Родословная Змея Горыныча

Содержание

Слайд 2

Змей Горыныч – известный персонаж рус-ских народных сказок и былин. Это

Змей Горыныч –

известный персонаж рус-ских народных сказок и былин. Это говорящее

многоголовое существо. Голов у Горыныча может быть не только 3, но и 6, и 9, и 12. Тело у него змеиное, на четырех лапах и покрыто крепким панцирем. Он может извергать из ноздрей и ушей дым, а изо рта – пламя.
Горыныч – это вовсе не прозвище, а отчество. Проис-ходит оно от славянского имени Горыня – подобный горе, громадный, несокрушимый.
Слайд 3

Происхождение Змея Горыныча

Происхождение Змея Горыныча

Слайд 4

Версия историческая Под собирательным образом Змея Горыныча таятся несметные полчища татаро-монгольских

Версия историческая

Под собирательным образом Змея Горыныча таятся несметные полчища татаро-монгольских или

других степных кочевников.
Нашествия, которые пытались отразить местные богатыри, были бесконечными, как головы чудища: отрубаешь одну, взамен вырастают две. Кроме того все нападения кочевников сопровождались страшными пожарищами. Также есть ряд подтверждений тому, что татаро-монгольские воины на Руси использовали порох. Для древних славян клубы огня, прилетающие за городские стены, наверно были сродни дыханию Змея Горыныча, изрыгающего пламя.
Слайд 5

Версия природная Другие исследователи считают, что в образе Змея-Горыныча воплотился страх

Версия природная

Другие исследователи считают, что в образе Змея-Горыныча воплотился страх перед

разрушительными силами природы. Многоголовый Змей – это грозные темные тучи, застилающие небо и лишающие мир главного источника жизни – света. Эти «небесные горы» не только закрывают солнце, но и выпускают ужасные молнии.
Доказательством этой теории может служить то, что Змей Горыныч в русских сказках всегда нападает сверху и никогда не появляется из леса или из воды, как драконы в мифологии других народов.
Слайд 6

Версия мифологическая В некоторых былинах Змей-Горыныч выступает в качестве стражника Калинова

Версия мифологическая

В некоторых былинах Змей-Горыныч выступает в качестве стражника Калинова моста,

который перекинут над рекой Смородиной, разделяющий явь и навь (мир живых и мир мертвых). Аналогия, которая может прийти на ум тем, кто знаком с греческой мифологией – Цербер.
Многие исследователи-культурологи говорят также, что образы русских сказок напрямую связаны с обрядами славян.
Слайд 7

Версия мифологическая У наших предков был своеобразный обычай: чтобы мальчика признали

Версия мифологическая

У наших предков был своеобразный обычай: чтобы мальчика признали мужчиной,

воином, ему нужно было пройти обряд, называемой инициацией.
Мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам. При этом юноши как бы «умирали» для племени (попадали в Подземное Царство) , а затем «воскресали» уже как мужчины, воины и охотники.
Соответственно, чтобы попасть в Подземное Царство, юноше нужно победить Змея Горыныча, то есть совершить подвиг.
Слайд 8

Версия археологическая Существует мнение, что прообразом всех мифологических драконов (в том

Версия археологическая

Существует мнение, что прообразом всех мифологических драконов (в том числе,

и Змея Горыныча) являются когда-то жившие на земле динозавры. Конечно, самими древними животными человечество вряд ли сталкивалось. Но их скелеты люди вполне могли находить. Это и могло привести к рождению образа Змея Горыныча.
Слайд 9

С этим персонажем вы можете встретиться в таких сказках, как: «Иван

С этим персонажем вы можете встретиться в таких сказках, как:

«Иван

Быкович»,
«Иван крестьянский сын»,
«Козьма Скоробогатый»,
«Никита Кожемяка»,
«Три брата и змей»,
«Хрустальная гора»,
былина «Про Добрыню Никитича и Змея Горы-ныча».
Слайд 10

…или в фильмах и мультфильмах, как более старых, так и современных:

…или в фильмах и мультфильмах, как более старых, так и современных:

Слайд 11

А в парке «Кудыкина гора» в Липецкой области есть громадная статуя

А в парке «Кудыкина гора» в Липецкой области есть громадная статуя

Змея Горыныча, сделанная из бетона, которая даже умеет плеваться огнем!
Слайд 12

Кощей Бессмертный – отрицательный персонаж в русских народных сказках. Его описывают

Кощей Бессмертный –

отрицательный персонаж в русских народных сказках.
Его описывают как

высокого высохшего старика, а порой и вовсе как скелет.
Кощей является могущест-венным чародеем: он может превратить в камень целое царство, а человека – в орех, лягушку, змею.
Кощей всегда выступает в сказках как отрицательный персонаж, которого герою нужно победить.
Слайд 13

Версии происхождения имени Кощей (Кащей) 1. От слова кость (kostь). Использовалось

Версии происхождения имени Кощей (Кащей)

1. От слова кость (kostь). Использовалось слово

«кощей» и для обозначения тощего человека.
Слайд 14

Версии происхождения имени Кощей (Кащей) 2. XII веке слово «кощей» означало

Версии происхождения имени Кощей (Кащей)

2. XII веке слово «кощей» означало раба,

пленника.
В таком значении это слово можно встретить, например, в Слове о полку Игореве (так Игорь, попав в плен, садится «в седло кощеево»).
В этом же значении кощей фигурирует в некоторых летописях.
Слайд 15

Версии происхождения имени Кощей (Кащей) 3. Есть версия, что имя «Кощей»

Версии происхождения имени Кощей (Кащей)

3. Есть версия, что имя «Кощей» произошло

от названия священных книг древних славян «кощун». Хранителя этого наследства и называли «кощеем».
Слайд 16

Версии происхождения имени Кощей (Кащей) 4. Это слово, по одним предположениям,

Версии происхождения имени Кощей (Кащей)

4. Это слово, по одним предположениям, от

«стоянка» (в древне-русском «кошь» – стан, обоз, а «кошевой» – старшина, начальник коша, и хранитель общей казны коша (отсюда и рассказы о богатстве Кощея)).
Слайд 17

Происхождение Кощея

Происхождение Кощея

Слайд 18

Кощей олицетворяет собой хазарина или верховного правителя – кагана. Хазария начала

Кощей олицетворяет собой хазарина или верховного правителя – кагана.
Хазария начала

соседствовать с Русью начиная с 5 века н.э. И долгое время была значимым недругом.
Кощей в сказках превращает людей в каменные статуи и уносит в свой замок прекрасную царевну – так сказки символически повествуют о 400-летних набегах кочевников.
Тайна его жизни (игла) запрятана далеко: «игла – в яйце, яйцо – в утке, утка в зайце, заяц – в золотом ларце, ларец висит на высоком дубе».
Здесь отражена символическая недосягаемость вражьего стана.

Версия историческая

Слайд 19

Согласно этой теории Кощей – божество из свиты царя подземного мира

Согласно этой теории Кощей – божество из свиты царя подземного мира

Чернобога (либо, сам Чернобог), властелин трёх подзем-ных царств: Медного, Серебряного и Золотого.
В далёком прошлом наши предки поклонялись Чернобогу, а Кощей вовсе не был злодеем, хотя царствовал в Нави, подземном царстве, которое можно считать аналогом греческого Аида.
А перекочевав в сказочный фольклор, Кощей превратился в злого чародея, главного противника героя.

Версия мифологическая

Слайд 20

Есть и ещё одна интересная версия. Она связана с брачными обрядами

Есть и ещё одна интересная версия. Она связана с брачными обрядами

славян.
Чтобы посвятить девушку в за-мужнюю жизнь, ее символически похищали. Это породило некий обобщенный образ похитителя девиц, который забирал их в свое царство (что расценивалось как временная смерть), а потом возвращал в мир живых.
По этой версии он также не является злым героем – только с приходом христианства, когда изменились представления славян о мире, Кощей также меняется.

