Сентиментализм. Истоки появления сентиментализма

Содержание

Слайд 2

ИСТОКИ ПОЯВЛЕНИЯ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА Социокультурный генезис сентиментализма - общественно-политические сдвиги конца XVII

ИСТОКИ ПОЯВЛЕНИЯ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

Социокультурный генезис сентиментализма - общественно-политические сдвиги конца XVII столетия,

разочарование в большой Истории, интерес к частному, приватному в человеческой жизни и т.д., а его философским истоком называют сенсуализм. Сентименталистам того времени близки теория английского философа, Шефтсбери, считавшего нравственное начало лежащим в природе человека, разрабатывающего категорию "морального чувства", утверждавшего, что "мудрость скорее - от сердца, чем от ума". На этой почве возникают изменения у раннего сентиментализма "естественность" натуры человека трактуется не как ее "скандальность, а как потребность и возможность добродетельного поведения.
Возникновению просветительского варианта сентиментализма способствуют и его демократические симпатии, интерес к людям из третьего сословия, по существу впервые ставшим не комическими или сатирическими персонажами, а героями идиллической поэзии, "слезливой драмы", психологического романа, изображаемыми серьезно и сочувственно.
Ранний сентиментализм тяготеет к "деревенской жизни", общения человека с природой.
Поздний "предромантический" сентиментализм питает интерес к иррациональному, загадочному в человеческой душе и в мире.
Слайд 3

То есть развитие сентиментализма заключает в себе стремление приблизить произведения искусства

То есть развитие сентиментализма заключает в себе стремление приблизить произведения искусства

к реальной действительности. Это сказывается практически во всех компонентах действа, будь то театр, литература или живопись: в тематике пьес (отражение частной жизни, разработка семейно-психологических сюжетов); в языке (классицистская пафосная стихотворная речь сменяется прозаической, приближенной к разговорной интонации); в социальной принадлежности персонажей (героями театральных произведений становятся представители третьего сословия); в определении мест действия (дворцовые интерьеры сменяются «природными» и сельскими видами).
Сентиментализм зародился в лирике и романе, а затем проник в драматургию и театральное искусство, оказав влияние на возникновение жанров «слёзной комедии», «мещанской драмы».
Слайд 4

КОНЕЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ СУЩЕСТВОВАНИЯ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (франц. sentimentalisme, от

КОНЕЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ СУЩЕСТВОВАНИЯ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental

– от франц. sentiment – чувство) – тип культуры и художественное направление в литературе и искусстве XVIII в., связанное с новым взглядом на человеческую природу, с приданием особой ценности сфере частной жизни, душевным переживаниям, чувствительности, сердечности и одновременно – с новым отношением к окружающей человека природе, к естественным ландшафтам, простоте и невозделанности. Проявления сентиментализма можно обнаружить уже в первые десятилетия XVIII в.
Как литературное направление сентиментализм вполне сформировался уже к 40-м годам XVIII века (отдельные тенденции его начали появляться и ранее).
Однако хронологические рамки сентиментализма как целостного направления – 1740 – 1790.
Слайд 5

Жан-Батист Грёз. «Юная девушка у окна» Вторая половина 18-го века. «Юлия,

Жан-Батист Грёз.
«Юная девушка у окна»
Вторая половина 18-го века.

«Юлия, или Новая Элоиза»

Роман в письмах.
Жан-Жак Руссо. 1757-1760 год.

Театр. Пьера Карле Мариво
(1688-1763).
французский драматург.
Вносил черты чувствительной сентиментальности в произведения
«Игра любви и случая», 1730; «Торжество любви», 1732; «Наследство», 1736 и др.

