других...", "Зло порождает зло", "А что такое счастье?., если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечный источник любви".

Слайд 10

Подводя итоги своей жизни в ночь перед дуэлью, Печорин приходит к

Подводя итоги своей жизни в ночь перед дуэлью, Печорин приходит к

выводу: "Я - как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты" - вырваться из этой скуки можно лишь в смерть.

"Из жизненной бури я вынес только несколько идей - и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия".

Слайд 11

Вслед за Пушкиным ("Выстрел" и "Пиковая дама") Лермонтов продолжает разрабатывать тему

Вслед за Пушкиным ("Выстрел" и "Пиковая дама") Лермонтов продолжает разрабатывать тему

игрока, который испытывает судьбу: существует ли предопределение, и если да, то насколько самостоятельна личность. Это самый насущный вопрос, и ответ на него сможет объяснить Печорину его собственную душу и судьбу, но глава "Фаталист" снова возвращает повествование в крепость, в которой и начиналась история с Бэлой, открывшая роман, и он обретает "кольцевую" композицию, характерную для лермонтовских произведений: безысходность философских исканий главного героя и обреченность в его судьбе.