Пушкинские реминисценции в русской литературе ХIХ века.

Содержание

Слайд 2

Методологический паспорт проекта Противоречие: Творчество каждого автора самобытно, индивидуально. Но довольно

Методологический паспорт проекта

Противоречие: Творчество каждого автора самобытно, индивидуально. Но довольно часто

в произведениях художественной литературы, принадлежащих перу мастеров слова, можно наблюдать явное или скрытое, но несомненное, «присутствие» чужого текста.
Проблема: Каково значение привлечения чужого текста в творчестве классиков русской литературы?
Слайд 3

Методологический паспорт проекта Актуальность исследования: Продолжение исследовательской работы 2009-2010 учебного года

Методологический паспорт проекта

Актуальность исследования:
Продолжение исследовательской работы 2009-2010 учебного года
Интерес к роли

и значению пушкинского слова в произведениях русской литературы, изучаемых в 10м классе
Слайд 4

Методологический паспорт проекта Цель исследования: выявить роль пушкинских реминисценций в русской

Методологический паспорт проекта

Цель исследования: выявить роль пушкинских реминисценций в русской литературе

ХIХ века на примере романа И.А.Гончарова «Обыкновенная история», романа Ф.М.Достоевского «Идиот», рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда».
Слайд 5

Методологический паспорт проекта Гипотеза: Если изучить литературу, дающую определение и систематизацию

Методологический паспорт проекта

Гипотеза: Если
изучить литературу, дающую определение и систематизацию реминисценции, ее

типам и функциям в художественном тексте;
изучить биографические материалы, дающие представление о роли пушкинского слова в формировании творческого мироощущения писателей; исследовать тексты художественных произведений;
исследовать тексты художественных произведений;
выявить основные типы пушкинских реминисценций в исследуемых текстах;
Слайд 6

Методологический паспорт проекта То можно сделать вывод о роли пушкинских реминисценций

Методологический паспорт проекта

То можно сделать вывод о
роли пушкинских реминисценций в литературе

XIX века;
роли реминисценции как таковой в литературе XIX века.
Слайд 7

Методологический паспорт проекта Задачи: 1) Изучить литературоведческие материалы, дающие определение и

Методологический паспорт проекта

Задачи:
1) Изучить литературоведческие материалы, дающие определение и систематизацию реминисценции,

ее типам и функциям в художественном тексте;
2) Изучить биографические материалы, дающие представление о роли пушкинского наследия в формировании творческого мироощущения И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова;
Слайд 8

Методологический паспорт проекта 3) Исследовать тексты художественных произведений (роман И.А.Гончарова «Обыкновенная

Методологический паспорт проекта

3) Исследовать тексты художественных произведений (роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история»,

роман Ф.М.Достоевского «Идиот», рассказ А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда») на предмет использования в них реминисценций пушкинских текстов;
4) Выявить основные типы реминисценций в данных произведениях и определить их роль;
5) Сделать выводы о значении пушкинских реминисценций в литературе ХIХ века (на примере романа И.А.Гончарова «Обыкновенная история», романа Ф.М.Достоевского «Идиот», рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда»).
Слайд 9

Библиография Справочный материал: Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. «Хрестоматия критических материалов. Русская

Библиография

Справочный материал:
Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. «Хрестоматия критических материалов. Русская литература XIX

века»
Берковский Н. Я. «Повести Белкина», «Статьи о литературе»
Википедия Свободная энциклопедия (http://ru.wikipedia.org)
Головачева А. Г. «Повести Ивана Петровича Белкина, «пересказанные» Антоном Павловичем Чеховым», «Чеховиана: Чехов и Пушкин»
Издательство Московского университета. «Русская литература XIX – XX веков. Учебное пособие для поступающих в вузы в двух томах»
Слайд 10

Библиография Касаткина Т.А. «Художественная реальность слова: Онтологичность слова в творчестве Ф.М.

Библиография

Касаткина Т.А. «Художественная реальность слова: Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского

как основа "реализма в высшем смысле"»
Лотман Ю.М. «Учебник по русской литературе для средней школы»
Мельник В.И. «А.С.Пушкин в жизни И.А.Гончарова» - www.portal-slovo.ru.
Супрун А. Е. «Текстовые реминисценции как языковое явление»
Хализев В.Е. «Теория литературы»
Слайд 11

Библиография Художественные произведения: Гончаров И.А. «Обыкновенная история» - СПБ.: Издательская Группа

Библиография

Художественные произведения:
Гончаров И.А. «Обыкновенная история» - СПБ.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2009.
Достоевский

Ф.М. «Идиот» - М.: «Издательство Астрель», 2010.
Пушкин А.С. «Сочинения в трех томах» - М.: «Художественная литература», 1986.
Чехов А. П. «Полное собрание сочинений и писем» - М.: «Наука», 1974-1982.
Слайд 12

Теоретическая часть 1.1 Определение понятия «реминисценция» в литературе и характеристика основных

Теоретическая часть
1.1 Определение понятия «реминисценция» в литературе и характеристика основных его

видов
1.2 Пушкинское слово в русской литературе ХIХ века
Слайд 13

Теоретическая часть 2.1.1. Иван Александрович Гончаров и Александр Сергеевич Пушкин 2.2.1.