Слайд 6

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА 1. Придание особой ценности сфере частной жизни 2.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

1. Придание особой ценности сфере частной жизни 2. Наличие душевных

переживаний 3. Ярко выраженная чувствительность в сочетании с сердечностью 4. Новое отношение к окружающей человека природе (природа предстаёт собеседником для чувствительной души, она живая и одухотворенная, идилличная) 5. Сентиментальный герой не претендует на героизм и величие. Он — простой, маленький человек, готовый довольствоваться малым
Слайд 7

ТЕКСТА, ПО КОТОРЫМ МОЖНО СОСТАВИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕНТИМЕНТАЛИЗМЕ Роман Лоренса Стерна

ТЕКСТА, ПО КОТОРЫМ МОЖНО СОСТАВИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕНТИМЕНТАЛИЗМЕ

Роман Лоренса Стерна “Жизнь

и мнение Тристрама Шенди, джентльмена”.
Современники воспринимали как пародию на особый тип романа, получивший название “роман-воспитание”. Роман-воспитание повествовал обычно о приключениях молодого человека (или девушки - но такие сюжеты развивались по иным законам, чем сюжеты о молодом человеке). Он оказывался по тем или иным причинам вне родного дома, сталкивался со всевозможными трудностями и превратностями судьбы, взрослел, получал жизненный опыт и представление об истинных жизненных ценностях, преодолевал все невзгоды и козни противников и соперников и женился на любимой девушке, которая, как правило, все эти годы ждала его.
Слайд 8

Слайд 9

Английский писатель Генри Фильдинг ( 1707 - 1754), автор одного из

Английский писатель Генри Фильдинг ( 1707 - 1754), автор одного из

самых знаменитых “романов-воспитание” “История Тома Джонса, найденыша”, доведя историю героя до женитьбы, то есть до традиционного романного финала, помещает в конце романа главу, названную “Прощание с читателем”, после которой следуют еще 12 глав, в том числе глава,” В которой наша история начинает близиться к развязке”, глава “Наша история подходит еще ближе к развязке”, глава “все ближе к концу” и, наконец, “глава последняя, в которой наша история заканчивается.” Действие разворачивается как бы вне воли автора, и в тот момент, когда он намеревался завершить роман, случились некие события, о которых ему снова пришлось рассказывать. Ведь если судьба романного героя сопоставима с судьбой реального человека, то завершиться она может лишь с его смертью , или... там, где захочется автору.
Так и автор, и читатель оказываются вовлечены в некую игру: автор создает образ героя, который живет, как реальный человек, который может даже дружить с автором - и с читателем, может совершать поступки, как бы против воли автора - а в какой-то момент автор напоминает нам, что он сам выдумал героя и волен прервать рассказ о нем там, где ему, автору, будет угодно.
Слайд 10

Слайд 11

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАПРАВЛЕНИЯ Джеймс Томсон (1700-1748) Эдуард Юнг (1683-1765) Томас Грей (1716-1771)

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАПРАВЛЕНИЯ

Джеймс Томсон
(1700-1748)

Эдуард Юнг
(1683-1765)

Томас Грей
(1716-1771)

Слайд 12

Лоренс Стерн (1713-1768) Жан Жак Руссо (1712-1778)

Лоренс Стерн
(1713-1768)

Жан Жак Руссо
(1712-1778)

Слайд 13

«ИДЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ» ДЛЯ ПИСАТЕЛЯ-СЕНТИМЕНТАЛИСТА Впервые образ читателя как литературоведческая категория был

«ИДЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ» ДЛЯ ПИСАТЕЛЯ-СЕНТИМЕНТАЛИСТА

Впервые образ читателя как литературоведческая категория был осмыслен

вслед за категорией образа автора повествователя, который наиболее ярко представлен в сентиментальной прозе. Рождение фигуры сочувствующего повествователя повлекло за собой формирование фигуры чувствительного читателя. А. Я. Кучеров замечает: «Автор становится верным спутником читателя. Интонацией, отступлением, брошенным вскользь замечанием он заставляет все время помнить о себе».
Таким образом, автор в сентиментализме изливает свои чувства, что становится возможным благодаря авторским обращениям к читателю.
Слайд 14

