Серебряный век русской культуры

Содержание

Слайд 2

Литература: критический реализм Критический реализм сохранился в творчестве Л.Н.Толстого, а его

Литература: критический реализм Критический реализм сохранился в творчестве Л.Н.Толстого, а его

письма к царю вызвали широкий отклик в обществе. И.Бунин исследовал жизнь крестьянства, а А.Куприн армейские будни. М.Горький впервые описал жизнь пролетариата. В русскую поэзию пришли С.Есенин, Н.Клюев и др.

Л.Н.Толстой

С.А.Есенин

И.А.Бунин

М.Горький

А.И.Куприн

Слайд 3

Литература:символисты Символисты(К.Бальмонт, А.Блок, В.Брюсов) начав с упаднических идей, после 1909г. пропагандируют

Литература:символисты
Символисты(К.Бальмонт, А.Блок, В.Брюсов) начав с упаднических идей, после 1909г. пропагандируют гибель

западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души».

К.Бальмонт

А.Блок

В. Брюсов

Старшие символисты

З.Гиппиус

Д.Мережковский

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета.
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.В. Брюсов

Младшие символисты

Двадцатый век…еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла, Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла.
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне…
И черная земная кровь
Сулит нам , раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…

А.Блок

А.Белый

Слайд 4

Литература:акмеисты Основные принципы акмеистов: - отказ от мистической туманности, приятие мира

Литература:акмеисты
Основные принципы акмеистов:
- отказ от мистической туманности, приятие мира во всем

его многообразии, звучности, яркости;
- четкость образов;
- обращение к прошлому (образы из мифов , из русской истории).

А. Ахматова

Н.Гумилев

Я знаю веселые строки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф
Н. Гумилев

Слайд 5

В. Маяковский Литература: футуристы Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное

В. Маяковский

Литература: футуристы
Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они

уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас»,«Дохлая Луна», «Доители изнуренных жаб», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления В.Маяковский, В.Хлебников и др, объединились в группу «Гилея».

В.Хлебников

И. Северянин

Слайд 6

Живопись: реалистические направление Реалистическое направление сохранилось в творчестве И.Репина, В.Сурикова, М.Нестерова.

Живопись: реалистические направление

Реалистическое направление сохранилось в творчестве И.Репина, В.Сурикова, М.Нестерова.

В.Суриков.

«Боярыня Морозова»

И.Репин. «И.Грозный и сын его»

«Торжественное заседание Государственного совета». И. Репин

«Девочка с персиками». В. А. Серов

М.Нестеров. «Видение отроку Варфоломею»

М.Нестеров. «Три старца»

Слайд 7

Живопись: модернизм 1898г.-создание общества «Мир искусства» (Б.М.Кустодиев, М.В.Добужинский, Е.Е.Лансере, К.А.Сомов, Л.Бакст,

Живопись: модернизм

1898г.-создание общества «Мир искусства» (Б.М.Кустодиев, М.В.Добужинский, Е.Е.Лансере, К.А.Сомов, Л.Бакст, Н.Рерих)

во главе с А.Н.Бенуа и С.П.Дягилевым. Они полагали, что искусство не зависит от политических обстоятельств и должно существовать самостоятельно.

Сомов К. А. Дама в голубом

А.Н.Бенуа. Парад при Павле 1

Рерих Н.К. Святой Сергий Радонежский.

Рерих Н.К. Гонец. Восстал род на род.

Л.Бакст. Ужин

Б.Кустодиев. Купчиха за чаем

Б.Кустодиев. Большевик

Слайд 8

Живопись: авангардизм группа «Голубая роза» (Н.С.Гончаров, М.Ф.Ларионов, К.С. Петров-Водкин, М.С.Сарьян) К.С.

