Содержание
- 5. Символизм — литературное направление конца XIX — начала XX в. Возник во Франции как протест против
- 9. В «Манифесте символизма», написанном Ж. Мореасом в 1886 г., утверждалось, что прямое изображение реальности, быта только
- 12. Символизм связан с идеалистическим миропониманием, с оправданием индивидуализма и полной свободы личности, с представлением о том,
- 16. В России символизм возник в начале 1890‑х гг. В первое десятилетие ведущую роль в нем играли
- 23. Декадентские мотивы господствовали и в поэзии петербургских авторов, печатавшихся в журнале «Северный Вестник», а на рубеже
- 25. Но во взглядах и прозаическом творчестве петербургских символистов отразилось и многое из того, что будет характерно
- 29. «Старшие символисты» резко отрицали окружающую действительность, говорили миру «нет»: Я действительности нашей не вижу, Я не
- 33. Земная жизнь — лишь «сон», «тень». Реальности противопоставлен мир мечты и творчества — мир, где личность
- 38. «Это — царство красоты: Есть одна только вечная заповедь — жить. В красоте, в красоте несмотря
- 41. Этот мир прекрасен именно тем, что его «нет на свете» (З. Н. Гиппиус).
- 43. Реальная же жизнь изображается как безобразная, злая, скучная и бессмысленная. Особое внимание проявляли символисты к художественному
- 45. «Старшие символисты» еще не создают систему символов; они — импрессионисты, которые стремятся передать тончайшие оттенки настроений,
- 47. Новый период в истории русского символизма (1901–1904) совпал с началом нового революционного подъема в России. Пессимистические
- 51. На литературную арену выходят «младшие символисты» — последователи философа - идеалиста и поэта Вл. С. Соловьева,
- 57. У «младших символистов» декадентское «неприятие мира» сменяется утопическим ожиданием его грядущего преображения.
- 59. А. А. Блок в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) воспевает то же женственное начало юности,
- 64. Те же мотивы встречаются в сборнике А. Белого «Золото в лазури» (1904), где прославляется героическое стремление
- 70. В эти же годы многие «старшие символисты» также резко отходят от настроений прошлого десятилетия, идут к
- 74. С появлением «младших» в поэтику русского символизма входит понятие символа. Для учеников Соловьева это — многозначное
- 78. Годы первой русской революции (1905–1907) вновь существенно изменяют лицо русского символизма. Большинство поэтов откликаются на революционные
- 81. В. Я. Брюсов пишет знаменитое стихотворение «Грядущие гунны», где прославляет неизбежный конец старого мира, к которому,
- 83. Ф. К. Сологуб создает в годы революции книгу стихотворений «Родине» (1906).
- 84. К. Д. Бальмонт — сборник «Песни мстителя» (1907), изданные в Париже и запрещенные в России…
- 86. Еще важнее то, что годы революции перестроили символическое художественное миропонимание. Если раньше Красота понималась (особенно «младшими
- 88. Индивидуализм сменяется поисками новой личности, в которой расцвет «я» связан с жизнью народа. Изменяется и символика:
- 92. Другим становится и строение символа. Все большую роль в нем играют его «земные» значения: социальные, политические,
- 93. Но революция обнаруживает и «комнатный», литературно - кружковый характер направления, его утопичность, политическую наивность, далекость от
- 97. При его решении образовываются два крайне противоположных направления: защита культуры от разрушительной силы революционной стихии (журнал
- 99. Только А. А. Блок, обладающий большей художественной прозорливостью, мечтает о большом общенародном искусстве, пишет статьи о
- 101. Споры 1907 и следующих годов вызвали резкое размежевание символистов. В годы Столыпинской реакции (1907–1911) это приводит
- 103. На смену им приходят художественные установки «самоценного эстетизма» — подражания искусству прошлого. На передний план выдвигаются
- 104. Ведущие символисты сами ощутили кризис направления: их основные журналы («Весы», «Золотое Руно») в 1909 г. закрылись.
- 107. Но символизм как художественный метод еще не исчерпал себя. Так, А. А. Блок, самый талантливый поэт
- 109. Он пытается соединить поэтику символа с темами, унаследованными от реализма XIX в., с неприятием современности (цикл
- 112. Последняя вспышка активности русских символистов — дни Октября, когда группа «Скифы» (А. А. Блок, А. Белый,
- 121. Скачать презентацию