Другой исследователь сентиментализма Н. Д. Кочеткова акцентирует внимание на характере чтения

Другой исследователь сентиментализма Н. Д. Кочеткова акцентирует внимание на характере чтения

в этот период: «Чтение на лоне природы, в живописном месте приобретает особую прелесть в глазах "чувствительного человека"», «самый процесс чтения на лоне природы доставляет "чувствительному" человеку эстетическое наслаждение».
Действительно, природа в сентиментальных повестях фигурирует как спутник наслаждения и любви
Слайд 15

Все авторские обращения, диалоги с героями и читателями в сентиментальной повести

Все авторские обращения, диалоги с героями и читателями в сентиментальной повести

были направлены на создание реальности происходящих событий на установку интимности эмоционального общения между автором повествователем и читателем, связей между героем и читателем, на подчеркивание роли и активности читателя его сопереживания и соучастия героям.
Таким образом, в начальном периоде в русской сентиментальной повести для писателей идеалом чувствительности в большей мере были читатели девушки, чем юноши. Со временем образ читателя расширяется, утрачивает конкретные признаки и становится ближе образу автора, начинает осознаваться автором как личность, индивидуальность.
Слайд 16

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ПИСАТЕЛЯ-СЕНТИМЕНТАЛИСТА Кто же он, этот сентиментальный человек? Чувствующий, сердечный,

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ПИСАТЕЛЯ-СЕНТИМЕНТАЛИСТА

Кто же он, этот сентиментальный человек? Чувствующий, сердечный, доверчивый,

который знает в себе избыток и доброты, и доверчивости, а потому первым готов посмеяться над собой.
Сентиментальный герой не претендует на героизм и величие. Он — простой, маленький человек. Таков пастор Примроз в романе Голдсмита «Векфильдский священник» (1766). Таков и герой «Сентиментального путешествия по Франции и Италии» Стерна — Йорик. До того как отправиться путешествовать, он появился среди персонажей предшествующего романа Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена».
Слайд 17

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ПИСАТЕЛЯ-СЕНТИМЕНТАЛИСТА Сентиментальным героям не раз приходится застывать в глубокомысленном

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ПИСАТЕЛЯ-СЕНТИМЕНТАЛИСТА

Сентиментальным героям не раз приходится застывать в глубокомысленном недоумении,

запутавшись, подобно собеседникам из романа «Жизнь и мнения Тристрама Шенди», в двух местоимениях: “Друг мой, — сказал я, — если истинно, что я — это я, а вы это вы... — А кто вы? — спросил он. — Не сбивайте меня с толку, — сказал я”. Таков сентиментальный герой в минуты раздумья — комичный, ибо всегда, даже в раздумье, по-детски простодушный. Детскость — ещё одно из понятий сентиментального ряда. В английском языке в это время появилось для его обозначения даже новое слово — childlike (подобный ребёнку). Если о взрослом говорили, что он childish, то подразумевали, что он неподобающе ребячлив, если же — childlike, то это звучало как высокая похвала его естественности, нравственной чистоте — такой, как у ребёнка.
Слайд 18

Однако подлинный герой должен быть строг к себе, и он именно

Однако подлинный герой должен быть строг к себе, и он именно

таков. Пастор Йорик в качестве сентиментального путешественника не столько рассматривает достопримечательности, сколько ловит себя на неискренности, эгоистических побуждениях и в то же время искренне наслаждается не великим, а малым. В Париже более красот Лувра его сердце взволновала мимолётная беседа с хорошенькой цветочницей.
По отношению же к обществу персонаж сентиментализм чаще всего занимает позицию «страдательной пассивности»: «классический герой погибал, Лизу губят», – замечает М. М. Бахтин по поводу героини повести Н. М. Карамзина, и это верно также по отношению к Клариссе Ричардсона, Сюзанне Дидро, Вертеру Гете и многим другим персонажам литературы сентиментализма.