Живопись: авангардизм группа «Голубая роза» (Н.С.Гончаров, М.Ф.Ларионов, К.С. Петров-Водкин, М.С.Сарьян)

К.С. Петров-Водкин. «1918

год в Петрограде» 

К.С. Петров-Водкин. «Купание красного коня»

группа «Бубновый валет» (П.П.Кончаловский, А.В.Лентулов, Р.Р.Фальк)

А.В.Лентулов. Василий Блаженный

группа «Ослиный хвост» (М.Ф.Ларионов, К.С.Малевич (супрематизм)

К. Малевич. Чёрный супрематический квадрат.

К. Малевич. Скачет красная конница.

К. Малевич. Красный квадрат.

Р.Р.Фальк . Пейзаж с парусом.

Слайд 9

М.Врубель «Царевна Лебедь» М.Врубель. Демон летящий. Живопись: символизм М.Врубель. Принцесса Греза.

М.Врубель «Царевна Лебедь»

М.Врубель. Демон летящий.

Живопись: символизм

М.Врубель. Принцесса Греза.

Слайд 10

Скульптура В скульптуре успешно развивался импрессионизм. Импрессиони́зм — одно из крупнейших

Скульптура

В скульптуре успешно развивался импрессионизм. Импрессиони́зм — одно из крупнейших течений

в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Бюст Чехова.
(скульптор С. Коненков)

Памятник Александру III в Санкт-Петербурге. (скульптор П.Трубецкой)

Старость. (скульптор А.Голубкина)

Слайд 11

Архитектура: стиль модерн Азовско-Донской банк в 1913 году. Санкт-Петербург. (архитектор Ф.И.Лидваль)

Архитектура: стиль модерн

Азовско-Донской банк в 1913 году.
Санкт-Петербург. (архитектор Ф.И.Лидваль)

Современный вид

Азовско-Донского банка
(архитектор Ф.И.Лидваль)

Особняк Рябушинского в Москве (архитектор Ф.О.Шехтель)

Ярославский вокзал в Москве

Московский Художественный театр (МХАТ)
(архитектор Ф.О.Шехтель)

Особенности модерна:
подчеркнутая функциональность зданий; отрицание симметрии; новые строительные материалы: железобетон, сталь, стекло. «Отец» русского модерна-Ф.О.Шехтель.

Гостиница «Метрополь» в Москве.
(Архитекторы Л. Н. Кекушев(Архитекторы Л. Н. Кекушев, В. Ф. Валькот)

Слайд 12

Казанский вокзал в Москве (архитектор А.В.Щусев) Архитектура: неорусский стиль Проект фасада

Казанский вокзал в Москве (архитектор А.В.Щусев)

Архитектура: неорусский стиль

Проект фасада Третьяковской галереи В. М. Васнецова.

Архитектура:

эклектика

Эклектика  — художественное направление в архитектуре и изобразительном искусстве, представляющее собой сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иной смысл и назначение.

Слайд 13

Музыка Реалистическое направление: Модернистское направление: в н.20 в.в музыке появились композиторы-

Музыка Реалистическое направление: Модернистское направление: в н.20 в.в музыке появились композиторы- новаторы А.Скрябин,

И.Стравинский, С.Рахманинов, которые стремились выйти за рамки традиционной классической музыки. Вокальная школа дала миру таких выдающихся певцов как Ф.Шаляпин, А.Нежданова, Л.Собинов,И.Ершова.

Композитор С.Рахманинов.

Певец Ф.Шаляпин

Слайд 14

1898г.-основание Московского Художественного общедоступного театра (МХАТ/МХТ) режиссерами К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко.В начале

1898г.-основание Московского Художественного общедоступного театра (МХАТ/МХТ) режиссерами К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко.В начале

века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов.

К.Станиславский и одна из его ролей в спектакле «Мнимый больной»

Е.Вахтангов и одна из его ролей.

Здание Московского Художественного театра 1900-е годы

Театр

Слайд 15

В России в начале века появился кинематограф .В 1908 г. вышла

В России в начале века появился кинематограф .В 1908 г. вышла

1-я русская картина- «Степан Разин», в 1911- «Оборона Севастополя». Режиссер Я.Я.Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры.

Кадр из фильма «Степан Разин» 1908 г

Актриса немого кино Вера Холодная в разных образах.

Кино