Теоретическая часть

2.1.1. Иван Александрович Гончаров и Александр Сергеевич Пушкин
2.2.1. Федор Михайлович

Достоевский и Александр Сергеевич Пушкин
2.3.1. Антон Павлович Чехов и Александр Сергеевич Пушкин
Слайд 14

Практическая часть 2.1. Пушкинские реминисценции в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история»

Практическая часть
2.1. Пушкинские реминисценции в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история»
2.1.2. Реминисценции

в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история»
2.2. Пушкинские реминисценции в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»
2.2.2. Реминисценции в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»
2.3. Пушкинские реминисценции в рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда»
2.3.2. Реминисценции в рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда»
Слайд 15

Практическая часть А.С. Пушкин Адриян Прохоров обыкновенно был угрюм и задумчив

Практическая часть

А.С. Пушкин

Адриян Прохоров обыкновенно был угрюм и задумчив
Но Трюхина умирала

на Разгуляе, и Прохоров боялся, чтоб ее наследники, несмотря на свое обещание, не поленились послать за ним в такую даль и не сторговались бы с ближайшим подрядчиком.

А.П. Чехов

Яков никогда не бывал в хорошем расположении духа
Полицейский надзиратель был два года болен и чахнул, и Яков с нетерпением ждал, когда он умрет, но надзиратель уехал в губернский город лечиться и взял да там и умер.

Слайд 16

«Я … жаркий и неизменный поклонник Александра Сергеевича. Он с детства

«Я … жаркий и неизменный поклонник Александра Сергеевича. Он с

детства был моим идолом, и только он один…» - И.А. Гончаров
Слайд 17

Пушкинское слово в романе «Обыкновенная история» Борис Годунов Евгений Онегин Капитанская

Пушкинское слово в романе «Обыкновенная история»

Борис Годунов
Евгений Онегин
Капитанская дочка
Медный всадник
Моцарт и

Сальери
Руслан и Людмила
Скупой рыцарь
Цыганы

Возрождение
Демон
«Если жизнь тебя обманет…»
К *** («Я помню чудное мговенье»)
«Мой первый друг, мой друг бесценный…»
«Погасло дневное светило…»
Полководец
Цветок
«Я вас любил…»
«Я пережил свои желанья…»

Слайд 18

Пушкинские реминисценции в романе «Обыкновенная история»

Пушкинские реминисценции в романе «Обыкновенная история»

Слайд 19

Пушкинские реминисценции в романе «Обыкновенная история» И.А. Гончаров «Обыкновенная история» однообразные

Пушкинские реминисценции в романе «Обыкновенная история»

И.А. Гончаров «Обыкновенная история»

однообразные каменные громады,

которые, как колоссальные гробницы,сплошною массою тянутся одна за другою.

А.С. Пушкин «Медный всадник»

Громады стройные теснятся
Дворцов и башен

Слайд 20

Выводы При знакомстве с тем или иным произведением художественной литературы мы

Выводы

При знакомстве с тем или иным произведением художественной литературы мы часто

сталкиваемся с явлением реминисценции.
Реминисценции  — это «образы литературы в литературе».
Слайд 21

Выводы Реминисценции составляют одно из звеньев содержательной формы литературных произведений. Реминисценции

Выводы

Реминисценции составляют одно из звеньев содержательной формы литературных произведений.
Реминисценции реализуют

культурно-художественную и жанрово-стилистическую проблематику творчества писателей, их потребность в художественно-образном отклике на явления предшествующего искусства, прежде всего словесного.
Слайд 22

Выводы Пушкинское слово живет в произведениях русских писателей-классиков в самых разных проявлениях.

Выводы

Пушкинское слово живет в произведениях русских писателей-классиков в самых разных проявлениях.

Слайд 23

Выводы В романе И.А.Гончарова «Обыкновенная история» пушкинские реминисценции: присутствуют во всем

Выводы

В романе И.А.Гончарова «Обыкновенная история» пушкинские реминисценции:
присутствуют во всем многообразии;
составляют

важный пласт «Обыкновенной истории», который связывает воедино все нити повествования, «временные» измерения романа;
помогают читателю осознать причинно-следственные связи происходящего;
дополняют и углубляют образы героев при соотнесении их с пушкинскими;
помогают спроецировать происходящее в современном мире на ушедшую эпоху, выявить изменения, происшедшие в обществе и раскрыть их причины.
Слайд 24

Выводы В романе Ф.М.Достоевского «Идиот» «ключевая» реминисценция: неразрывно связана с проблематикой

Выводы

В романе Ф.М.Достоевского «Идиот» «ключевая» реминисценция:
неразрывно связана с проблематикой романа

и авторским замыслом;
раскрывает многие аспекты внутреннего мира главного героя;
проясняет чувства героя к Аглае и Настасье Филипповне;
выводит героя на уровень предельного философского обобщения, приближая его к образу Христа;
предвосхищает трагический итог жизни героя.
Слайд 25

Выводы В рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» пушкинская реминисценция: является основой

Выводы

В рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» пушкинская реминисценция:
является основой композиции

рассказа;
раскрывает перед читателем глубинное сходство и внутреннюю полемику «двух крайних звеньев одной цепи – русской классической литературы».
Подводит читателя к осознанию того, что бесчеловечно прожитая жизнь несостоявшегося «Ротшильда» была непрожитой жизнью музыканта.
Слайд 26

Выводы Реминисценция как таковая: является интереснейшим художественным средством бесконечно расширяет смысловое

Выводы

Реминисценция как таковая:
является интереснейшим художественным средством
бесконечно расширяет смысловое пространство текста;
рассчитана

на память и ассоциативное восприятие читателя;
требует высокой читательской культуры;
выполняет функцию напоминания.
Слайд 27

Всего и надо, что вчитаться,- боже мой, Всего и дела, что

Всего и надо, что вчитаться,- боже мой,
Всего и дела, что помедлить

над строкою –
Не пролистнуть нетерпеливою рукою,
А задержаться, прочитать и перечесть.
Ю. Левитанский