Русский символизм

Содержание

Слайд 2

Символизм Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в

Символизм

Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России.

По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
Слайд 3

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову

неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.
Слайд 4

Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки

Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки

ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Символизм принято считать уходом от действительности, разочарованием в традиционных ценностях, пессимизмом. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения: никаких красок, только оттенки. Задача поэта внушать читателю определенное настроение.
Слайд 5

Символизм как направление в искусстве сложился во Франции уже в 70-80-е

Символизм как направление в искусстве сложился во Франции уже в 70-80-е

годы прошлого века. Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое вдохновение их русские последователи. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом. Символ перестает быть лишь средством художественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей.
Слайд 6

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) - поэт-символист, который, по признанию В.Брюсова, "нераздельно

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) - поэт-символист, который, по признанию В.Брюсова, "нераздельно

царил над русской поэзией" в начале XX века. "Стихийный гений", неутомимый путешественник, кумир целого поколения.

Представители.

Слайд 7

Бальмонт считается крупнейшим представителем старшего поколения символистов. «Королем нашей поэзии», наиболее

Бальмонт считается крупнейшим представителем старшего поколения символистов. «Королем нашей поэзии», наиболее

ярким поэтом в «истории нашего символизма» называл его И. Анненский. Брюсов в разные годы писал: «Равных Бальмонту в искусстве стиха в русской литературе не было» (1903); «В течение десятилетия Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией» (1906).
Бальмонта трактовали как поэта жизнеутверждающего. А. Блок, например, так характеризовал его творчество (1907): «Когда слушаешь Бальмонта — всегда слушаешь весну. Никто не окутывает душу таким светлым туманом, как Бальмонт. Ярко было всегда его солнце...»
Главная и основная черта поэтических убеждений Бальмонта — оптимизм... светлое и радостное, какое-то победное настроение проходит золотой полосой через все десять томов его стихотворений.
Слайд 8

Сам Бальмонт тоже осмысливал свой творческий путь как путь к свету

Сам Бальмонт тоже осмысливал свой творческий путь как путь к свету

и радости. В предисловии к первому тому «Полного собрания стихов» (1909) он писал: «Мое творчество началось... с печали, угнетенности и сумерек, началось под северным небом. Но, силою внутренней неизбежности, через жажду безгранного, безбрежного, через долгие скитания по пустынным равнинам и провалам Тишины, подошло к радостному Свету, к Огню, к победительному Солнцу». Перебрасывая, далее, «звенья» от книги к книге, Бальмонт утверждал, что его мечта «создает мост и уходит в вольные, манящие дали. От бесцветных сумерек к красочному Маю... от незнанья к счастью вечного познания, от гнета к глубокому вздоху освобожденья».
Слайд 9

Первая книга Бальмонта-символиста — «Под северным небом» (1894) — имеет эпиграфом

Первая книга Бальмонта-символиста — «Под северным небом» (1894) — имеет эпиграфом

строки из Ленау: «Вне страдания божественное недостижимо». И в этом суть книги. Поэт всячески возвеличивает страдания: «Одна есть в мире красота — любви, печали, отреченья и добровольного мученья...» Страдания и скорбь противопоставляются «Солнцу», «Весне» и оказываются единственно «истинными»:
Есть красота в постоянстве страдания
И в неизменности скорбной мечты.
Поэтому с самого начала возникают у Бальмонта совершенно определенные символические образы мира. Это «Болото» (стихотворение), «нищенская жизнь без бурь, без ощущений, холодный полумрак, без звуков и огня», где «жабы черные... ведут зловещий хоровод». Это мир, где господствуют «Духи чумы» (название другого стихотворения) и «в двери к людям стучат смерть, гибель, страх». Или, наконец, это мир, который «безответен и нем», в котором вечно звучит скорбный вопрос: «Зачем? Зачем?» (название стихотворения), а люди «обмануты, плачут, точно дети».
Слайд 10

Брюсов - поэтический вождь символистов. Руссский сиволизм как литературное направление родился

Брюсов - поэтический вождь символистов. Руссский сиволизм как литературное
направление родился с

появлением поэтических сборников "Русские символисты" (1894 - 95).
Слайд 11

В манифесте к первому сборнику - Брюсов охарактеризовал символизм как близкую

В манифесте к первому сборнику - Брюсов охарактеризовал символизм как близкую

к импрессионизму: цель символизма рядом сопоставлений.
Во 2м сборнике он называл символизм как поэзия намеков.
Стихотворение "Творчество" - и есть поэзия намеков. Поэт передает процесс творчества символами.
Валерий Брюсов писал о себе: " Я называю символической поэзией тот род поэзии, где помимо конкретного содержания есть содержание скрытое соединенное с ним органически". Символ видится ему в проникновении в тайный смысл явлений с помощью намеков, недомолвок и особых поэтических вдохновений. Он чужд мистики и религиозным исканиям. Поэт символист отображает не окружающий его мир, а лишь субъективное влечение от него. Его задача - в воссоздании потока мгновенных ощущений и раздумий.
Слайд 12

Гиппиус Зинаида Николаевна (1869-1945), русская писательница. Идеолог символизма. «Я ничего не

Гиппиус Зинаида Николаевна (1869-1945), русская писательница. Идеолог символизма.
«Я ничего не боюсь

…» (литературное кредо З. Н. Гиппиус).
Слайд 13

Зинаида Гиппиус: Поэт, показавший себя своенравно и дерзко. Свой путь писателя

Зинаида Гиппиус: Поэт, показавший себя своенравно и дерзко. Свой путь писателя

Гиппиус начала как поэт. Два ее первых, еще подражательных, "полудетских" стихотворения были напечатаны в "Северном вестнике" (1888), вокруг которого группировались петербургские символисты "старшего" поколения. Ранние стихи Гиппиус отражали общую ситуацию пессимизма и меланхолии 1880-х гг. Молодое поколение было увлечено поэзией Надсона, и Гиппиус вместе с Минским, Бальмонтом и Мережковским не была здесь исключением.
Слайд 14

Первый романтическо-подражательный этап творчества Гиппиус 1889—1892 гг. совпал со временем становления

Первый романтическо-подражательный этап творчества Гиппиус 1889—1892 гг. совпал со временем становления

раннего русского символизма и стал для Гиппиус периодом поисков собственного литературного лица. В журналах "Северный вестник", "Вестник Европы", "Русская мысль" и других она печатает рассказы, романы ("Без талисмана", "Победители", "Мелкие волны") и реже — стихи. Первой заметной публикацией в прозе стал ее небольшой рассказ "Простая жизнь", появившийся в "Вестнике Европы" в 1890 г. с небольшими купюрами и под измененным редактором названием "Злосчастная". Если стихи Гиппиус писала как бы интимно и "для себя" и творила их, по ее словам, словно молитву, то в прозе она сознательно ориентировалась на общий эстетический вкус. В этом проявилась характерная для Гиппиус яркая двойственность ее личности.