Версия мифологическая (2)

Слайд 21

С этим персонажем вы можете встретиться в таких сказках, как: «Елена

С этим персонажем вы можете встретиться в таких сказках, как:

«Елена

Прекрасная»,
«Иван Соснович»,
«Кощей бессмертный»,
«Марья Моревна»,
«Медведко»,
«Меднобородый»,
«Царевна-Змея»,
«Царевна Лягушка».
Слайд 22

…или в фильмах и мультфильмах, как более старых, так и современных:

…или в фильмах и мультфильмах, как более старых, так и современных:

Слайд 23

Баба-Яга – это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу

Баба-Яга –

это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в

избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой.
Но есть важное отличие Бабы-Яги от Змея Горыныча и Кощея: она не всегда враг герою, часто Яга помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.
Слайд 24

Происхождение Бабы-Яги

Происхождение Бабы-Яги

Слайд 25

Во времена язычества люди верили, что их предки помогают им даже

Во времена язычества люди верили, что их предки помогают им даже

после смерти.
Поэтому после того, как умирал кто-то из близких, делали куклу «бабу», в которую должен был вселиться дух умершего.
Эту куклу заворачивали в шубу, сшитую из шкур животных, мехом наружу – ягу. Отсюда и название – Баба-Яга.

1. Баба-Яга – проводник в мир Предков

Слайд 26

После этого сколачивали священную постройку – сруб «без окон, без дверей»,

После этого сколачивали священную постройку – сруб «без окон, без дверей»,

и помещали туда куклу.
Вместе с куклой клали драгоценности и личные вещи и относили в чащу леса, далеко от поселений.
Затем постройку устанав-ливали на стволах подруб-ленных деревьев, чтобы ни звери не могли достать, ни люди не украсть.

1. Баба-Яга – проводник в мир Предков

Слайд 27

Баба-Яга в той версии – проводник в потусторонний мир, мир предков.

Баба-Яга в той версии – проводник в потусторонний мир, мир предков.

Она живет на границе миров живых и мертвых, где-то в «тридевятом царстве». А знаменитая избушка на курьих ножках – как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом.
Слайд 28

Часто это были нелю-димые женщины, кото-рые жили вдали от поселений, в

Часто это были нелю-димые женщины, кото-рые жили вдали от поселений, в

лесу. Многие ученые выводят слово «Яга» от древнерусского слово «язя» («яза»), означающего «немощь», «болезнь».

2. Баба-Яга – знахарка, ведунья

Слайд 29

Во многих сказках Яга собирается поджарить ребёнка в печи на лопате.

Во многих сказках Яга собирается поджарить ребёнка в печи на лопате.


Это очень напоминает обряд «перепекания» младенцев, больных рахитом или атро-фией. Ребенка заворачивали в «пеленку» из теста, клали на деревянную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам.
Разумеется, сам ребёнок не страдал, напротив, многим де-тям такое «лечение» помогало.

2. Баба-Яга – знахарка, ведунья

Слайд 30

Жрица-ведунья распоря-жалась обрядом инициации, о котором упоминалось ранее. Обряд инициации включал

Жрица-ведунья распоря-жалась обрядом инициации, о котором упоминалось ранее.
Обряд инициации включал имитацию

«пожирания» юно-ши чудовищем и последу-ющего «воскрешения». Поэто-му инициации боялись, осо-бенно мальчики и их матери.
Постепенно этот обряд ушел в прошлое, но страх перед ним остался. Так образ ведуньи, проводившей важные обряды, трансформировался в образ косматой, страшной, ведьмы, которая похищает детей и съедает их.

3. Баба-Яга – мудрая жрица

Слайд 31

С этим персонажем вы можете встретиться в таких сказках, как: «Баба-Яга»,

С этим персонажем вы можете встретиться в таких сказках, как:

«Баба-Яга»,


«Василиса Прекрасная»,
«Гуси-лебеди»,
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»,
«Три царства – медное, серебряное и золотое»,
«Финист – ясный сокол»,
«Царь-девица».
Слайд 32

…или в фильмах и мультфильмах, как более старых, так и современных:

…или в фильмах и мультфильмах, как более старых, так и современных: